№ 2а-1475/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2021 года г. Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Максименко А.В.,
при секретаре судебного заседания Антоновой А.А.,
с участием представителя транспортной прокуратуры Наваренко З.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН №, ОГРНИП №) о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Краснодарский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к ИП ФИО1 о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что мониторингом информационно-коммуникационной сети «Интернет» установлено функционирование аккаунта социальной сети «Instagram», размещенного по URL-адресу: «https://www.instagram.com/xamon_xamon/», содержащего официальные предложения по продаже сыров «Montagnolo», «Murcia al Vino», мясной продукции (хамона) и др., странами происхождения которых, являются государства-члены Европейского союза (Германия, Испания).
Выявленная в ходе проверки информация находится в свободном доступе для всех лиц, посещающих социальную сеть «Instagram». Количество аккаунтов, подписавшихся на обновления контента «https://www.instagram.com/xamon_xamon/» составляет 2 913.
Реализация выявленной продукции (сыры «Montagnolo», «Murcia al Vino», мясной продукции - хамона) на территории Российской Федерации недопустима, то есть оборот данного товара, как объекта гражданских правоотношений запрещен.
В свою очередь, как следует из содержания приведённого сайта, фактическая реализация «санкционной» продукции, подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации.
Проверкой установлено, что данные интернет-страницы «https://www.instagram.com/xamon_xamon/» на которых размещена указанная информация, в едином реестре отсутствуют.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на вышеуказанном сайте сети «Интернет» любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из страны, принявшей решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц и (или) присоединившееся к такому решению, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 14.2, 16.3, 16.21 КоАП РФ.
Просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с адресом: «https://www.instagram.com/xamon_xamon/», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации, запрещено.
В судебном заседании представитель прокуратуры просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика в зал судебного заседания не явился, о времени и месте слушания по делу был извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица в зал судебного заседания не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в силу положений п. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149 передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Пунктом 9 ст. 2 ФЗ № 149 предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 3 ФЗ № 149 сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Судом установлено, что Краснодарской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства при организации и проведении таможенного, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля выявлен интернет-ресурс, предлагающий приобрести продукцию, запрещенную к ввозу на территорию Российской Федерации.
Так мониторингом информационно-коммуникационной сети «Интернет» установлено функционирование аккаунта социальной сети «Instagram», размещенного по URL-адресу: «https://www.instagram.com/xamon_xamon/», содержащего официальные предложения по продаже сыров «Montagnolo», «Murcia al Vino», мясной продукции (хамона) и др., странами происхождения которых являются государства-члены Европейского союза (Германия, Испания).
В целях защиты национальных интересов государства Президентом Российской Федерации издан Указ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», согласно п. 1 которого в течение одного года со дня его вступления в силу запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении Российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 293 действиеотдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293», продлено с 1 января по 31 декабря 2021 г.
Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293 и от 21 ноября 2020 г. № 730» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, страной происхождения которых являются, в том числе, страны Европейского союза.
Согласно Перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778, к ввозу на территорию Российской Федерации из стран Европейского союза запрещены товары, классифицируемые в позициях 0401-0406 по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Европейского союза (далее по тескту - ТН ВЭД ЕАЭС) - молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания), к каковой относятся сыры, а также в позиции 0210 - мясо соленое, в рассоле, сушеное и копченое.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению.
Таким образом, сыры «Montagnolo», «Murcia al Vino», мясная продукции (хамон), странами происхождения которых являются государства-члены Европейского союза (Германия, Испания), реализуемые посредством дистанционного способа через ресурс социальной сети «Instagram», размещенного по URL-адресу: «https://www.mstagram.com/xamon_xamon/», запрещены к обороту (реализации) на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что магазин «Xamon Xamon», в котором осуществляется розничная продажа товара, запрещённого к ввозу и продаже, принадлежит индивидуальному предпринимателю ФИО1 В материалах дела имеется объяснение ФИО2, являющегося представителем предпринимателя, пояснившего, что в социальной сети «Instagram» создан аккаунт для продажи сыров.
Таким образом, на указанном сайте сети «Интернет» любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из страны, принявшей решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц и (или) присоединившееся к такому решению, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 14.2, 16.3, 16.21 КоАП РФ.
С учетом указанных норм суд приходит к выводу, что доступ к вышеуказанным информационным материалам в соответствии законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149 основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации, основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН №, ОГРНИП №) о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с адресом: «https://www.instagram.com/xamon_xamon/», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к исполнению, направив в Федеральную службу в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения интернет-ресурса в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Меры предварительной защиты по административному иску не применялись.
Вещественные доказательства отсутствуют.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 17.05.2021
Судья -