ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1479/20 от 11.06.2020 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 июня 2020 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,

при помощнике Замбаловой О.Н.,

при секретаре Цыреновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ... по иску Шадриной Натальи Леонидовны в интересах несовершеннолетнего Шадрина М.С. к МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании незаконным действий ответчика,

у с т а н о в и л:

Обращаясь в суд, Шадрина Н.Л. в интересах несовершеннолетнего сына Шадрина М.С. просит признать незаконным действия МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившееся в отказе в принятии ее сына на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования в целях зачисления в дошкольные образовательные организации г. Улан-Удэ. Обязать ответчика зарегистрировать ее сына в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций с даты первоначального обращения - 19.12.2019года.

В суде истец Шадрина Н.Л. исковые требования поддержала в полном объеме и суду пояснила, что их семья проживает по адресу: ... она работает в ..., ее старшая дочь обучается в оба ребенка обслуживаются в . Просит иск удовлетворить.

Представитель МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» по доверенности Санжиева Е.Б. просила рассмотреть дело в их отсутствии.

Согласно письменного отзыва исковые требования не признала, указала на необоснованность заявленных административным истцом требований, ссылаясь на следующие обстоятельства: Поскольку документов, подтверждающих проживание ребенка на территории городского округа «Город Улан-Удэ», заявителем представлено не было, а также указанное не подтвердилось в ответе на запрос через СМВЗ, то у Комитета отсутствовали основания для постановки на учет несовершеннолетнего Шадрина Максима. Отказ Комитета по образованию в постановке Горчакова И.В. на учет детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), городского округа "Город Улан-Удэ» является законным, поскольку полностью соответствует требованиям, предусмотренным Порядком и Административным регламентом. В соответствии с положениями Закона РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства несовершеннолетнего Горчакова И.В. является с.Баргузин. Решение о постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, принимается органом местного самоуправления в административном порядке, в компетенцию суда не входит принятие указанного решения. Суд не вправе подменять собой орган, на который в силу закона, возложена обязанность решения данного вопроса.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Встатье 3Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. ивступившей в силудля СССР 15 сентября 1990г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).

Встатье 5Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт1 части 1 статьи9указанного закона).

В силу части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов ме­стного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предос­тавления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основ­ного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; учет детей, подле­жащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального об­щего, основного общего и среднего общего образования.

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23 апреля 2015 года № 98 утвержден Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным про­граммам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образова­тельных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного об­разования, муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» (далее - Порядок)

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка (в редакции действующей в спорный период) основанием для внесения данных о ребенке в реестр будущих воспитанников является подача заявителем или его представителем (далее - заявитель) заявления (приложение N 1 к настоящему Порядку) в электронном виде через Интернет-портал "Единый портал государственных услуг" (www.gosrjslugi.ru) (далее - ЕГГГУ), а также при личном обращении в образовательную организацию, в ГБУ "Многофункциональный центр Республики Бурятия но предоставлению государственных и муниципальных услуг".

Согласно пункту 2.5 Порядка с заявлением заявители предоставляют следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законного представителя);

- оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка).

Гражданин вправе предоставить документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории г. Улан-Удэ: свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или выписку из лицевого счета жилого помещения.

Если заявитель не представил по собственной инициативе данные документы, Комитет запрашивает сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Пунктом 2.4.1. Порядка предусмотрено, что подача заявления в электронном виде представляет собой заполнение заявителями электронной формы заявления через EПГУ. К электронной форме заявления заявители прилагают сканированные копии и/или фотографии документов в соответствии с п. 2.5 настоящего Порядка.

Согласно пункту 2.7 названного Порядка заявителю отказывается в постановке ребенка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в том числе в случае, если ребенок не проживает на территории го­родского округа «город Улан-Удэ».

Аналогичные положения также предусмотрены постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 2 сентября 2015 года № 240 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной ус­луги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), городского округа «Город Улан-Удэ».

В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента заявителями являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по воспитанию детей в возрасте с момента рождения и до 8 лет (родители, опекуны или иные законные представители ребенка), проживающие на территории городского округа "Город Улан-Удэ".

Согласно п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жи­тельства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет пра­во на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Согласно ст. 2 данного законаместо жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;

В силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Шадрина Н.Л. через многофункциональный центр обратилась в Комитет по образованию с заявлением о постановке ребенка на учет в реестре будущих воспитанников муниципальных ДОО города Улан-Удэ.

Поскольку заявителем документы, подтверждающие проживание по указанному адресу, не предоставлены, Комитетом по образованию через систему межведомственного запроса (далее -СМВЗ) был сделан запрос. Однако в ответе на запрос было указано, что Шадрин М.С. по указанному адресу - ... - не значится.

30.12.2019года Комитет по образованию отказал в регистрации ребенка истца указав, что факт проживания на территории г.Улан-Удэ документально не подтвержден.

На дальнейшие обращения истца, административный ответчик письмами от 05 февраля 2020года и 28 февраля 2020года также отказал в постановке ребенка на учет в реестре будущих воспитанников муниципальных ДОО города Улан-Удэ.

Из представленных истцом документов следует, что истец Шадрина Н.Л. является матерью несовершеннолетнего Шадрина М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Родители ребенка расторгли брак, совместно не проживают. Истец Шадрина и ее дети с ДД.ММ.ГГГГ постановлено проживают в ... Истец Шадрина работает в Старшая дочь истца Шадрина К. обучается в с ДД.ММ.ГГГГ. Оба ребенка обслуживаются в по адресу проживания ...

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным довод истца о фактическом проживании несовершеннолетнего Шадрина М. по адресу: ...

В связи с чем, отказ административного ответчика в принятии ребенка истца на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования, в целях зачисления в дошкольные образовательные организации г. Улан-Удэ, является незаконным и нарушающим право ребенка на образование, создания препятствия в реализации права на доступное и бесплатное образование.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в полном объеме.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в течение пяти рабочих дней со дня вступления его в законную силу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу.

Административный ответчик при удовлетворении административного иска обязан сообщить суду, административному истцу, лицу, в интересах которого было подано соответствующее заявление, об исполнении решения суда в течение десяти рабочих дней со дня вступления его в законную силу (часть 9 статьи 227 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Шадриной Натальи Леонидовны в интересах несовершеннолетнего Шадрина М.С. удовлетворить.

Признать незаконным действия МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившееся в отказе в принятии несовершеннолетнего Шадрина М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования в целях зачисления в дошкольные образовательные организации г. Улан-Удэ.

Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» зарегистрировать несовершеннолетнего Шадрина М.С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций с даты первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ, в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» сообщить об исполнения решения суду и административному истцу в течение десяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.

Судья: Т.В.Цыбикдоржиева