ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-147/18 от 26.03.2018 Юргамышского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г., при секретаре Мутовкиной О.А., рассмотрев 26 марта 2018 года в п. Юргамыше Курганской области в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области о признании бездействия незаконным и обязывании определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Юргамышского поссовета о признании бездействия незаконным и обязывании определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения Администрацией Юргамышского поссовета требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Курганской области от 20.11.1995г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», Закона Курганской области от 01.07.2010г. №27 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области в сфере определения перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1.3.1. КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 27 органы местного самоуправления обязаны осуществлять полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 26 Закона Курганской области №25 составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного настоящим законом, вправе уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области.

Вместе с тем, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении по ст.ст. 1. 2 -5. 8.1 - 21.5. 23.1 - 25.10, п.2, 3 ст. 25.13 - в отношении муниципального имущества, ст. 25.17 - в отношении предоставления муниципальных услуг Закона Курганской области № 25, в Администрации Юргамышекого поссовета не определены. Граждане, допустившие административные правонарушения по указанным статьям к административной ответственности не привлекаются, в результате чего не достигаются задачи законодательства об административном правонарушении, а также цели административного наказания.

Для устранения вышеуказанных нарушений закона 17.10.2017г. пpoкуратурой района Главе администрации Юргамышского поссовета было внесено представление, которое 10.11.2017г. рассмотрено и отклонено на основании того, что переданные полномочия не обеспечены предоставляемыми субвенциями в полном объеме, что противоречит требованиям действующего законодательства, в связи с чем выполнение переданных полномочий невозможно.

Отсутствие денежных средств (их недостаток) само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает ответчика от исполнения обязанности.

С учетом уточнения требований просят признать бездействие Администрации Юргамышского поссовета, выразившееся в непринятии мер по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по составам входящим в компетенцию органов местного самоуправления поселений, незаконным.

Обязать Администрацию Юргамышского поссовета определить перечень должностных лиц Администрации Юргамышского поссовета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1, 2, 3, 5, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 21.3, 21.4, 21.5, 23.1, 24, 25.2, 25.5, 25.9, 25.10, 25.13, 25.17 Закона Курганской области от 20.11.1995г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Юргамышского района - Скоробогатов А.Б. требования поддержал, по изложенным в иске основаниям.

Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Юргамышского поссовета - ФИО1 на удовлетворении иска возражал, пояснил, что Законом Курганской области № 27 – Администрация МО Юргамышского поссовета наделена отдельными государственными полномочиями в сфере определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. При исполнении данных полномочий, Администрация несет расходы на приобретение канцелярских товаров, услуги почты, связи, приобретение ГСМ, оргтехники, заработной плате должностным лицам уполномоченных составлять протоколы. Однако, при расчете субвенций из областного бюджета в расчет включены только канцелярские расходы в размере 20 руб. на 1 тыс. человек населения. Таким образом, переданные полномочия не обеспечены предоставляемыми финансовыми средствами в полном объеме, что противоречив действующему законодательству, в связи с чем. выполнение данных полномочии Администрацией Юргамышского поссовета является невозможным.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 мнение представителя Администрации Юргамышского поссовета ФИО1, поддержала, на удовлетворении административного иска прокурора возражала.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области – ФИО3, на удовлетворении административного иска прокурора не возражала. Поддержала мнение, сказанное ранее в судебном заседании, в котором пояснила, что передача полномочий по определению перечня должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные Законом Курганской области №27, не требует создания новых органов местной администрации, увеличения штатной численности, других расходов. Расчет субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений на осуществление указанных полномочий, производится в соответствии с п.2 ст. 7 Закона Курганской области №27 по соответствующей формуле. Данный Закон в части расчета субвенций в установленном порядке обжалован не был и не является предметом рассмотрения данного спора. Поэтому довод Администрации Юргамышского поссовета о том, что переданные полномочия не обеспечены предоставляемыми субвенциями в полном объеме, является несостоятельным.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Финансового Управления Правительства Курганской области не явился, извещены надлежащим образом. В адрес суда направили письменный отзыв на иск, который согласуется с позицией представителя Правительства Курганской области

