ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1475/19 от 30.04.2019 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-1475/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 апреля 2019 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи Волуйских И.И.

при секретаре Апликаевой И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ОАО «Российские железные дороги» к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Российские железные дороги» (далее также - РЖД) обратилось в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области в котором просило признать незаконным решение об отказе в осуществлении государственного строительного надзора, изложенное в письме от 26 декабря 2018 года № и установить полномочия Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области для осуществления государственного строительного надзора.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что он на основании разрешения от 17 февраля 2016 года, осуществляет реконструкцию котельной в <адрес>. Административный ответчик в письме от 26 декабря 2018 года сообщил о том что, он не уполномочен осуществлять строительный надзор за данным объектом строительства, данный надзор должен осуществляться Ростехнадзором. Данный отказ нарушает права административного истца. Полномочия по осуществлению строительного надзора были определены Федеральным законом № 312-ФЗ от 03 августа 2018 года.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований указав на то, что надзор в отношении объекта строительства осуществлялся Уральским Управлением Ростехнадзора в силу действующих на момент выдачи разрешения на строительство положений Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте». Законом № 312-ФЗ были внесены изменения, согласно которым спорный объект строительства перестал относиться к объектам, надзор за которыми осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Однако, данный закон не имеет обратной силы, следовательно, строительный надзор должен осуществляться тем органом, который выдал положительное заключение экспертизы проектной документации – Ростехнадзором.

Представитель заинтересованного лица - Уральского Управлением Ростехнадзора ФИО3 полагала, что в связи с внесенными Законом № 312-ФЗ изменениями строительный надзор должен осуществляться Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

На основании разрешения на строительство № , выданного 17 февраля 2016 года Администрацией Ашинского муниципального района Челябинской области РЖД, в том числе осуществляет реконструкцию котельной <адрес>.

25 декабря 2018 года РЖД обратилось к Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области с просьбой предоставить информацию по проведению плановой проверки объекта «реконструкцию котельной <адрес>».

Письмом от 26 декабря 2018 года № 1198 Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области сообщило РЖД, что надзорное дело, ранее направленное Уральским Управлением Ростехнадзора в отношении объекта строительства, было возвращено в связи с тем, что осуществление регионального государственного строительного надзора, за объектами, утратившими признаки особо опасных и технически сложных объектов, подлежит завершению органом, которым осуществлялся такой надзор до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 312-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам" (далее также – Закон № 312-ФЗ).

Данное решение оспаривается в рамках настоящего дела.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суть спора заключается в определении уполномоченного органа на осуществление государственного строительного надзора за спорным объектом в связи с принятием Закона № 312-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (далее также - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а именно при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I-V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.

Согласно части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (в редакции до 14.08.2018).

В соответствии с внесенными изменениями в ГрК РФ с 14 августа 2018 года особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Таким образом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный строительный надзор за особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, в том числе объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования приведено в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно которого инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование

Федеральным законом от 03.08.2018 № 312-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О железнодорожном транспорте РФ», которые вступили в силу с 14.08.2018.

В соответствии с частью 3 статьи 54 ГрК РФ строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а именно объектов, в отношении которых организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации), посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I-V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.

Согласно статьи 48.1 ГрК РФ в соответствии с внесенными изменениями к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Из указанного следует, что с момента внесения изменений Законом № 312-ФЗ спорный объект строительства перестал быть объектом в отношении которого государственный строительный надзор осуществляется Ростехнадзором.

Вместе с тем суд, отмечает следующее.

Согласно статье 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" предусматривает, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таковые положения о придании обратной силы Закон № 312-ФЗ не содержит.

Из указанного следует, что поскольку на момент выдачи разрешения на строительство Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области не было уполномочено на осуществление государственного строительного надзора в отношении спорного объекта, то внесенные в закон изменения к данным правоотношениям не применимы.

Также следует отметить, что суд не имеет право наделять государственными полномочиями тот или иной орган государственной власти.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного строительного надзора, изложенное в письме от 26 декабря 2018 года № и установлении полномочий Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области для осуществления государственного строительного надзора, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: И.И. Волуйских