№ 2а-147/2022
УИД 44RS0003-01-2022-000020-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Шушкова Д.Н., при секретаре Долгодворовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению администрации Шарьинского муниципального района Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №_____,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением заместителя начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 16.12.2021 года по исполнительному производству №_____.
В обоснование заявления указано, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 10.09.2021 года по делу № 2-645/2021 муниципальное образование Шарьинский муниципальный район Костромской области в лице администрации Шарьинского муниципального района Костромской области обязано предоставить ФИО2 на территории пос. Зебляки Шарьинского муниципального района Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 11.10.2021 года на основании исполнительного листа № 2-64512021 от 10.09.2021 возбуждено исполнительное производство №_____, которым администрации Шарьинского муниципального района установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В установленный срок подготовлен мотивированный ответ о невозможности исполнения требований.
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения от 16.12.2021 года (получено 24.12.2021 г.) с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения решения суда - до 14.01.2022 года.
Администрация считает, что ею предпринимались все зависящие от неё меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с законом Костромской области от 29 декабря 2014 г. № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» субвенции на приобретение жилого помещения для детей-сирот выделяются администрацией Костромской области.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В связи с тем, что бюджет Шарьинского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в соответствии со статьей 138 БК РФ, является дотационным, исполнение решения суда в интересах указанной категории лиц могло осуществляться в 2021 году только за счёт направленных областью субвенций.
Частью первой решения Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 26.11.2020 года № 68 «О бюджете Шарьинского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Решение) утверждены основные характеристики бюджета Шарьинского муниципального района на 2021 год, одной из которых является дефицит бюджета Шарьинского муниципального района в сумме 2 200 000 рублей.
Частью второй Решения утверждены основные характеристики бюджета Шарьинского муниципального района на 2022 год и 2023 год, где дефицит бюджета Шарьинского муниципального района на 2022 год составил 2 200 000 рублей и на 2023 год также 2 200 000 рублей.
В приложении 1 к Решению утверждены источники финансирования дефицита бюджета Шарьинского муниципального района на 2021 год, это источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов в сумме 2 200 000 рублей, кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме 3 921 600 рублей, Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов составляют 1 721 600 рублей.
Статьей 19 Закона Костромской области от 21 декабря 2020 г. № 37-7-ЭКО «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» утверждены межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований.
Распределение межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на 2021 год, производится согласно приложению 19 к Закону. В соответствии с Таблицей 2 данного приложения распределяются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в 2021 году. Дотация Шарьинского муниципального района составила 57 918 000 рублей.
Кроме того, 27 сентября 2021г. приложение 19 дополнено таблицей 2.1 (Закон Костромской области от 24 сентября 2021 г № 123-7-ЭКО), в соответствии с которой бюджету Шарьинского муниципального района Костромской области распределена дотация из областного фонда стимулирования городских округов и муниципальных районов Костромской области в сумме 2 689 650 рублей.
В целях исполнения решения суда администрацией Шарьинского муниципального района 13 сентября 2021 года в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направлены уведомления о предоставлении субвенций на приобретение жилого помещения для ФИО2
26 ноября 2021 года в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направлено ходатайство о рассмотрении вопроса о предоставлении субвенций из областного бюджета администрации Шарьинского муниципального района на приобретение жилого помещения для дальнейшего предоставления по договорам социального найма специализированного жилищного фонда лицам из числа детей-сирот.
Проведен мониторинг жилья на территории Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района, выставленного на продажу. Несколько жилых помещений подходят по техническим характеристикам для приобретения и включения в специализированный жилищный фонд Шарьинского муниципального района.
Постановлением администрации Шарьинского муниципального района Костромской области от 05.12.2016 № 205 «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Шарьинского муниципального района», в частности ч. 2 статьи 3 установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются за счет субвенций из областного бюджета, предоставляемых бюджету Шарьинского муниципального района в собственность Шарьинского муниципального района с последующим включением таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд на территории Шарьинского муниципального района с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот.
Жилые помещения предоставляются из жилищного фонда указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде, однако таковые в настоящее время имеются лишь на территории с. Рождественское и д. Плосково Шарьинского района, Данные помещения были предложены администрацией Шарьинского муниципального района ФИО2, однако получен письменный отказ. На территории п. Зебляки жилых помещений в специализированном жилищном фонде не имеется.
В связи с обстоятельствами, не зависящими от администрации, решение суда о предоставлении ФИО2 на основании договора найма специализированного жилого помещения, не могло быть исполнено в пятидневный срок, поскольку при отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете Шарьинского муниципального района денежных средств, предназначенных на эти цели, администрация не могла произвольно приобрести жилое помещение по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Необходимо также обратить внимание на тот факт, что для приобретения жилого помещения, которое подлежит передаче ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения, необходимо было соблюдение процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым установлен единый порядок определения поставщиков, в том числе путём проведения аукциона в электронной форме, за нарушение которого законодательством РФ установлены различные виды ответственности.
Таким образом, администрация считает, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, а следовательно - отсутствует вина администрации в неисполнении судебного решения в установленный срок.
Администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательств.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика по делу привлечено УФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованного лица - ФИО2
Дело рассматривается в отсутствие представителя административного истца администрации Шарьинского муниципального района Костромской области, административного ответчика заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1, представителя административного ответчика УФССП России по Костромской области и заинтересованного лица ФИО2, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
В своем заявлении заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 просит рассмотреть бело без её участия, в удовлетворении требований отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 09.08.2021 года на муниципальное образование Шарьинский муниципальный район Костромской области в лице администрации Шарьинского муниципального района Костромской области возложена обязанность предоставить ФИО2 на территории пос. Зебляки Шарьинского муниципального района Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилищного фонда.
Решение суда вступило в законную силу, судом был выписан исполнительный лист.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем 11.10.2021г. было возбуждено исполнительное производство №_____.
В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение исполнено не было.
Постановлением заместителя начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 от 16.12.2021 года в связи с неисполнением в срок в добровольном порядке требований исполнительного документа с администрации Шарьинского муниципального района Костромской области взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 4 данного Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право, в том числе на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам городских округов Костромской области субвенций из областного бюджета.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 указанного Закона органы государственной власти Костромской области при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления из областного бюджета финансовых средств в виде субвенций.
Из материалов дела следует, что в целях исполнения решения суда администрацией Шарьинского муниципального района 13 сентября 2021 года в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направлены уведомления о предоставлении субвенций на приобретение жилого помещения для ФИО2 (л.д. 8)
26 ноября 2021 года в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направлено ходатайство о рассмотрении вопроса о предоставлении субвенций из областного бюджета администрации Шарьинского муниципального района на приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления по договорам социального найма специализированного жилищного фонда лицам из числа детей-сирот, в том числе ФИО2 (л.д. 11).
Решением Собрания депутатов Шарьинского муниципального района Костромской области от 26.11.2020 года № 68 «О бюджете Шарьинского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» утвержден дефицит бюджета Шарьинского муниципального района на 2021 год в размере 2 200 000 рублей (л.д. 13-15).
По мнению суда, администрацией Шарьинского муниципального района Костромской области представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно.
При данных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации Шарьинского муниципального района Костромской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск администрации Шарьинского муниципального района Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Шарьинского муниципального района Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением заместителя начальника отделения -заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от 16.12.2021 года по исполнительному производству №_____.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.
Председательствующий: Д.Н. Шушков
Решение вступило в законную силу __________