ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1481/2017 от 14.09.2016 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1481/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.- к. Анапа «06» апреля 2017 года

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Карпенко О.Н.

при секретаре Атоян К.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, имеющей высшее юридическое образование и действующей на основании доверенности от 24.03.2017 года, представителя административного ответчика Администрации МО г.-к. Анапа и заинтересованного УАиГ Администрации МО г.-к. Анапа - ФИО2, имеющего высшее юридическое образование и действующего на основании доверенностей от 14.09.2016г. и 20.09.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования г.-к.Анапа о признании незаконным решения органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности внести изменения в чертеж градостроительного плана и выдать разрешение на строительство,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г.-к.Анапа о признании незаконным решения органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности внести изменения в чертеж градостроительного плана и выдать разрешение на строительство. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, имеющий кадастровый номер и вид разрешенного использования: проектирование и строительство жилого района. Постановлением администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 26.01.2016 г. №182 утвержден градостроительный план , в чертеж которого внесено примечание о том, что данный земельный участок частично расположен на территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта, при этом п.2.1 градостроительного плана приведена информация об отнесении этого земельного участка к функциональной зоне Ж-СПР (Зона смешанной плотной жилой застройки) и разрешенном использовании земельного участка, в частности указаны основные, условно разрешенные, вспомогательные виды использования земельных участков, в числе основных видов предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. В порядке реализации установленной ст.51 ГрК РФ процедуры она через МКУ МО г.-к.Анапа «Анапский МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась к главе муниципального образования г.-к.Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, с приложением установленного законом перечня документов. Письмом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 27.12.2016 г. №17-4366/16-12 ФИО3 была проинформирована о том, что принадлежащий ей земельный участок по вышеуказанному адресу, согласно документам территориального планирования (генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 14.11.2013 г. №404) находится частично на территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта, в связи с чем выдача разрешения на строительство не представляется возможной до приведения правил землепользования и застройки в соответствие с генеральным планом, в качестве основания для отказа в выдаче мне разрешения на строительство указано несоответствие представленных документов требования градостроительного плана. Полагая, что отказом в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес> ей созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов собственника земельного участка, она обратилась в суд. Ссылается на несоответствие решения органа местного самоуправления требованиям Градостроительного кодекса РФ в части возможности отнесения земельного участка только к одной территориальной зоне, вследствие чего в части противоречащей Градостроительному кодексу РФ генеральный план МО г.-к.Анапа применению не подлежит. Кроме того, действующее законодательство не содержат положений, позволяющих отражать в градостроительном плане сведения, содержащиеся в документах территориального планирования (генеральном плане), вносить в него примечания, в связи с чем, внесенные в чертеж градостроительного плана на основании генерального плана сведения подлежат исключению, как не предусмотренные установленными законом требованиями к содержанию градостроительного плана. Правилами землепользования и застройки муниципального образования г.-к.Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 26.12.2013 г. №424, земельный участок по адресу: по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес> отнесен к зоне смешанной плотной жилой застройки (Ж-СПР), в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков в указанной функциональной зоне предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов. На административном истце, как собственнике земельного участка, лежит обязанность соблюдения градостроительных регламентов, при этом документом их устанавливающим является документ территориального зонирования — Правила землепользования и застройки муниципального образования г.-к.Анапа, содержащиеся в которых сведения и должны быть отражены в градостроительном плане . Внесением в градостроительный план земельного участка сведений, не предусмотренных законом ей созданы препятствия в использовании земельного участка по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес> в соответствии с его целевым назначением путем строительства жилого дома, при этом отказ органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство данного объекта основан на несоответствующих закону сведениях градостроительного плана

На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче ФИО3 разрешения на строительство жилого дома по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес> содержащееся в письме управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 27.12.2016 г. №17-4366/16-12, обязать администрацию муниципального образования г.-к.Анапа в десятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу внести изменения в чертеж градостроительного плана земельного участка по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, , утвержденного Постановлением администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 26.01.2016 г. №182, исключив из него примечание о расположении земельного участка на территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта, обязать администрацию муниципального образования г.-к.Анапа в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ФИО3 разрешение на строительство жилого дома на земельном участке площадью 600 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с<адрес>, с кадастровым номером

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, заявленные ФИО3 требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации МО г.-к. Анапа и заинтересованного УАиГ Администрации МО г.-к. Анапа - ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования ФИО3 Не признал, просил в иске отказать, ссылаясь на законность отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке площадью 600 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес> с кадастровым номером , поскольку данный земельный участок генеральным планом, утвержденным решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 14.11.2013 г. №404 частично отнесен к территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта, что не позволяет осуществлять на нем строительство. Указал, что поскольку постановление администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 26.01.2016 г. №182, которым утвержден градостроительный план не оспорено, внесение изменений в данный градостроительный документ не представляется возможным.

