№2а-147/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 08 февраля 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе судьи Михайловой О.В.,
при секретаре Яковлевой Н.С.,
с участием заместителя Боровичского межрайонного прокурора Синьковой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прохорова И.В., Железова В.И., Соловьева Л.Е., Попова Н.Я., Ермолаева Л.А., Струговец Л.Н., Колмакова Е.А., Кузьмина Г.Я., Абашина И.Ю., Бочкова Е.В., Фрагин Р.Я., Соловьев В.К., Рогова Л.В., Бронина А.А., Александрова Л.Я., Величко Г.А., Лебедева В.Ф., Барчугов В.С., Осташев А.С., Бочкова М.П., Логинова З.В., Бочкова М.П. к Ёгольского сельского поселения о признании недействующим постановления Администрации Ёгольского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению»,
установил:
Прохорова И.В., Железова В.И., Соловьева Л.Е.., Попова Н.Я., Ермолаева Л.А., Струговец Л.Н., Колмакова Е.А., Кузьмина Г.Я., Абашина И.Ю., Бочкова Е.В., Фрагин Р.Я., Соловьев В.К.Рогова Л.В., Бронина А.А., Александрова Л.Я., Величко Г.А., Лебедева В.Ф., Барчугов В.С., Осташев А.С., Бочкова М.П., Логинова З.В., Бочкова М.П. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, указав в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ёгольского сельского поселения <адрес> издано постановление № «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению». Согласно п. 5 указанного акта Администрацией утвержден норматив потребления коммунальных услуг - отопление -N=0,0258Гкал на 1м2 в месяц. Норматив потребления введен с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией принято постановление № «О внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению». Постановлением изложен в новой редакции пункт 5, касающийся установленного норматива потребления коммунальных услуг - отопление, согласно которому увеличен норматив потребления по отоплению на территории Ёгольского сельского поселения в перерасчете на год, то есть принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В связи с изданием указанного постановления, принятого в нарушением действующего законодательства, и применением нового норматива и порядка расчетов жители д. Ёгла, в жилые помещения которых обеспечивается подача тепловой энергии (отопление), вынуждены платить по необоснованному и завышенному нормативу, что сказывается на сумме выставляемых счетов на оплату коммунальных услуг, и, соответственно, приводит к нарушению прав административных истцов и возникновению убытков.
Поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные на территории Ёгольского сельского поселения в настоящее время осуществляет ООО «ТК Новгородская». Оплата поставленной тепловой энергии (отопления) осуществляется на основании утвержденного оспариваемым постановлением норматива.
Считают, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению» не соответствует п. п. 14, 15, 16, 17, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306, Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Полагают, что у Администрации не имелось правовых оснований для досрочного пересмотра нормативов, срок действия которых составляет 3 года. В упомянутом выше Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ не приведен метод установления нормативов потребления, а также период, за который выполнен расчет, не применен коэффициент периодичности платежа. Пунктом 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 306, регламентировано, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет и в течение этого периода названные нормативы пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг (п. 23 Правил).
Как следует из представленных Администрацией материалов, основанием для установления норматива на отопление явился протокол согласования усредненных нормативов потребления коммунальных услуг по <адрес> от 14.11.2008г., согласно которому утвержден норматив на отопление 0,0258 Гкал на 1м2 в месяц. На основании протокола органами местного самоуправления на территории <адрес> был утвержден указанный норматив и начисление производится только в те месяцы, в которых предоставляется соответствующая коммунальная услуга (отопление). Однако после принятия оспариваемого постановления Администрацией Ёгольского сельского поселения получилось, что население должно оплачивать отопление круглый год по нормативу, установленному на отопительный сезон без учета коэффициента периодичности платежа.
