66RS0015-01-2018-001603-55 Решение составлено: 02.04.2019г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 марта 2019 года г. Асбест Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-95/2019 по административному исковому заявлению Зоновой А. С., Черепановой Н. В. к Администрации Асбестовского городского округа «О признании незаконным нормативно-правого акта» УСТАНОВИЛ: Административные истцы Зонова А.С., Черепанова Н.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Асбестовского городского округа «О признании незаконным нормативно-правого акта», указав, что 26.06.2018 администрацией Асбестовского городского округа было принято Постановление №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе». Указанное постановление было опубликовано в газете «Асбестовский рабочий» «Муниципальный вестник», выпуск №13 (293) от 28.06.2018. По мнению административных истцов, данное постановление администрации Асбестовского городского округа вынесено с нарушением норм действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по установлению платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, чем нарушены права, свободы и законные интересы: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании. В нарушение норм действующего законодательства постановлением №297-ПА от 26.06.2018 администрацией Асбестовского городского округа установлен размер платы за содержание жилого помещения и для собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании. Кроме того, нарушен порядок утверждения размера платы для собственников, выбравших способ управления – управляющая организация. Так, размер платы за содержание не может быть произвольным, утверждается на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей организации, устанавливают необходимость соразмерности платы за содержание утвержденному перечню услуг и работ, объемам и качеству таких услуг и работ; конкретный перечень таких услуг и работ утверждается не управляющими организациями или органами местного самоуправления, а собственникам помещений в многоквартирном доме; стоимость каждой услуги и работы должны быть определены отдельно; плата за содержание и ремонт жилого помещения должна устанавливаться индивидуально по каждому многоквартирному дому с учетом технического состояния дома. По мнению административных истцов, нарушен порядок утверждения размера платы для собственников, выбравших способ управления – ТСЖ. Действующее законодательство предусматривает, что состав работ и услуг утверждается на общем собрании членов ТСЖ, также размер платы для членов ТСЖ устанавливается органами управления ТСЖ с утвержденной сметой доходов и расходов. На основании изложенного, административные истцы просят суд: 1. Признать постановление администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА недействующим полностью, со дня его принятия. 2. Обязать администрация Асбестовского городского округа устранить допущенные нарушения прав собственников (л.д. 60-69 том 1). 11.01.2019 определением Асбестовского городского суда Свердловской области продлен срок рассмотрения настоящего гражданского дела по 28.02.2019 (л.д. 124 том 1) 06.02.2019 в ходе рассмотрения настоящего административного дела в качестве заинтересованного лица привлечен ООО «УК «Асбест» (т. л.д. 174-180 том 1). Административные истцы – Зонова А.С., Черепанова Н.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требованиях по доводам и обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, а также представили письменные пояснения по административному исковому заявлению.(л.д. 35-42 том 2) Определением о прекращении производства по делу в части производство по административному делу №2а-95/2019 по административному исковому заявлению Зоновой А. С., Черепановой Н. В. к Администрации Асбестовского городского округа «О признании незаконным нормативно-правого акта» в части исковых требований Черепановой Н. В. к Администрации Асбестовского городского округа «О признании незаконным нормативно-правого акта» судом было прекращено. Представитель ответчика – Администрации Асбестовского городского округа Осинцева А.Е., Бубнов А.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенном в письменном мнении (л.д. 88-99 том 1, 165-170 том 1) Представитель заинтересованного лица - ООО «УК «Асбест» Гусева Л.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования административных истцов не поддержала по доводам, изложенном в письменном мнении (л.д. 231 том 1). Помощник прокурора г.Асбеста – Макеева М.А. в судебном заседании указала, что заявленные требования незаконны и необоснованны, не подлежат удовлетворению. Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля ФИО8, заслушав специалиста ФИО9, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, 26.06.2018 администрацией Асбестовского городского округа издано постановление №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе», в силу п. 1 данного постановления, с 01.07.2018 установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом, и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, согласно приложению (л.д. 106-111 том 1). В соответствии с п. 4, вступает в силу с 01.07.2018. Опубликовано в «Асбестовский рабочий», №74-75, 28.06.2018 («Муниципальный вестник №13). 18.07.2018 администрацией Асбестовского городского округа вынесено постановление №352-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе» (л.д. 100-105 том 1). Опубликовано в «Асбестовский рабочий», №93-94, 02.08.2018 («Муниципальный вестник» №16). В силу п. 3, вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2018. Постановлением администрации Асбестовского городского округа от 02.10.2018 №478-ПА внесены изменения в постановление администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА (л.д. 114-118 том 1). Опубликовано в «Асбестовский рабочий» 25.10.2018 («Муниципальный вестник» №21). В силу п. 3, вступает в силу с 01.11.2018. 24.10.2018 постановлением администрации Асбестовского городского округа №521-ПА внесены изменения в постановление администрации Асбестовского городского округа от 02.10.2018 №478-ПА «О внесении изменений в постановление администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовскому городском округе» (л.