... дело № 2а-1476/22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Казань 9 февраля 2022 года
Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Булатова И.Х., при секретаре судебного заседания МубаракшинойА.М., с участием прокурора ГатауллинаР.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 59 Республики Татарстан об отмене решений об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обратилась в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 59 Республики Татарстан об отмене решений об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что 17, 18 и 19 сентября 2021 года Я.И.ГА. (член участковой избирательной комиссии), Б.А.ВА. (наблюдатель в участковой избирательной комиссии) и Г.А.ИА. (член участковой избирательной комиссии) работали в участковой избирательной комиссии № 59 г. Казани и снимали видео, которое совокупно с показаниями свидетелей Я.И.ГБ., Б.А.ВБ. и Г.А.ИБ., является доказательством допущенных при проведении выборов нарушений и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В этой связи, административный истец просит суд отменить решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 59 Республики Татарстан от 20 сентября 2021 года об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представители административного ответчика П.Р., П.И. и Г.Е., действующие на основании доверенностей в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, поскольку оспариваемые решения об итогах голосования являются законными, приняты в соответствии с действующим законодательством, пояснили, что административным истцом пропущен десятидневный срок оспаривания решений об итогах голосования.
Представитель заинтересованного лица – Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан ФИО2, действующая на основании доверенности, а также заинтересованное лицо – председатель Территориальной избирательной комиссии Вахитовского района города Казани Ш. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, поскольку административным истцом пропущен десятидневный срок оспаривания решений об итогах голосования, решения об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, пояснили, что оспариваемые решения являются законными и приняты в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав доводы участников процесса, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить без удовлетворения требования административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конкретизируя конституционно-правовые гарантии судебной защиты избирательных прав, статья 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон) предусматривает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд (пункт 1); решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов обжалуются в суды соответствующего уровня; при этом суд рассматривает решение комиссии, организующей выборы, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов (пункт 4); с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии (пункт 10).
Аналогичное регулирование содержится и в статье 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), согласно которой кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (часть 2); с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, в установленных законом случаях прокурор (часть 15); избиратель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах (часть 16).
Согласно части 1 статьи 84, частям 1 и 7 статьи 86 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом N 1 - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 - об итогах голосования по федеральному избирательному округу. На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях либо за пределами территории Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех указанных в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 июля 2021 года № 24/202-8 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатным избирательным округам.
В составе списка по Приволжскому одномандатному избирательному округу № 26 выдвинут кандидат в депутаты М.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 26 «Республика Татарстан (Татарстан) – Приволжский одномандатный избирательный округ» от 1 августа 2021 года № 50, М., выдвинутый политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» зарегистрирован кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу «Республика Татарстан (Татарстан) – Приволжский одномандатный избирательный округ № 26».
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 37/293-8 зарегистрирован федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
... в 2 часа 22 минуты участковой избирательной комиссией № 59 подписаны протокол № 1 об итогах голосования по Приволжскому одномандатному избирательному округу № 26 и протокол № 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 сентября 2021 года № 61/467-8, на основании Протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу от 24 сентября 2021 года, а также на основании протоколов и решений окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам, выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу признаны состоявшимися, а результаты выборов – действительными.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, судебная защита избирательных прав не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 15 января 2002 года N 1-П и от 22 апреля 2013 года N 8-П).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84КАС РФ, а также представленные административным истцом видеофайлы, суд приходит к выводу о том, что по результатам рассмотрения настоящего административного дела судом не установлено существенных нарушений избирательного законодательства, которые привели к искажению воли избирателей в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО». Вопреки доводам административного истца, указанные им нарушения не нашли своего подтверждения доказательствами.
Оспариваемые административным истцом решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 59 Республики Татарстан приняты в пределах компетенции участковой избирательной комиссии и не противоречат закону.
Согласно частям 2, 7 и 10 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Аналогичные положения содержатся в статье 78 Закона.
Из существа заявленных административных исковых требований следует, что административный истец фактически оспаривает итоги голосования на избирательном участке № 59 от 20 сентября 2021 года.
При этом административное исковое заявление поступило в суд только 4 октября 2021 года, то есть с пропуском десятидневного срока на такое обращение. Обстоятельств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, как и доказательств в их подтверждение, не представлено. Оснований для восстановления пропущенного срока не усматривается.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 59 Республики Татарстан об отмене решений от 20 сентября 2021 года об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 59 Республики Татарстан об отмене решений от 20 сентября 2021 года об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья ...
...
...
Решение16.02.2022