ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1480/2017 от 15.05.2017 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 2а-1480/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,

секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,

с участием представителей:

административного истца – Симонова В.В., доверенность № 1Д-327 от 25.05.2016,

административного ответчика – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – Карпухин А.Л., доверенность № 07 от 09.01.2017,

административного ответчика – Правительства Севастополя: Карпухин А.Л., доверенность № 07 от 09.01.2017;

Белоусов В.С., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Застава И.В. к Управлению земельного контроля города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя о признании действий незаконными, признании недействительным предписания,

установил:

Застава И.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными действий Управления земельного контроля города Севастополя по вынесению предписания № УП270816048ФЛ об устранении нарушений земельного правонарушения от 26.08.2016 и признании недействительным полностью данного предписания.

Исковые требования мотивированы нарушением процедуры проведения проверки, по результатам которой принято обжалуемое предписание, а также недоказанностью ответчиком использования истцом земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению и самовольному занятию земельного участка.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.

Представители ответчиков - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и правительства Севастополя возражали против удовлетворения административного иска, считая его необоснованным. Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя представил письменные возражения.

Управление земельного контроля города Севастополя явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомило.

С учетом мнения сторон, а также в связи с процедурой реорганизации Управления земельного контроля города Севастополя, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Судом установлено, что Застава И.В. на основании договора дарения от 18.04.2011 является собственником земельного участка (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок от 23.10.2008 серии ЯЕ № 894058 (кадастровый ) земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,0207 га, предоставлен для обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

15.11.2012 истцом получены Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка № ГУО-199 «Реконструкция жилого дома по <адрес>».

17.10.2013 в Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ по реконструкции жилого дома по адресу: <адрес> с 3-мя этажами, подвалом и мансардой, общей площадью 745,4 кв.м.

16.05.2013 Коммунальным предприятием «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» Севастопольского городского Совета изготовлен технический паспорт на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с указанием технических характеристик завершенного строительством объекта (трехэтажный жилой дом с подвалом и мансардой).

11.02.2014 под № IУ 143140420187 в Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации.

В соответствии с основными задачами, установленными Законом города Севастополя от 26.02.2015 № 119-ЗС «О земельном контроля города Севастополя», Управление осуществляет функции по проверке соблюдения правообладателями земельных участков установленного порядка использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием; проверке соблюдения Правил землепользования и застройки города Севастополя, в том числе в части соблюдения установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков; проверке соблюдения правообладателями земельных участков сроков освоения земельных участков, установленных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя или договором аренды земельных участков; проверке законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на земельные участки, а также иные функции.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10.1 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 343-ПП, задачами Управления являются обеспечение соблюдения всеми физическими, юридическими, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требования законодательства в целях законного, рационального и эффективного использования земель на территории города Севастополя, предупреждение и выявление нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя; пресечение и устранение нарушений земельного законодательства на территории города Севастополя.

Деятельность Управления по регулированию отношений в области организации проверок надлежащего использования земель всех видов собственности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности в сфере землепользования и реализации своих прав на землю регламентирована Административным регламентом исполнения Управлением функции по осуществлению земельного контроля (далее – Административный регламент), утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 345-ПП.

В соответствии с пунктом 1.3.1 Административного регламента земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю, соблюдения земельного законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, а также в иных предусмотренных законодательством формах и в порядке, определенном статьей 72 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом города Севастополя от 25.02.2015 № 119-ЗС «О земельном контроле города Севастополя» и настоящим Регламентом.

Предмет земельного контроля, в частности, является: проверка соблюдения правообладателями земельных участков установленного порядка использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием; проверка законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих права на земельные участки (пункт 1.3.3 Административного регламента).

В соответствии с пунктами 1.7.1, 1.7.4 Административного регламента результатом исполнения функции земельного контроля является акт проверки, в который включаются выявленные признаки нарушений земельного законодательства или устанавливается отсутствие таких признаков.

Конечными результатами исполнения функции земельного контроля являются: вынесение предписания об устранении нарушений земельного законодательства; привлечение виновных лиц к административной ответственности.

На основании приказа начальника Управления земельного контроля города Севастополя № ПР260716160ФЛ от 26.07.2016 в отношении Застава И.В. проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлены акт проверки № ПР260816175ФЛ от 26.08.2016 и предписание №УП270816048ФЛ от 26.08.2016.

