Дело №2а-1478/220Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Фиминой Т.А.,
при секретаре Кутаевой Е.М.,
с участием помощника Арзамасского городского прокурора
представителя административного ответчика администрации <адрес> по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Арзамасского городского прокурора в защиту прав,свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,Российской Федерации к администрации г.Арзамаса о признании действий,постановлений в части незаконными
у с т а н о в и л:
Арзамасский городской прокурор Нижегородской области,действуя в защиту прав,свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,РФ обратился в суд с административным иском к администрации г.Арзамаса о признании действий администрации г.Арзамаса об установлении сроков реконструкции и расселения жителей многоквартирного <адрес>,признанного аварийным и подлежащим реконструкции незаконными,признании незаконным постановления администрации г.Арзамаса <дата>.в части установления срока сноса <адрес><дата>.,установлении разумного срока для расселения и реконструкции многоквартирного жилого <адрес>.
В последующим Арзамасский городской прокурор Нижегородской области,действуя в защиту прав,свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,РФ изменил свои требования к администрации г.Арзамаса и просит признать действия администрации г.Арзамаса Нижегородской области об установлении срока реконструкции многоквартирного <адрес>,признанного аварийным и подлежащим реконструкции,до<дата> незаконными,признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса Нижегородской области <дата>.в части установления срока реконструкции <адрес> до<дата> указывая,что городской прокуратурой проведена проверка по обращению ,являющейся собственником <адрес> по вопросу нахождения дома в аварийном состоянии,угрожающем жизни и здоровью граждан,в ходе которой установлено следующее.
Многоквартирный жилой <адрес> на основании заключения межведомственной комиссии,утвержденной распоряжением главы администрации г.Арзамаса от<дата>№-р,с последующими изменениями(дата) признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации г.Арзамаса от<дата>№ «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установлении сроков для расселения и реконструкции» собственникам жилых помещений в указанном доме установлен срок реконструкции дома - до<дата>.Постановлением администрации г.Арзамаса от<дата>№срок реконструкции сокращен до (дата)
Со ссылкой на ст.40Конституции РФ,ст.2,ст.32Жилищного Кодекса РФ,п.7и п.49Постановления Правительства РФ от28января2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением,жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»,п.22постановления Пленума Верховного Суда РФ от02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах,возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации",п.2ст.2Федерального закона от21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указывает,что <адрес> был признан аварийным после (дата) не был включен в действующую региональную адресную программу переселения граждан на территории Нижегородской области,в рамках реализации Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Вместе с тем,в указанном многоквартирном доме,являющимся аварийным,проживают собственники жилых помещений.Исполнениеорганом местного самоуправления обязанностей,предусмотренных ст.ст.2,32Жилищного кодекса РФ в случае проживания граждан в домах,представляющих опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния не может быть поставлено в зависимость от включения данного дома в региональную программу по переселению граждан из ветхого жилья и предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Поскольку дальнейшая эксплуатация <адрес> и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья,а также для жизни и здоровья иных лиц,постановление администрации г.Арзамаса от<дата>№о сокращении срока реконструкции до (дата) нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.
Согласно экспертному заключению ООО «Наш проект» от (дата) жилой<адрес> находится в аварийном состоянии.Основные несущие строительные конструкции:фундамент и стены,находятся в аварийном состоянии,на стадии полного разрушения,что создает угрозу жизни и здоровью людей.
<адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции,поскольку отнесен приказом Минкультуры России от26.10.2017 № 1810 «Об утверждении предмета охраны,границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Арзамас Нижегородской области» к категории исторически ценных градоформирующих объектов и к предмету охраны исторического поселения федерального значения город Арзамас,и,соответственно,подлежит сохранению путем проведения работ по его реконструкции с сохранением архитектурного облика.
Вместе с тем,проведение реконструкции указанного многоквартирного дома требует от собственников помещений в указанном доме наличия специальных познаний в указанной сфере,а также значительных материальных затрат,которыми они не обладают.