Заслушав участников судебного разбирательства, огласив и исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правовая принадлежность земельного участка из земель населенных пунктов площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, имеющего кадастровый номер и вид разрешенного использования: проектирование и строительство жилого района, административному истцу ФИО3 на праве собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права

В соответствии со ст.263 ГК РФ, ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

По смыслу ст.51 ГрК РФ документом, позволяющим осуществлять строительство является разрешение на строительство, выдача которого согласно ст.8 ГрК РФ отнесена к компетенции органа местного самоуправления в лице администрации муниципального образования г.-к.Анапа.

Из расписки в получении документов усматривается, что ФИО3, действуя через своего представителя по доверенности Ч.В.А., в порядке реализации установленной ст.ст.8,51 ГрК РФ процедуры через МКУ МО г.-к.Анапа «Анапский МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг», обратилась к главе муниципального образования г.-к.Анапа с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, с приложением установленного законом перечня документов.

Письмом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 27.12.2016 г. №17-4366/16-12 ФИО3 проинформирована о том, что принадлежащий ей земельный участок согласно генеральному плану, утвержденному решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 14.11.2013 г. №404, находится частично на территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта, в связи с чем выдача разрешения на строительство не представляется возможной до приведения правил землепользования и застройки в соответствие с генеральным планом, в качестве основания для отказа в выдаче мне разрешения на строительство указано несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана.

В чертеже градостроительного плана утвержденного постановлением администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 26.01.2016 г. №182, имеется примечание о частичном расположении земельного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес> на территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта.

В соответствии со ст. 43 - 46, 48, 50, 51, 52, 53 ГрК РФ градостроительный план является документом обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.

В силу ч.1 ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Статья 44 ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка. Так, в составе градостроительного плана указываются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, за пределами которых запрещено строительство зданий (п.3), информация о градостроительном регламенте (п.4), информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (п.5), информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного населения (п. 6), информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п.7), границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (п.8).

В части 6 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п.2), которые согласно ч. 1 ст. 38 могут включать в себя: предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п.3); иные показатели (п.5).

В подп.2.2.1 - 2.2.4 формы градостроительного плана земельного участка, установленной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207, действовавшим на момент подготовки данного документа, закреплена необходимость отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития.

Учитывая, что сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков (включая требования об их минимальных и (или) максимальных размерах), образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены, правообладатели объектов недвижимости могут по своему усмотрению выбирать в пределах этих требований виды и параметры разрешенного использования и строительного изменения принадлежащих им объектов недвижимости, используя информацию о градостроительном регламенте, содержащуюся в пунктах 2.1, 2.2.1 - 2.2.4 градостроительного плана, обязательность включения которой в состав градостроительного плана земельного участка предписана п.4 ч.3 ст.44 ГрК РФ.

Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 г. N 207 в чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии; обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны); границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); параметры разрешенного строительства.

Исходя из содержания статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой сведения из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которых указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков определяется градостроительным регламентом (ст.36 ГрК РФ), который устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п.2 ст.85 ЗК РФ).

Обязательность градостроительных регламентов для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки предусмотрена ст.85 ЗК РФ, при этом в силу п.3 данной нормы указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования г.-к.Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 26.12.2013г. №424, земельный участок по адресу: по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес> отнесен к зоне смешанной плотной жилой застройки (Ж-СПР), в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков в указанной функциональной зоне предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяют прийти к выводу об отсутствии нормативно закрепленной возможности указания в составе градостроительного плана примечаний, основанных на сведениях документов территориального планирования (генерального плана), вследствие чего внесение в чертеж градостроительного плана №RU23301000-07801 такого примечания противоречит установленным ст.44 ГрК РФ, Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 г. N 207 требованиям к содержанию градостроительного плана.