В соответствии с вышеуказанным предписанием Застава И.В. обязана в срок до 01.10.2016 освободить самовольно занятый земельный участок площадью 50 кв.м., прилегающий с фасадной стороны к объекту по <адрес>, прекратить использование земельного участка по адресу: <адрес> не по целевому назначению, определенному правоустанавливающим документом.

В ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке расположен капитальный объект, состоящий из четырех полноценных надземных этажей с подвалом, имеет девять балконов: шесть с тыльной стороны и три с фасадной стороны, имеет две входные группы: одна входная группа в подвал, одна входная группа в первом этаже с фасадной стороны. Земельный участок огражден капитальным забором в фактических границах его использования, с фасадной стороны земельного участка установлена дверь с запирающим устройством (замком), доступ на земельный участок ограничен (материалы фотофиксации к акту проверки №№ 2, 3); фактически земельный участок площадью 50 кв.м., относящийся к землям государственной собственности г.Севастополя, огражден капитальным забором и используется Застава И.В. для обслуживания объекта. Также установлено, что объект, расположенный на земельном участке по <адрес> в г.Севастополе имеет признаки многоквартирного жилого дома.

Согласно ответу Коммунального предприятия «БТИ и ГРОНИ» Севастопольского городского Совета от 18.06.2013 зафиксировано, что по адресу: <адрес>, самовольно выстроен трехэтажный жилой дом лит.«З» (12,40*9,50) + (8,40*8,00), толщина стен 0,40 м, внутренняя высота 1-го этажа – 3,0 м, 2-го этажа – 2,97 м, 3-го этажа – 2,95 м, жилая мансарда над лит.«З» (12,40*9,50) + (8,40*8,00), толщина стен 0,40 м, внутренняя высота – 2,70 м, подвал под лит.«З» (12,40*9,50) + (8,40*8,00). Общая площадь лит.«З» - 745,4 кв.м., жилая площадь лит.«З» - 184,3 кв.м. Балконы (2,40*0,80*8), балконы (0,50*0,40*3).

Также согласно акту текущих изменений от 16.05.2013 по адресу: <адрес> зафиксирован полный снос всех строений и сооружений, выстроен трехэтажный жилой дом лит.«З», подвал под лит.«З», мансарда жилая над лит.«З», балконы.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к требованиям законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 85 указанного Кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Постановлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Застава И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, площадью 50 кв.м., примыкающего к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> путем ограждения его капитальным забором и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.

Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

В силу пункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Пункт 4 части 2 статьи 60 данного Кодекса предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для их использования состояние при их самовольном занятии; снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Как указанно выше, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид целевого назначения - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).

Согласно разделу 1 Свода правил 55.13330.2011 «Дома - одноквартирные» действие данного свода правил распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые отдельно стоящие жилые дома (далее — дома) с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).

В соответствии с пунктом 1.3. Приложения Б СП 55.13330.2011 дом жилой одноквартирный - дом, состоящий из отдельной квартиры (автономного жилого блока), включающий комплекс помещений, предназначенных для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов, при их постоянном длительном или кратковременном проживании (в т.ч. сезонном, отпускном и т.п.).

Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

В результате проведения проверки Управлением земельного контроля города Севастополя в отношении земельного участка, находящегося в собственности истца, расположенного по <адрес> в г.Севастополе установлено, на данном земельном участке расположен объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом, состоящий из четырех надземных этажей с подвалом.

Постановлением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 13.05.2016 Застава И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившегося в нецелевом использовании земельного участка общей площадью 0,0207 га, расположенного по адресу: <адрес> и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 24.11.2016 постановление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 13.05.2016 оставлено без изменения.

Постановлением Севастопольского городского суда от 11.01.2017 вышеуказанное решение оставлено без изменения.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> используется Застава И.В. не по целевому назначению, а также установлено самовольное занятие земельного участка площадью 50 кв.м. путем ограждения капитальным забором для использования Застава И.В. в целях обслуживания спорного объекта.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Управление земельного контроля города Севастополя, при проведении проверки, составлении акта проверки и вынесении предписания действовало в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, а следовательно, оснований для признания действий Управления земельного контроля города Севастополя и признания незаконным предписания у суда не имеется.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении административного иска полностью.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято 22.05.2017.