ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-147(440011-01-2021-000350-65 от 20.05.2021 Нейского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-147(44RS0011-01-2021-000350-65)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2021 года с. Парфеньево

Нейский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Верховского А.В.,

при секретаре Озеровой О.И.

рассмотрев административное исковое заявление прокурора Парфеньевского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области об обязании Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области в срок до 15 ноября 2021 года получить паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Парфеньевского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области об обязании Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области в срок до 15 ноября 2021 года получить паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства регулирующего вопросы готовности муниципального образования к отопительному сезону 2020-2021 года, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства. В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся, в том числе, полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27.06.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Согласно пункта 4 части I статьи 6 Федерального закона от 27.06.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится в том числе:

- организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов; в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

-выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

При этом полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанных требований закона, приказом Минэнерго России № 103 от 12 марта 2013 года утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.

Правила определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путём проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка). Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности котопительному периоду. В акте содержаться выводы комиссии по итогам проверки: - объект проверки готов к отопительному периоду; - объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; - объект проверки не готов к отопительному периоду.

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу и выдаётся уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней, с даты подписания акта, в случае если объект проверки был готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, устранены в срок. Сроки выдачи паспортов определяются руководителем уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 ноября - для муниципальных образований. В ходе проверки установлено, что на территории Парфеньевского муниципального района находится 11 котельных. Постановлением главы администрации Парфеньевского муниципального района, создана межведомственная Комиссия по проверке готовности к отопительному периоду (далее по тексту - Комиссия), в августе 2020 года проведены проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей теплоэнергии. Комиссией в сентябре 2020 года составлены акты о готовности работы котельных и теплоснабжающего оборудования, Вместе с тем, Комиссией Центрального Управления Ростехнадзора в ходе проверки готовности муниципального образования Парфеньевского муниципального района Костромской области к отопительному сезону выявлены многочисленные нарушения Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103. По результатам проверки 12.11.2020 составлен перечень замечаний и муниципальное образование признано неготовым к работе в отопительном сезоне 2020-2021 г.г.. Перечень нарушения составил 26 пунктов. В связи с чем Парфеньевский муниципальный район признан не готовым к отопительному сезону 2020-2021 г.г. В ноябре-декабре 2020 года администрацией района, в целях устранения нарушений указанных в перечне нарушений к акту проверки Управления Ростехнадзора проведены необходимые мероприятия по устранению недостатков, подготовлена инаправлена соответствующая документация. Однако, по состоянию 21.01.2021 по результатам оценки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. Центральным Управлением Ростехнадзора вновь составлен перечень замечаний, состоящий из 12 пунктов. Паспорт готовности к отопительному сезону 2020-2021 г.г. муниципальным образованием Парфеньевский муниципального района Костромской области не получен. Также паспорт готовности муниципальным образованием Парфеньевский муниципального района не получен и на отопительный сезон 2019-2020 г.г.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее - Закон), прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц ил интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. На основании изложенного просят обязать администрацию Парфеньевского муниципального района Костромской области в срок до 15 ноября 2021 года получить паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 гг.

В судебном заседании заместитель прокурора Парфеньевского района Михайлов С.А. требования поддерживает и пояснил суду, что у них контролируется подготовка к отопительному сезону. Паспорт готовности к отопительному сезону администрация Парфеньевского района в последний раз получала в 2014-2015 годах. Остальные годы Парфеньевский район признавался не готовым. Просят обязать администрацию получить паспорт готовности, который они не получали уже много лет.

Представитель административного ответчика администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области ФИО1 с административным иском не согласна и пояснила суду, что да, паспорт готовности должен быть конечно, но у них есть проблемы. Некоторые котельные передают в МУП «Коммунальщик», а он признан банкротом. Они не знают, что в дальнейшем будет с котельными. Будут назначены торги в отношении этого имущества. Ну и у них никогда не было этого паспорта готовности, так как не было денег. Это даже не 1 миллион трата.

-2-

Представитель заинтересованного лица Центрального управления Ростехнадзора в судебном заседании отсутствует, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Выслушав заместителя прокурора Парфеньевского района Михайлова С.А., представителя административного ответчика администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области ФИО1, исследовав материалы дела, и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, относятся:
-организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
-выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе и муниципальные образования. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения (ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В силу п. 2 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 “Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду” проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее уполномоченные органы).
Согласно п. 7 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения (п. 8 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).
Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (п. 9 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований (п. 10 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»). Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пунктом 12 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»).
Согласно п. 18 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
- наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;

- наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
- наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
- выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Как установлено судом, Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований Костромской области. По результатам проверок готовности к отопительным периодам 2017-2018 годов, 2018-2019 годов, 2020-2021 годов Парфеньевский муниципальный район был признан не готовым к осенне-зимнему периоду и получил акт неготовности с приложением выявленных нарушений.

Согласно акта проверки готовности к отопительному периоду 2017-2018 годов от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Парфеньевский муниципальный район Костромской области в лице Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области не готово к отопительному периоду 2017-2018 годов в связи с наличием ряда нарушений. Паспорт готовности к отопительному сезону 2017-2018 гг. муниципальным образованием Парфеньевский муницпальный район Костромской области не получен в связи с выявленными нарушениями.

Согласно акта проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Парфеньевский муниципальный район Костромской области в лице Администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области не готово к отопительному периоду 2019-2020 годов в связи с наличием ряда нарушений. Паспорт готовности к отопительному сезону 2019-2020 годов муниципальным образованием Парфеньевский муницпальный район Костромской области не получен в связи с выявленными нарушениями.

Согласно акта проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование Парфеньевский муниципальный район Костромской области в лице Администрации Парфеньевского муниципального района

-3-

Костромской области не готово к отопительному периоду 2020-2021 годов в связи с наличием ряда нарушений.

Паспорт готовности к отопительному сезону 2020-2021 годов муниципальным образованием Парфеньевский муницпальный район Костромской области не получен, в связи с выявленными нарушениями.

Таким образом, принимая во внимание, что паспорт готовности муниципального образования к отопительным сезонам 2017-2018 годов, 2019-2020 годов и 2020-2021 годов Администрацией Парфеньевского муниципального района Костромской области не был получен, администрацией допущено нарушение требований п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190- ФЗ "О теплоснабжении", п. 10, п. 12 приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду»), а потому суд полагает необходимым признать требования прокурора обоснованными и законными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд



Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Прокурора Парфеньевского района Костромской области - удовлетворить.

Обязать Администрацию Парфеньевского муниципального района Костромской области в срок до 15 ноября 2021 получить паспорт готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: А.В. Верховский