Доводы представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2 о необходимости руководствоваться сведениями генерального плана, имеющего большую юридическую силу по сравнению с правилами землепользования и застройки суд оценивает критически в силу следующего.

Пунктом 1 ст.83 ЗК РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Согласно п.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

ГрК РФ определено, что территориальное планирование как вид градостроительной деятельности направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п.1 ст.1, п.1 ст.9 ГрК РФ).

Исходя из содержания ст.36 ГрК РФ, ст.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования г.-к.Анапа, утвержденных решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 26.12.2013 г. №424, градостроительные регламенты должны учитывать фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

В соответствии с ч.4 ст.30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Исходя из содержания правоустанавливающих документов, принадлежащий ФИО3 земельный участок площадью 600 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, имеющий кадастровый номер , как объект гражданских прав в смысле, определенном п.3 ст.6 ЗК РФ, возник до принятия как генерального плана, утвержденного решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 14.11.2013 г. №404, так и Правил землепользования и застройки муниципального образования г.-к.Анапа, утвержденных решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 26.12.2013 г. №424, отнесение данного земельного участка к категории земель населенных пунктов и установление в отношении него вида разрешенного использования также было осуществлено до принятия документов территориального планирования и градостроительного зонирования, вследствие чего отнесение данного земельного участка генеральным планом к двум территориальным зонам: жилья рекреационной направленности с размещением жилых домов, мини-гостиниц, аппарт-отелей, и зоне зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта, противоречит требования ГрК РФ и не учитывает интересов ФИО3, как участника земельных правоотношений.

Статьей 120 Конституции РФ предусмотрено, что если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения, в связи с чем суд полагает, что генеральный план, утвержденный решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 14.11.2013 №404, не подлежит применению в части, противоречащей ГрК РФ, имеющему большую юридическую силу в иерархии нормативно-правовых актов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче ФИО3 разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, содержащийся в письме управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа, являющегося отраслевым органом административного ответчика, от 27.12.2016 г. №17-4366/16-12, основанный на сведениях градостроительного плана данного земельного участка , признанных судом противоречащими требованиям градостроительного законодательства, не соответствует закону и создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, как собственника указанного земельного участка, лишая ее права на его использование в соответствии с целевым назначением.

Ссылки представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2 на необходимость оспаривания постановления об утверждении градостроительного плана суд находит ошибочными, поскольку Постановление администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 26.01.2016г. №182 не содержит сведений, отраженных в градостроительном плане и оспариваемых административным истцом, более того, нарушенные права ФИО3 в данном случае подлежат восстановлению путем приведения указанного градостроительного плана в соответствие с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки муниципального образования г.-к.Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования г.-к.Анапа от 26.12.2013 г. №424, путем исключения из чертежа градостроительного плана примечания о расположении земельного участка на территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта, в остальной части содержание градостроительного плана остается неизменным.

Признавая незаконным отказ органа местного самоуправления в выдаче ФИО3 разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, суд считает необходимым установить для административного ответчика способ и срок устранения допущенных нарушений прав, свобод и охраняемых законом интересов ФИО3

Руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО3 к администрации муниципального образования г.-к.Анапа о признании незаконным решения органа местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности внести изменения в чертеж градостроительного плана и выдать разрешение на строительство удовлетворить.

Признать незаконным решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче ФИО3 разрешения на строительство жилого дома по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, содержащееся в письме управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 27.12.2016 г. №17-4366/16-12.

Обязать администрацию муниципального образования г.-к.Анапа в десятидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу внести изменения в чертеж градостроительного плана земельного участка по адресу: Краснодарский край, Анапский район, <адрес>, , утвержденного Постановлением администрации муниципального образования г.-к.Анапа от 26.01.2016 г. №182, исключив из него примечание о расположении земельного участка на территории зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спорта.

Обязать администрацию муниципального образования г.-к.Анапа в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ФИО3 разрешение на строительство жилого дома на земельном участке площадью 600 кв.м. по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с<адрес> с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Анапский городской суд.

Председательствующий: