ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/2022 от 16.06.2022 Мглинского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-146/2022

Строка стат. отчёта 3.022

УИД 32RS0019-01-2022-000244-81

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 июня 2022 г. г. Мглин

Мглинский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Зайцева А.Я.,

при секретаре Протченко М.П.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Мглинского района Брянской области Бушмелевой В.П.,

представителя административного ответчика Симонтовской сельской администрации Веремьева С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мглинского района Брянской области в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к Симонтовской сельской администрации о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мглинского района Брянской области обратился в суд с данным административным иском по следующим основаниям.

Прокуратурой Мглинского района проведена проверка расходования бюджетных средств, подлежащих казначейскому и банковскому сопровождению, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности Симонтовской сельской администрации.

В силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В нарушение ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок) сельской администрацией не определены случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, соответствующий муниципальный правовой акт не принят.

Также в нарушение чч. 1, 5 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) местной администрацией не принят муниципальный правовой акт, определяющий порядок казначейского сопровождения бюджетных средств.

Данные нарушения в сфере бюджетных правоотношений не соответствуют общим принципам бюджетного законодательства, что может повлечь неосуществление банковского сопровождения контрактов, а также негативные последствия, связанные с дальнейшим исполнением бюджета, достижением поставленных целей социально-экономического развития муниципального образования, а также создают предпосылки для возможности проявления злоупотреблений в данной сфере правоотношений.

На основании ст. 2, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Закона о местном самоуправлении, ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 г. Закона о контрактной системе в сфере закупок, ст. 72, ч. 1, 5 ст. 242.23 БК РФ просил признать незаконным бездействие Симонтовской сельской администрации в части непринятия муниципальных правовых актов, определяющих случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, и порядок казначейского сопровождения бюджетных средств, обязать Симонтовскую сельскую администрацию принять муниципальный правовой акт, определяющий случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. и муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок казначейского сопровождения бюджетных средств.

В судебном заседании представитель административного истца Бушмелева В.П. поддержала административные исковые требования, пояснив, что случаи банковского сопровождения требуется определить вне зависимости от того, открыты счета сельской администрацией в банках на данный момент или нет. Порядок казначейского сопровождения бюджетных средств в силу закона также устанавливается независимо от заключения сельской администрацией соглашения о казначейском сопровождении Управлением Федерального казначейства.

Глава Симонтовской сельской администрации Веремьев С.И. не признал административные исковые требования, пояснив, что сельская администрация не имеет счетов в банках и не намерена их открывать, поэтому в определении случаев банковского сопровождения необходимости не имеется, а казначейское сопровождение осуществляется Управлением федерального казначейства по Брянской области в соответствии с заключенным соглашением.

Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В соответствии со ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно п. 26 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Согласно пп. 1, 2 ст. 35 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно подпункту «а» части 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 г. № 963, банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Симонтовской сельской администрацией не определены случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, соответствующий муниципальный правовой акт не принят.

В соответствии со ст. 6 БК РФ казначейское сопровождение - проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения.

Как указано в ч. 1 ст. 242.23 БК РФ, казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные в соответствии со статьей 242.25 настоящего Кодекса, предоставляемые с целью исполнения обязательств по заключенным с участниками казначейского сопровождения:

1) государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее в настоящей главе - государственные контракты);

2) договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, договорам о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, договорам о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в настоящем подпункте (далее в настоящей главе - договоры (соглашения);

3) контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются средства, предоставленные в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (далее в настоящей главе - контракты (договоры).

Частью 5 указанной статьи установлено, что финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления), вправе осуществлять казначейское сопровождение в отношении средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 настоящего Кодекса, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, содержащими в том числе положения, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2, пунктом 3 настоящей статьи, а также требования к порядку санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, устанавливаемому финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Согласно ч. 1 ст. 242.26 БК РФ казначейскому сопровождению в соответствии с пунктом 5 статьи 242.23 настоящего Кодекса подлежат:

1) определенные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) средства, получаемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения исполнения которых являются предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) средства, к которым не могут быть отнесены авансы и расчеты:

по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 миллионов рублей;

по контрактам (договорам), заключаемым на сумму менее 50 миллионов рублей бюджетными или автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными или автономными учреждениями), лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за счет средств, поступающих указанным учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) средства, получаемые (полученные) участниками казначейского сопровождения, в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (включая средства, указанные в абзаце четвертом подпункта 1 статьи 242.27 настоящего Кодекса) (ч. 1).

Казначейское сопровождение средств, определенных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) или Федеральным казначейством при осуществлении им отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса (ч. 2).

Однако Симонтовской сельской администрацией до настоящего времени не принят муниципальный правовой акт, определяющий порядок казначейского сопровождения бюджетных средств.

В связи с выявленными нарушениями прокурором 21 марта 2022 г. главе Симонтовской сельской администрации было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу на представление от 20 апреля 2022 г., правовой акт, определяющий банковское сопровождение контрактов, не принят, поскольку Симонтовская сельская администрация не имеет в банке лицевых счетов. Указанный нормативно-правой акт будет принят в случае открытия счета.

