ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-147/2021 от 06.04.2021 Кумторкалинского районного суда (Республика Дагестан)

Дело №2а-147/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Коркмаскала 06 апреля 2021 г.

Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи Н.Ю.Камалова,

при помощнике судьи Е.А.Суминой и секретаре А.М.Солтановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 к Администрации МР «Кумторкалинский район» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» и о возложении на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 Аминовича по доверенности ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации МР «Кумторкалинский район» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» и о возложении на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе», указав, что решением общего собрания садоводов с/о «<данные изъяты>» ФИО2 принят в члены садоводов и ему предоставлен садовый участок №<данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., о чем выдана членская книжка садовода. В предусмотренном законом порядке ФИО5 обратился через МФЦ в администрацию МО «Кумторкалинский район» за получением муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» с целью переоформления садового участка в собственность. Однако ему отказано со ссылкой на «приостановление предоставления государственной собственности до устранения всех вышеперечисленных замечаний». Считает отказ незаконным, поскольку в письме не указаны замечания, которые в соответствии с законодательством могут послужить основанием для отказа, а также не указано, что конкретно должен сделать заявитель для оказания запрошенной услуги, что он должен устранить. Администрация не выделяет по заявлению граждан земельные участки на территории СНТ, они еще при создании СНТ выделены и находятся в пользовании садоводов. ФИО5 не обращался в администрацию за приобретением участка, он обращался за получением муниципальной услуги по оформлению в собственность своего садового участка в рамках 93-ФЗ по «дачной амнистии». Истец, являясь членом садоводческого товарищества «<данные изъяты>», в указанном обществе владеет земельным участком мерою <данные изъяты> кв.м. Кадастровым инженером 13 ноября 2019 года составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане со следующими характеристиками: кадастровый квартал ; площадь <данные изъяты>.0 кв.м.; адрес расположения: <адрес>; вид разрешенного использования - ведение садоводства; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок с/т «<данные изъяты>», уч.<данные изъяты>, находится на землях, выделенных ранее садоводческому товариществу, и находится в фактическом пользовании лица. Им оплачивались различные взносы в общество и земельный налог. Просит признать незаконным отказ Администрации МР «Кумторкалинский район» №2243 от 26.12.2020 и обязать ее в предусмотренные законом сроки принять решение об оказании муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении садового участка по адресу: <адрес>.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку в суд своих представителей не обеспечили.

В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ в связи с тем, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования.

Исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:

02.12.2020 ФИО2 через ФГАУ «МФЦ в РД» по Кумторкалинскому району обратился в Администрацию МР «Кумторкалинский район» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и выдаче распоряжения на выделение земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства и огородничества.

02.12.2020 заявление ФИО2 передано в Администрацию МР «Кумторкалинский район».

В ответном письме Администрации МР «Кумторкалинский район» от 26.12.2020 №2243 за подписью зам. главы ФИО1 на четырех листах приведены ссылки на нормативные правовые акты, но не дан ответ заявителю по существу поставленных им вопросов об утверждении схемы расположения земельного участка и выдаче распоряжения на выделение земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства и огородничества.

В силу ч.2 ст.62 и ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения, соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Постановлением Совета министров ДАССР от 25.02.1992 №60 133 га земель государственного запаса передано Махачкалинскому городскому Совету народных депутатов для развития коллективных садов.

Из них, согласно решению президиума Махачкалинского горсовета народных депутатов от 16.03.1992 № 107 Махачкалинскому ПАТП-1 выделено 18 га земли для создания с/т «<данные изъяты>».

Садоводческое товарищество «<данные изъяты>» зарегистрировано 16.03.1992 и является действующим юридическим лицом. Тем самым подтверждается факт существования с\т «<данные изъяты>» и отведения ему земельного участка.

Согласно членской книжке дачника ФИО2 принят в члены дачного товарищества «<данные изъяты>» 05.04.2008 (дачный участок №<данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.).

Из представленной схемы расположения земельного участка, следует, что накладок в границах со смежными земельными участками не имеется.

Сведения о споре в отношении земельного участка суду не представлены.

В отсутствие протокола о распределении земельных участков между членами садоводческого товарищества может быть представлен иной аналогичный документ. Таким документом, в частности, может быть членская книжка садовода, если в ней указаны сведения, индивидуализирующие земельный участок. В членской книжке садовода указаны номер и размеры земельного участка. Указанных сведений было достаточно для того, чтобы определить расположение земельного участка и утвердить его схему на кадастровом плане территории.

Отказывая административному истцу в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик никак не мотивировал и не дал ответ заявителю по существу поставленных им вопросов об утверждении схемы расположения земельного участка и выдаче распоряжения на выделение земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в обжалуемом уведомлении от 26.12.2020 № 2243 не указано основание для отказа в предоставлении ФИО2 муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, заявление по существу не рассмотрено, что не соответствует требованиям закона, в связи с чем отказ в предоставлении муниципальной услуги подлежит признанию незаконным.

Вследствие признания обжалуемого уведомления незаконным и его отмены заявление истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Предложенная административным истцом восстановительная мера в виде возложения на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам. Он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

Признавая за ФИО2 в качестве меры по восстановлению нарушенного права возложение на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе», суд может фактически подменить собой функции административного органа по оценке наличия или отсутствия у заявителя указанного права, определения полноты, достаточности представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений, что недопустимо.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Администрации МР «Кумторкалинский район» об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» подлежит отмене с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 об оказании муниципальной услуги.

При новом рассмотрении заявления истца административному ответчику следует учитывать п.4 ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением исчерпывающего перечня, установленного данной статьёй.

Руководствуясь ч.7 ст.150, ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск представителя ФИО2 по доверенности ФИО3 к Администрации МР «Кумторкалинский район» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» и о возложении на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации МР «Кумторкалинский район» от 26.12.2020 № 2243 в предоставлении ФИО2 муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении земельного участка по адресу: <адрес>.

Возложить на Администрацию МР «Кумторкалинский район» обязанность в предусмотренные законом сроки и в соответствии с действующим законодательством повторно рассмотреть по существу вопрос об оказании административному истцу ФИО2 муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении земельного участка по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Н.Ю.Камалов