д. 112-113 том 1). Опубликовано в «Асбестовский рабочий» 01.11.2018 («Муниципальный вестник» №22). В силу п.3, вступает в силу с 01.01.2019. Обжалуемым постановлением администрации Асбестовского городского округа №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе» установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом, и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, в том числе в зависимости от категории жилья. Размер платы определен дифференцированно в зависимости от категории жилья, наличия благоустройства (при наличии всех видов благоустройства – централизованное теплоснабжение, лифт, наличие газовых плит, вывоз жидких бытовых отходов, полное благоустройство). При этом размер платы, определенный каждой из строк, складывается из конкретных сумм, определяющих размер платы: за работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций и ненесущих конструкций; работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме; услуги по управлению многоквартирным домом. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса, к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Исходя из положений части 3 статьи 156 указанного Кодекса, к компетенции органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено установление размера платы за содержание жилого помещения органом местного самоуправления в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление, как устанавливающее размер платы за пользование жилым помещением (наем), а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера, принято административным ответчиком, являющимся органом местного самоуправления муниципального образования, в пределах его полномочий, установленных вышеприведенным федеральным законодательством. Так же, суд считает, что Постановление Администрации Асбестовского городского округа от 26 июня 2018г №297-ПА было надлежащим образом опубликовано. Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Приказом Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр утверждены Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы. Согласно п. 3.2 Методических рекомендаций, определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В силу п. 3.6 Методических рекомендаций, плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен). Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности. В пункте 14 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 в соответствии с частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила N 491 и Правила N 416, на которые имеются ссылки в административном исковом заявлении, полномочия органов местного самоуправления не определяют. Так, пункт 35 Правил N 491 закрепляет правило о соразмерности размеров платы за содержание жилого помещения утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. В судебном заседании было установлено, что административный истец Зонова А.С. является собственником жилого помещения- квартиры по адресу: *Адрес*. Собственники данного дома избрали способ управления многоквартирным домом- управление управляющей компанией ООО «УК «Асбест» (ранее – ООО «Жилсервис»). Как следует из пояснений в судебном заседании ответчика Зоновой А.С., представителя третьего лица- ООО «УК «Асбест» Гусевой Л.Д., не смотря на то, что собственники жилого дома *Адрес* на общем собрании от 15.07.2018г. (т. 1 л.д. 235-239) установили размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, ООО «УК «Асбест» в настоящее время в отношении собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: *Адрес*, применяет размер платы за содержание жилого помещения, установленный оспариваемым постановлением, так как, не согласна с вышеуказанным решением общего собрания собственников данного жилого дома. Соответственно, оспариваемое решение прямо затрагивает права и законны интересы административного истца Зоновой А.С. в части установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании. Как следует из письменного мнения (л.д. 88-99 том 1, 165-170 том 1) и пояснений представителей административного ответчика, до установления размера платы за содержание жилого помещения постановлением администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА была запрошена информация от управляющих организаций о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из Минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Указанные обстоятельства подтверждаются запросом главы Асбестовского городского округа от 09.04.2018 (л.д. 139 том 1). В рамках расчета проектируемой платы за содержание жилого помещения управляющими организациями были представлены расчеты с проектируемым увеличением действующей платы от 7% до 102%. В отношении управляющей организации ООО «УК «Асбест» (ранее – ООО «Жилсервис») поступила информация от 28.05.2018 *Номер*. (л.д. 185-186 том 1), с приложением (л.д. 187-225 том 1). При этом, как следует из расчетов, предоставленных управляющими компаниями в Администрацию Асбестовского городского округа, в том числи и ООО «УК «Асбест» (ранее – ООО «Жилсервис»), данные расчеты выполнены в общей форме, без расчетов по каждому дому, и без учета перечня услуг и работ по каждому дому, в связи с чем, данные расчеты не соответствуют предписаниям пунктов 11, 29, 31 и 35 Правил N 491. С 01.07.2018 был вынесен вопрос об утверждении платы за содержание платы за содержание жилого помещения на совещание главы Асбестовского городского округа с участием представителей общественного совета в сфере ЖКХ, Думы Асбестовского городского округа, управляющих компаний. Как пояснили представители ответчика, по итогам совещания и поступивших предложений от управляющих организаций было принято постановление администрации Асбестовского городского округа от 26.06.2018 №297-ПА с учетом индекса потребительских цен, размер платы определен как среднее значение. При этом, как следует из расчетов, предоставленных управляющими компаниями в Администрацию Асбестовского городского округа, расчетный размер платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе, предлагаемый к установлению на территории Асбестовского городского округа управляющими компаниями с 01.07.2018 года, значительно выше установленного оспариваемым постановлением. Так, например, как следует из предоставленной суду плановой сметы расходов и списка работ по содержанию общего имущества МКД по адресу: *Адрес*, на период с *Дата*. составленной ООО «УК «Асбест» (т. 2, л.