Муниципальный правовой акт, определяющий порядок казначейского сопровождения бюджетных средств также не принят. Лицевой счет администрации открыт в территориальном органе Федерального казначейства, с которым заключено соглашение о передаче полномочий на осуществление контроля, предусмотренного законом о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, в удовлетворении представления прокурора фактически отказано, нарушения федерального законодательства не устранены.

Согласно ст. 2 Закона о местном самоуправлении муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Закон не ставит принятие вышеуказанных муниципальных правовых актов в зависимость от наличия счетов в банке или других факторов, исключения, предоставляющие возможность не принимать указанные правовые акты, в приведенных нормах не закреплены, в связи с чем определение случаев банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, и порядка казначейского сопровождения бюджетных средств является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления.

Довод сельской администрации о том, что лицевой счет сельской администрации открыт в территориальном органе Федерального казначейства, с которым заключено соглашение о передаче полномочий на осуществление контроля, предусмотренного законом о контрактной системе в сфере закупок, суд находит несостоятельным.

Как указывается в п. 2 ст. 242.26 БК РФ, казначейское сопровождение средств, определенных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) или Федеральным казначейством при осуществлении им отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 220.2 БК РФ, вступившей в силу с 1 января 2021 г., предусмотрено, что в случае обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) Федеральное казначейство осуществляет отдельные функции финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), связанные:

1) с открытием и ведением лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

2) с доведением бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования (далее в настоящей статье - бюджетные данные) до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

3) с учетом бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

4) с санкционированием операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

5) с открытием и ведением лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

6) с проведением и санкционированием операций по расходам бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные этими учреждениями из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

6.1) с открытием и ведением лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

7) с санкционированием операций по расходам получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения, которым открыты лицевые счета, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

8) с привлечением на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и возвратом привлеченных средств в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 и пунктом 9 статьи 236.1 настоящего Кодекса.

В материалах дела имеется Соглашение о передаче полномочий финансового органа муниципального образования на осуществление контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» территориальному органу Федерального казначейства от 9 января 2020 г., заключенное между Управлением Федерального казначейства по Брянской области и Симонтовской сельской администрацией.

Согласно п. 1.1 данного Соглашения Симонтовская сельская администрация передала территориальному органу Федерального казначейства полномочия по осуществлению контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль за:

1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.

Таким образом, Соглашение не предусматривает тех функций финансового органа муниципального образования, которые могут быть переданы органам Федерального казначейства в соответствии с ч. 1 ст. 220.2 БК РФ в действующей редакции.

Документа о передаче органам Федерального казначейства функций финансового органа муниципального образования, указанных в ч. 1 ст. 220.2 БК РФ, не имеется.

Соответственно, в соответствии с ч. 5 ст. 242.23 БК РФ необходимо принятие нормативно правового акта сельской администрации, устанавливающего порядок сопровождения финансовым органом местного самоуправления казначейского сопровождения бюджетных средств, указанных в ст. 242.26 БК РФ.

По смыслу закона наличие данного порядка не исключает передачу органам Федерального казначейства функций финансового органа муниципального образования.

Однако конкретных действий по устранению выявленных нарушений сельской администрации не принято, что свидетельствует о бездействии в данной сфере.

Данные нарушения в сфере бюджетных правоотношений не соответствуют общим принципам бюджетного законодательства, что может повлечь неосуществление банковского сопровождения контрактов, а также негативные последствия, связанные с дальнейшим исполнением бюджета, достижением поставленных целей социально-экономического развития муниципального образования, а также создают предпосылки для возможности проявления злоупотреблений в данной сфере правоотношений.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих административному ответчику осуществить мероприятия по устранению нарушений, не установлено.

Таким образом, административные исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Что касается срока исполнения решения суда, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2013 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Как указывается в преамбуле постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта "с" пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.

Неоправданная задержка исполнения решения суда по настоящему делу отдалит реальную защиту нарушенных прав граждан.

В силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции РФ и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, а срока исполнения решения суда по настоящему делу должен отвечать требованиям справедливости, быть адекватным и не затрагивать существо конституционных прав участников процесса.

Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд считает целесообразным установить срок исполнения решений суда – 4 месяца со дня вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Мглинского района Брянской области в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к Симонтовской сельской администрации о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Симонтовской сельской администрации Мглинского района Брянской области в части непринятия муниципальных правовых актов, определяющих случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, и порядок казначейского сопровождения бюджетных средств.

Обязать Симонтовскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области принять муниципальный правовой акт, определяющий случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обязать Симонтовскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области принять муниципальный правовой акт, предусматривающий порядок казначейского сопровождения бюджетных средств, в соответствии с ч. 5 ст. 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Установить срок исполнения решения суда – 4 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения необходимо сообщить в суд и прокурору в течение одного месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Мглинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Я.Зайцев

В окончательной форме решение принято 17 июня 2022 г.