Исследовав материалы дела, заслушав административного истца, представителя административного ответчика Администрации Юргамышского поссовета, представителя заинтересованного лица Правительства Курганской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образовании, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации (ст. 1.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 1.3.1. КоАП РФ указанной статьи Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения Администрацией Юргамышского поссовета требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Курганской области от 20.11.1995г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (далее – Закон Курганской области №25), Закона Курганской области от 01.07.2010г. №27 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области в сфере определения перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (далее - Закон Курганской области №27).

В результате проверки было установлено, что перечень должностных лиц, которые по мнению административного истца, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1, 2, 3, 5, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 21.3, 21.4, 21.5, 23.1, 24, 25.2, 25.5, 25.9, 25.10, 25.13, 25.17 Закона Курганской области № 25 в Администрации Юргамышского поссовета не определен в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 26 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Курганской области №25, вправе составлять:

- уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области - о нарушении статей 1, 2 - 21.5, 23.1 - 25.10, пунктов 2, 3 статьи 25.13 в отношении муниципального имущества, статьи 25.17 в отношении предоставления муниципальных услуг, статьи 25.18. (в ред. Законов Курганской области от 24.12.2015г. № 122, от 26.12.2017г. № 119)

Распоряжением от 12.09.2016г. №254-р, от 28.11.2017г. №295-р, от 30.01.2018г. №20-р, определен перечень должностных лиц Администрации Юргамышского поссовета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6, 6.1, 7, 8, 25.4 Закона Курганской области №25.

Согласно информации Администрации Юргамышского района от 27.02.2018г., должностными лицами Администрации Юргамышского поссовета, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.6 Закона Курганской области №25, за 2017 год составлен 1 протокол, в 2018 году – 16 протоколов.

Из расчета административного ответчика – Администрации Юргамышского поссовета следует, что расходы на осуществление полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Курганской области №25, определены на очередной финансовый определены в размере 487, 500 руб.

Непринятие мер по определению перечня должностных лиц уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в части 1 статьи 26 Закона Курганской области №25, по мнению административного ответчика, обусловлено отсутствием субвенций в полном объеме на осуществление переданных полномочий.

В перечне вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления городского поселения, установленного в ст. 14, ст.14.1. Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) составление протоколов об административных правонарушениях – не предусмотрено.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ).

В части 1 статьи 2 Устава определен статус муниципального образования Юргамышского поссовета – городское поселение, что не противоречит ч. 1 ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ.

Администрация Юргамышского поссовета является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Курганской области, структура администрации поселения утверждается поселковой Думой по представлению Главы Юргамышского поссовета. (ч.1 ст. 36, ч.5 ст.36, п.11 ст.37 Устава)

В соответствии со ст.1, ст.2 Закона Курганской области № 27 органы местного самоуправления, в том числе городского поселения наделяются полномочиями по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, на неограниченный срок.

Органы местного самоуправления муниципальных районов Курганской области наделяются полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений на осуществление соответствующих полномочий.

В соответствии со ст.3 данного Закона органы местного самоуправления имеют право на финансовое обеспечение переданных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области и на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

В части 2 данной статьи определено, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с действующим законодательством.

В ст. 4. Закона Курганской области № 27 предусмотрено, что осуществление органами местного самоуправления указанных полномочий, обеспечивают органы государственной власти Курганской области: Правительство Курганской области, Финансовое управление Курганской области и иные органы государственной власти Курганской области, которые в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Законом Курганской области от 26.12.2016г. №103 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019» в 2017 году бюджету Юргамышского района предусмотрены субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий Курганской области в сфере определения перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушений в сумме 800 рублей. (приложение к Закону № 15)

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Курганской области № 27 расчет органами местного самоуправления муниципальных районов Курганской области размера субвенции из бюджета муниципального района, предоставляемой бюджету поселения на осуществление полномочий по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, производится по соответствующей формуле. И как следует из пояснений представителя Правительства Курганской области, при расчете субвенций в расчет включены только канцелярские расходы в размере 20 руб. на 1 тыс. человек населения.