д. 8-12), стоимость расходов по содержанию общего имущества МКД за 1 м. кв. составляет: 40, 46 рублей. Между тем, как оспариваемым постановлением, в редакции постановления №352-ПА от 18.07.2018, размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирного дома по адресу: *Адрес*, определен в размере 19, 19 рублей на 1 кв.м. (т. 2 л.д. 6-7). При этом, как следует из пояснений представителей ответчика, показаний свидетеля ФИО8, являющейся главным специалистом отдела по экономике Администрации Асбестовского городского округа, пояснений специалиста ФИО9, при принятии оспариваемого постановления расчеты управляющих компаний приняты не были. Как следует из пояснений представителей ответчика в судебном заседании, постановление №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе» является постановлением не об установлении размера платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе, а об индексации ранее установленного размера оплаты. Однако, данные доводы опровергаются содержанием текста самого Постановления Администрации Асбестовского городского округа от 26 июня 2018г №297-ПА, из которого не следует, что данным постановлением лишь индексируется ранее установленный размер платы за содержание жилого помещения, при этом, как установлено в судебном заседании, в Асбестовском городском округе отсутствует установленная в определенном законом порядке какая-либо базовая величина размера платы за содержание жилого помещения, к которой могла бы быть применена индексация, предусмотренная Приказом Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр. Судом установлено, что при установлении размера платы за содержание жилого помещения администрация Асбестовского городского округа экономическую экспертизу расчетов управляющих компаний не проводила, свои расчеты так же произведены не были, экономического обоснования размера платы за содержание жилого помещения администрация Асбестовского городского округа суду не представила. Доводы представителей ответчика о том, что размер тарифа за содержание жилого помещения был установлен с учетом индекса потребительских цен, судом отклоняется, поскольку не представлен какой-либо расчет тарифа за содержание жилого помещения, а также в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, какой тариф был проиндексирован ответчиком при установлении нового тарифа. Соответственно, какого-либо расчета или иного обоснования величин, указанных в строках Приложения к обжалуемому постановлению, административным ответчиком не представлено, несмотря на то, что обязанность представлять эти обоснования лежит на административном ответчике (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При этом, судом отклоняются доводы представителей ответчика, что оспариваемым постановлением не нарушаются права и законные интересы административного ответчика Зоновой А.С., так как, установленный данным постановлением размер платы за содержание жилого помещения меньше предложенного управляющей компанией размера палы, так как, установление экономически не обоснованного размера оплаты за содержание жилого помещения, в том числе, и в меньшем размере, лишает возможности собственника жилого помещения на предоставления качественных услуг по содержанию жилого помещения в объеме, предусмотренном законом. Судом так же учитывается, что административный ответчик Зонова А.С. не является участником правоотношений, установленных постановлением №297-ПА «Об установлении платы за содержание жилого помещения в Асбестовском городском округе», в части установления данным постановлением с 01.07.2018 размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, не выбравших способ управления многоквартирным домом, и в этой части, оспариваемое постановление не нарушает ее прав и законных интересов. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что п. 1 Постановления Администрации Асбестовского городского округа от 26 июня 2018г №297-ПА в части установления с 01 июля 2018 года размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, согласно приложению, установлен административным ответчиком произвольно, так как не подтвержден никакими расчетами. То есть, предписания данного постановления в вышеуказанной части, установлены в нарушение требований части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Поэтому, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о признании его недействующим. В то же время, в соответствии с абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Определяя момент признания названного пункта недействующей, судом учитывается, что предписания этого пункта оспариваемого постановления применялись и на его основе были реализованы права граждан и организаций, поэтому в соответствии с названными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данный пункт подлежит признанию недействующей с момента вступления в законную силу решения суда, а не с момента принятия оспариваемого нормативного правового акта. Признание недействующим п. 1 указанного постановления влечет за собой неурегулированность правоотношений по поводу размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в отношении собственников жилых помещений на территории Асбестовского городского округа, которые не приняли на общем собрании решение о таком размере. Поэтому, на основании части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит необходимым в данном случае возложить на административного ответчика обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющие признанные недействующими положения пункта 1 Постановления Администрации Асбестовского городского округа от 26 июня 2018г №297-ПА. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Зоновой А. С. к Администрации Асбестовского городского округа удовлетворить частично. 1. Признать п. 1 Постановления Администрации Асбестовского городского округа от 26 июня 2018г №297-ПА недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в части установления с 01 июля 2018 года размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, согласно приложению. 2. Обязать Администрацию Асбестовского городского округа Свердловской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющие признанные недействующими положения пункта 1 Постановления Администрации Асбестовского городского округа от 26 июня 2018г №297-ПА. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья ___________________________ И.В. Архипов |