На основании изложенного, Прохорова И.В., Железова В.И., Соловьева Л.Е.Попова Н.Я., Ермолаева Л.А., Струговец Л.Н., Колмакова Е.А., Кузьмина Г.Я., Абашина И.Ю., Бочкова Е.В., Фрагин Р.Я., Соловьев В.К.Рогова Л.В., Бронина А.А., Александрова Л.Я., Величко Г.А., Лебедева В.Ф., Барчугов В.С., Осташев А.С., Бочкова М.П., Логинова З.В., Бочкова М.П. просят суд признать недействующим постановление Администрации Ёгольского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению».
В судебное заседание административные истцы Прохорова И.В., Железова В.И., Соловьева Л.Е.Попова Н.Я., Ермолаева Л.А., Струговец Л.Н., Колмакова Е.А., Кузьмина Г.Я., Абашина И.Ю., Бочкова Е.В., Фрагин Р.Я., Соловьев В.К.Рогова Л.В., Бронина А.А., Александрова Л.Я., Величко Г.А., Лебедева В.Ф., Барчугов В.С., Осташев А.С., Бочкова М.П., Логинова З.В., Бочкова М.П. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Представитель административного истца Кузьмина Г.Я., которой в соответствии с ч.3 ст.42 КАС РФ поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, действующая по доверенности, Верещагина С.А., заявленные требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика – Глава Администрации Ёгольского сельского поселения, Герасимова Н.В. заявленные требования признала, пояснив, что оспариваемым постановлением норматив потребления коммунальной услуги – отопление – был изменен, что нарушило права истцов, являющих собственниками и нанимателями жилых помещений на территории Ёгольского сельского поселения и оплачивающих данную услугу до настоящего времени по установленному тарифу в течение всех 12 месяцев в году.
Представитель заинтересованного лица - ООО «ТК Новгородская», действующий по доверенности, Фёдоров Д.С., заявленные требования не признал по тем основаниям, что оспариваемым постановлением норматив потребления коммунальной услуги не изменялся. Норматив потребления коммунальной услуги был определен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в спорный период. На тот момент норматив рассчитывался на 12 месяцев, в связи с чем оспариваемое постановление только разъяснило порядок применения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению».
Представитель заинтересованного лица – Комитета по ценовой и тарифной политике области, действующий по доверенности, Матвеев Д.Н., с обоснованностью заявленных требований также не согласился по тем основанимя, что оспариваемое постановление принято надлежащим органом, в пределах своей компетенции. Норматив потребления тепловой энергии в размере 0,0258 Ггкал/м2/мес определен как произведение годового (в расчете на 12 месяцев) удельного расхода теплоты на 1 кв.м площади и нормы жилой обеспеченности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей в спорный период. То обстоятельство, что на территории остальных поселений <адрес>в, данный норматив и соответственно размер платы применялся только в отопительный период, на что ссылается представитель административных истцов, относится к вопросу применения нормативных правовых актов, но не предрешает вопрос о незаконности оспариваемого постановления.
Представители заинтересованного лица – Управляющей компании «Скандии Плюс», Смирнов С.Н. и Алексеев О.В., действующий по доверенности, с заявленными требованиями также не согласился по тем основаниям, что оспариваемое постановлением не изменило норматив, а только уточнило порядок применения ранее принятого постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению».
Суд, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полгавшего требования подлежащими удовлетворению, поскольку Администрацией Ёгольского сельского поселения оспариваемым постановлением был изменен норматив потребления коммунальной услуги в порядке, противоречащей действующему законодательству, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч.6 ст. 208 КАС РФ).
В соответствии с ч.7 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с ч.11 ст. 213 КАС РФ, утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.1 ст. 216 КАС РФ, в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают (ч.2 ст. 216 КАС РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании Глав сельских поселений, входящих в состав Боровичского муниципального района, с участием представителя ресурсоснабжающей организации согласованы усреднённые нормативы потребления коммунальных услуг по <адрес>, о чем составлен соответствующий протокол (л.д.7).
На основании данного протокола, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ёгольского сельского поселения <адрес> издано постановление № «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению». Данное постановление официально опубликовано на сайте Администрации в сети Интернет по адресу: http://eglaadm.ru/documents/60.html, а также в Приложении к газете «Красная искра» от ДД.ММ.ГГГГ№ (55).