Согласно сведениям Финансового отдела Администрации Юргамышского от 21.02.2018г., бюджету Юргамышского района переданы субвенции в сумме 752 руб., в частности бюджету Администрации Юргамышского поссовета была определена и направлена сумма в размере 180 руб. По данным бухгалтерской отчетности за 2017 год средства израсходованы в полном объеме, остатки финансовых средств по состоянию на 01.01.2018г., отсутствуют.

Руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований частично, поскольку Администрацией Юргамышского поссовета не исполнены возложенные на нее Законом Курганской области № 27 полномочия, по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в полном объеме, что в свою очередь препятствует достижению целей предотвращения и пресечению административных правонарушениях, предусмотренных Законом Курганской области №25.

С учетом изложенного бездействие Администрации Юргамышского поссовета по неосуществлению переданных полномочий является незаконным. Следовательно, возложение на административного ответчика обязанности по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Курганской области №25, является обоснованным.

Недостаточность денежных средств, отсутствие у Администрации Юргамышского поссовета возможности составлять протоколы об административных правонарушениях, в виду отсутствия свободных штатных единиц в аппарате, а также возложение дополнительных трудовых обязанностей на должностных лиц Администрации, на что ссылается административный ответчик, не свидетельствует об отсутствии у Администрации Юргамышского поссовета, обязанности на принятие уполномоченным органом местного самоуправления управленческого решения об утверждении соответствующего перечня.

С учетом изложенного, суд считает возможным, административные исковые требования прокурора Юргамышского района о признании бездействия незаконным и обязывании определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях - удовлетворить частично, в частности о нарушении статей 1, 2, 3, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 21.3, 21.4, 21.5, 23.1, 24, 25.2, 25.5, 25.9, 25.10, пункта 2 и 3 статьи 25.13, 25.17 Закона Курганской области от 20.11.1995г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».

Не подлежат удовлетворению требования прокурора об определении перечня должностных лиц Администрации Юргамышского поссовета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Курганской области №25:

о нарушении статьи 5, поскольку она исключена Законом Курганской области от 04.06.2013г. № 34;

по пункту 1 статьи 25.13 предусматривающей нарушение порядка распоряжения объектом недвижимого имущества (нежилого фонда), находящимся в собственности Курганской области.

Тогда как составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23.13 Закона Курганской области №25, в отношении распоряжения и использования объектов недвижимого имущества (нежилого фонда), находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Курганской области, без разрешения органа местного самоуправления, наделенного полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, и без надлежаще оформленных документов, вправе должностные лица, уполномоченные органами местного самоуправления, следовательно в данной части административный иск прокурора к Администрации Юргамышского поссовета подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.14, 62, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Юргамышского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области о признании бездействия незаконным и обязывании определить перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях – удовлетворить частично.

Признать бездействие Администрации Юргамышского поссовета, выразившееся в непринятии мер по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении по составам входящим в компетенцию органов местного самоуправления предусмотренных статьями 1, 2, 3, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 21.3, 21.4, 21.5, 23.1, 24, 25.2, 25.5, 25.9, 25.10, пунктов 2 и 3 статьи 25.13, 25.17 Закона Курганской области от 20.11.1995г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» - незаконным.

Обязать Администрацию Юргамышского поссовета определить перечень должностных лиц Администрации Юргамышского поссовета, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 1, 2, 3, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 11, 12, 13, 17, 18, 19, 21.3, 21.4, 21.5, 23.1, 24, 25.2, 25.5, 25.9, 25.10, пунктов 2 и 3 статьи 25.13, 25.17 Закона Курганской области от 20.11.1995г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в остальной части иска – отказать за необоснованностью.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: Н.Г. Кузьмина