Установление администрацией г.Арзамаса длительного срока проведения реконструкции <адрес> (до<дата>) влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц - собственников помещений многоквартирного дома,членов их семей,а также тех,кто находится непосредственно около жилого дома (например,прохожих,которые могут свободно передвигаться около дома,не отвечающего требованиям законодательства),поскольку имеется реальная угроза обрушения дома,в связи с чем,нахождение в данном доме является опасным для граждан,так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и,как следствие,причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Кроме того,до (дата) могут произойти необратимые последствия для граждан,так как в результате чрезвычайной ситуации,указанный дом,разрушаясь,может не только причинить вред жильцам дома,окружающим и неопределенному кругу лиц,но и прекратить свое существование как объект недвижимости,что в свою очередь приведет к нарушению прав жильцов,имеющих право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений,в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом,действия администрации г.Арзамаса об установлении собственникам жилых помещений в указанном доме срока реконструкции дома до (дата) являются незаконными в связи с неразумностью указанного срока.
Дальнейшая эксплуатация <адрес> и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья,влечёт нарушение прав неопределенного круга лиц.
Объективная невозможность определить круг лиц выражается в невозможности их практической индивидуализации и привлечения в качестве сторон (участников) по делу.
Вышеуказанные нарушения посягают на интересы неопределенного круга лиц - собственников помещений многоквартирного дома,членов их семей,а также временно находящихся в жилых и нежилых помещениях (посетители,гости,работники отделов соцзащиты,почтальоны,рабочие и т.д.),обслуживающих нежилые помещения,и тех,кто находится непосредственно около жилого дома (например,прохожих,которые могут свободно передвигаться около дома,не отвечающего требованиям законодательства).
Прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц,установление такого длительного срока для реконструкции многоквартирного <адрес>,не отвечающего принципу разумности,влечет дальнейшую эксплуатацию данного дома,состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью.
Просит признать действия администрации г.Арзамаса Нижегородской области об установлении сроков реконструкции многоквартирного <адрес>,признанного аварийным и подлежащим реконструкции,незаконным,признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса <дата>.в части установления срока сноса <адрес><дата>.,признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса Нижегородской области <дата>.в части установления срока реконструкции <адрес> до<дата>.
В дополнительном заявлении Арзамасского городского прокурора к администрации г.Арзамаса,Арзамасский городской прокурор просит признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса №<дата>. «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установления сроков для расселения и реконструкции» в части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес><дата>
В судебном заседании помощник Арзамасского городского прокурора административный иск поддержала,просит признать незаконными действия администрации г.Арзамаса в части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес>,признанного аварийным и подлежащим реконструкции,<дата>признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса №<дата> части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес><дата>.,признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса №<дата>. «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установления сроков для расселения и реконструкции» в части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес><дата>
Представитель административного ответчика администрации г.Арзамаса по доверенности в судебном заседании с административным иском не согласилась и пояснила,что установленный администрацией срок реконструкции <адрес>,является разумным.
Заинтересованное лицо в судебном заседании требования Арзамасского городского прокурора поддержала.
Выслушав помощника Арзамасского городского прокурора ,представителя административного ответчика администрации г.Арзамаса ,заинтересованное лицо ,изучив письменные материалы дела,суд приходит к следующему.
В соответствии сч.1ст.218КАС РФ гражданин,организация,иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений,действий (бездействия) органа государственной власти,органа местного самоуправления,иного органа,организации,наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения,действия (бездействие) квалификационной коллегии судей,экзаменационной комиссии),должностного лица,государственного или муниципального служащего,если полагают,что нарушены или оспорены их права,свободы и законные интересы,созданы препятствия к осуществлению их прав,свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласностатье40Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство,создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим,иным указанным в законе гражданам,нуждающимся в жилище,оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно техническому заключению «Наш проект» <дата>.общее техническое состояние конструктивных элементов и систем здания жилого <адрес> оценивается как аварийное.Основные несущие строительные конструкции:фундамент и стены,находятся в аварийном состоянии,на стадии полного разрушения,что создает угрозу жизни и здоровью людей.
<дата>.межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением,жилого помещения непригодным для проживания,многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции,садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом приняла заключение №о выявлении оснований для признания многоквартирного<адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии сп.49Положения о признании помещения жилым помещением,жилого помещения непригодным для проживания,многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от28.01.2006г.N47,на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти,орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,орган местного самоуправления в течение30дней со дня получения заключения в установленном импорядке принимает решение,предусмотренноеабзацем седьмым пункта7настоящего Положения,и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения,сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с указаннымПоложением,администрацией г.Арзамаса принято постановление №<дата>
Постановлением администрации г.Арзамаса №<дата>. «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установлении сроков для расселения и реконструкции» установлено,что многоквартирный <адрес> подлежит реконструкции <дата>.-срока,установленного в требовании,предъявленного органом,принявшим решение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции,к собственникам жилых помещений,расположенных в данном доме.
Постановлением администрации г.Арзамаса №<дата>. «О внесении изменений в постановление администрации города Арзамаса <дата>. № «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установлении сроков для расселения и реконструкции» в п.2постановления администрации г.Арзамаса №<дата>. «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установлении сроков для расселения и реконструкции»,цифры «<дата>» заменить на цифры «<дата>».
Вместе с тем,из технического заключения ООО «Наш проект» <дата>.следует,что обследование многоквартирного <адрес> проводилось <дата>.ООО «Престиж-проект» зданию в целом был присвоен физический износ70%.На момент повторного обследования в <дата>.ООО «Наш-Проект» установлено,что здание не подвергалось капитальному ремонту,основные несущие и ограждающие конструкции,находившиеся в аварийном состоянии продолжали разрушаться.Физический износ здания в целом составляет более80%.Необходимо отключение центрального газоснабжения во избежание аварийных ситуаций.Требуется немедленное расселение жильцов и снос аварийного дома.
Из описательной части заключения следует,что конструкция на стадии полного разрушения,в результате гниения обрушены перекрытия части первого и цокольного этажа - до90%площади,обрушены полы и потолки части первого этажа.
В соответствии с "Нормами продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского благоустройства",утвержденными Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР,1982г. (документ по состоянию на <дата>.),в результате произведенных расчетов эксперты пришли к заключению,что:
Общая продолжительность капитального ремонта либо реконструкции без прекращения эксплуатации здания составит-29месяцев.
Общая продолжительность капитального ремонта либо реконструкции с прекращением эксплуатации здания составит-19месяцев.
Сроки,определенные в оспариваемых постановлениях администрации г.Арзамаса для реконструкции многоквартирного дома установлены без учета его технического состояния и возможности полного разрушения,который в настоящее время представляет угрозу жизни и здоровья не только для людей,проживающих в доме,но и для неопределенного круга лиц.Принятие подобных решений органами местного самоуправления не предполагает произвольное,не основанное на объективных данных,определение указанного срока.
Ссылка представителя административного ответчика на то,что гражданам из указанного дома предлагались помещения маневренного фонда для проживания не могут служить основанием для признания законными оспариваемых в указанной части постановлений.
Приказом Минкультуры Российской Федерации от26.10.2017 №1810 «Об утверждении предмета охраны,границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения <адрес>» многоквартирный <адрес> отнесен к категории исторически ценных градоформирующих объектов и к предмету охраны исторического поселения федерального значения город Арзамас.
В соответствии со ст.60Федерального закона от25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» градостроительная,хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия,включенных в реестр,выявленных объектов культурного наследия,предмета охраны исторического поселения.
Как следует из письма Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области <дата>.,статус исторически ценного градоформирующего объекта не препятствует признанию дома аварийным.В таком случае сохранность предмета охраны исторического поселения обеспечивается путем реконструкции исторически ценного градоформирующего обьекта с сохранением его ценных характеристик.
Также из указанного письма следует,что к задачам государственной программы Нижегородской области «Сохранение,популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области»,согласно постановлению Правительства Нижегородской области <дата>№,относится проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (выполнение проектных,реставрационных,консервационных и противоаварийных работ ) на обьектах культурного наследия,относящихся к государственной собственности Нижегородской области.Таким образом,указанная госпрограмма не предусматривает финансирования реконструкции исторически ценных градоформирующих объектов.