В соответствии с п. 5 указанного акта Администрацией Ёгольского сельского поселения <адрес> утвержден норматив потребления коммунальных услуг - отопление -N=0,0258Гкал на 1м2 в месяц. Норматив потребления введен с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ёгольского сельского поселения <адрес> принято постановление № «О внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению». Постановление опубликовано на сайте Администрации в сети Интернет по адресу: http://eglaadm.ru/documents/65.html, а также в Приложении к газете «Красная искра» от ДД.ММ.ГГГГ№ (65). Пункт 5, касающийся установленного норматива потребления коммунальных услуг - отопление, изложен в новой редакции, в расчете на 12 месяцев.
Поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные на территории Ёгольского сельского поселения в настоящее время осуществляет ООО «ТК Новгородская». Оплата поставленной тепловой энергии (отопления) осуществляется на основании утвержденного оспариваемым постановлением норматива.
Административные истца, как следует из материалов дела, являются собственниками и нанимателями жилых помещений, расположенных на территории Ёгольского поселения. Таким образом, оспариваемое постановление, которое применяется до настоящего времени, затрагивает их права и законные интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 306 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Статьей 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения поселения.
В силу подпункта "д" пункта 5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктом 9 Правил N 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил N 306).
В п. 19 Правил отражено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
В п. 21 Правил указано, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (п. 22 Правил).
Как установлено в судебном заседании, Администрация Ёгольского сельского поселения для проверки обоснованности установленных протоколом общего собрания нормативов потребления коммунальных услуг обращалась в ООО «Ассоциация НАУДЕКС» для дачи заключения по результатам разработки нормативов потребления водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения для населения <адрес><адрес>. Согласно данному заключению, экспертами использовался расчетный метод, по утверждению нормативов потребления теплоэнергии на отопление жилищного фонда <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано установить норматив потребления на 2010 год в размере 0,273 Ггкал в месяц на 12 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Ёгольского сельского поселения <адрес> издано постановление № «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению», согласно п. 5 которого Администрацией Ёгольского сельского поселения <адрес> утвержден норматив потребления коммунальных услуг - отопление -N=0,0258Гкал на 1м2 в месяц.
В действовавшей в спорный период редакции определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода рассчитывался по следующей формуле:
,
где:
- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);
- общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
Таким образом, постановление № «О внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.5 которого норматив отопления установлен из расчета на 12 месяцев, на момент принятия данного постановления не противоречило действующему законодательству. Указанным постановлением, несмотря на доводы административных истцов, норматив потребления коммунальной услуги – отопление - не изменялся.
Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ в новой редакции действуют пункты 3, 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 306 (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 258), содержащие формулу расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях методом аналогов и расчетным методом соответственно. Норматив стал определяться в расчете на продолжительность отопительного периода.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст.216 КАС РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое постановление Администрации Ёгольского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению» вошло в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Заявленные административные исковые требования Прохорова И.В., Железова В.И., Соловьева Л.Е.Попова Н.Я., Ермолаева Л.А., Струговец Л.Н., Колмакова Е.А., Кузьмина Г.Я., Абашина И.Ю., Бочкова Е.В., Фрагин Р.Я., Соловьев В.К., Рогова Л.В., Бронина А.А., Александрова Л.Я., Величко Г.А., Лебедева В.Ф., Барчугов В.С., Осташев А.С.Бочкова М.П., Логинова З.В., Бочкова М.П. к Ёгольского сельского поселения о признании недействующим постановления Администрации Ёгольского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению» – удовлетворить.
Признать недействующим постановление Администрации Ёгольского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по Ёгольскому сельскому поселению» с ДД.ММ.ГГГГ.
Опубликовать решение суда на сайте Администрации Ёгольского сельского поселения <адрес> в сети Интернет по адресу: http://eglaadm.ru/documents/65.html, а также в газете «Красная искра» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Михайлова О.В.
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2016 года