Доводы представителя административного ответчика о том,что для проведения реконструкции указанного дома необходимо согласование с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области на что потребуется минимум1год с учетом проведения различных процедур,в связи с чем определенный администрацией г.Арзамаса срок реконструкции дома является разумным,судом не могут быть приняты во внимание,поскольку установленные в оспариваемом постановлении сроки выходят за предельные сроки реконструкции указанного здания,с учетом его технического состояния.
Согласно разъяснениям,содержащимся впункте22Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах,возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от2июля2009года N14,судам следует учитывать,что в силучасти10статьи32Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является,по общему правилу,основанием для предъявления органом,принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией,создаваемой,исходя из принадлежности жилого дома,федеральным органом исполнительной власти,органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления),к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае,если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома,органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка,на котором расположен указанный аварийный дом,для муниципальных нужд (муниципальные нужды заключаются в том,чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома,не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и,соответственно,об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа,за исключением жилых помещений,принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласночасти10статьи32Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормычастей1-3,5-9статьи32названного Кодекса.
Учитывая степень аварийности дома,конструктивные элементы которого находятся на стадии полного разрушения,а физический износ здания в целом составляет80%,отсутствие в государственной программе Нижегородской области «Сохранение,популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области» возможности финансирования реконструкции исторически ценного градоформирующего объекта,суд приходит к выводу о том,что установленные сроки реконструкции,указанные в оспариваемых постановлениях,не отвечают требованиям разумности,являются чрезмерно длительными,в связи с чем требования Арзамасского городского прокурора о признании незаконными действия администрации г.Арзамаса в части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес>,признанного аварийным и подлежащим реконструкции,<дата>.,признании незаконным постановления администрации г.Арзамаса №<дата> части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес><дата>.,признании незаконным постановления администрации г.Арзамаса №<дата>. «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установления сроков для расселения и реконструкции» в части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес><дата>.подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1ч.3ст.227КАС РФ,в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения,действия (бездействия) должны содержаться:
1) указание на признание оспоренных решения,действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права,свободы и законные интересы административного истца,на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган,организацию,лицо,наделенные государственными или иными публичными полномочиями,принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие),и на существо оспоренных решения,действия (бездействия).В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения,действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений,совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав,свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу,совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав,свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений,а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения,действия (бездействия) в суд и лицу,которое являлось административным истцом по этому административному делу,в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу,если иной срок не установлен судом.
Поскольку судом удовлетворены требования Арзамасского городского прокурора,с учетом того,что определение срока реконструкции многоквартирных жилых домов является компетенцией органа местного самоуправления,основные несущие строительные конструкции:фундамент и стены,указанного многоквартирного дома находятся в аварийном состоянии,на стадии полного разрушения,что создает угрозу жизни и здоровью людей,в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на администрацию города Арзамаса обязанность рассмотреть вопрос о сроках реконструкции многоквартирного №по <адрес> в установленном законом порядке и сроке с учетом позиций,изложенных в настоящем решении.
Согласно ч.1ст.219КАС РФ,если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд,административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня,когда гражданину,организации,иному лицу стало известно о нарушении их прав,свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует,что оспариваются в части постановления администрации г.Арзамаса <дата>.и <дата>.,о которых Арзамасскому городскому прокурору стало известно из обращения ,поступившего в Арзамасскую городскую прокуратуру (дата) .,административное исковое заявление подано в суд (дата) .,в связи с чем срок подачи иска в суд не пропущен.
Руководствуясь ст.ст.175,178-180,227КАС РФ,
р е ш и л:
Административный иск Арзамасского городского прокурора в защиту прав,свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,Российской Федерации к администрации г.Арзамаса удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации г.Арзамаса в части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес>,признанного аварийным и подлежащим реконструкции,<дата>
Признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса №<дата> части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес><дата>
Признать незаконным постановление администрации г.Арзамаса №<дата>. «О дальнейшем использовании жилых помещений <адрес> и установления сроков для расселения и реконструкции» в части установления срока реконструкции многоквартирного <адрес><дата>
Обязать администрацию города Арзамаса Нижегородской области в течение30дня со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о сроках реконструкции многоквартирного <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Т.А.Фимина