ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1482/19 от 04.07.2019 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело № 2 «а»-1482/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 июля 2019 года г.Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе

судьи Бузьской Е.В.,

при секретаре Цевелёвой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю к Ступаковой М.Л. о взыскании задолженности по земельному налогу

установил:

Межрайонная ИФНС России № 10 по Приморскому краю обратилась в суд административным иском к ответчику Ступаковой М.Л. указав, что ответчик состоит на налоговом учете и является собственником имущества, указанного в налоговом уведомлении от 07.05.2018, в связи с чем, согласно п. 1 ст.23 Налогового кодекса РФ обязана оплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислен земельный налог сроку уплаты 11.07.2017 года в размере 419 236,02 рублей. В последующем налоговым органом уменьшена сумма налога в размере 18 032 рублей, 02.11.2018 ответчиком частично оплачен земельный налог в сумме 288 048 рублей, в связи с чем неоплаченная сумма налога составляет 113 156,02 рублей. Ответчику направлено требование от 27 июля 2018 года об уплате налога.

Поскольку ответчик в установленный срок в полном объеме не исполнил требования об оплате налога, просит взыскать с Ступаковой М.Л. задолженность по земельному налогу в размере 113 156,02 рублей.

В судебное заседание представитель налогового органа не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя административного истца.

В судебное заседание Ступакова М.Л. не явилась, уведомлена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель Ступаковой М.А. по доверенности Околот Е.С. требования налогового органа не признал, представил письменные возражения, указав, что ответчик не согласен с кадастровой стоимостью земельных участков, из которой налоговым органом исчислен земельный налог. Поскольку недоимка, указанная в иске исчислена за 2016 год, то для определения налоговой базы по земельному налогу необходимо учитывать кадастровую стоимость земельных участков, которая утверждена на 01 января 2016 года. Ответчиком самостоятельно произведен расчет земельного налога из кадастровой стоимости с учетом изменения, и сумма налога оплачена. Сослался на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23; пунктами 1 - 4 статьи 52; пунктом 1 статьи 45; пунктами 1, 2, 4 статьи 57; абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны оплачивать законно установленные налоги и сборы (подпункт 1 пункта 1 статьи 23).

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 52).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность (пункт 2 статьи 52).

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57).

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (абзац 3 пункта 1 статьи 45).

Из материалов дела следует, что Ступакова М.Л. является собственником имущества, указанного в налоговом уведомлении, в том числе земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес> и земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>

Также из материалов дела следует, что земельный налог за налоговый период 2016 года исчислен налоговым органом исходя из сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере 12 089 293,72 рублей и 9 974 816,48 рублей соответственно.

Материалами дела подтверждается направление ответчику налогового уведомления от 07.05.2018 об уплате земельного налога по сроку уплаты 11.07.2017 года, а также требования от 27.07.2018 года об уплате земельного налога в размере 419 236,02 рублей и пени 1 519,73 рублей.

Также установлено, что налогоплательщиком оплачен земельный налог частично в сумме 288 048 рублей, самостоятельно исчислив сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период 2016 года, исходя из иной налоговой базы –кадастровой стоимости земельных участков внесенной в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2016 года.

Давая оценку доводам ответчика о несогласии с налоговой базой за 2016 год, из которой налоговым органом исчислен земельный налог, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с земельным налогом урегулированы главой 31 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 и пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ (в редакции на момент возникновения обязанности) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.Указанные налоги исчисляются налоговыми органами на основании сведений об объектах недвижимости, в том числе сведений об их кадастровой стоимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы уполномоченными органами в порядке, установленном статьей 85 Налогового кодекса РФ.

Согласно Налоговому кодексу в общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменением кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

Таким образом, в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по соответствующему налогу в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений соответственно пункта 15 статьи 378.2, абзацев четвертого - шестого пункта 1 статьи 391 и абзацев второго - четвертого пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

При этом указанные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ).

Дата изменения кадастровой стоимости определяется в соответствии со положениями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В соответствии с третьим абзацем статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости), за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Как установлено и подтверждается материалами дела, Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 № 5-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года, в том числе согласно Приложению № 1 и земельных участков с кадастровыми номерами расположенного по адресу <адрес> и земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес> Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2016 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости земельных участков внесены Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2016 года.

Следовательно, с учетом вышеприведенных положений, о том, что в случае, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта субъекта Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, суд полагает, что налоговая база для исчисления земельного налога в отношении налогоплательщика Ступаковой М.Л. обоснованно определена как его кадастровая стоимость каждого земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что есть на 1 января 2016 года и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом- 2016 год.

В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.

Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Из материалов дела следует, что 02 ноября 2018 года на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании со Ступаковой М.Л. недоимки по земельному налогу.

Определением от 16 ноября 2018 года вышеуказанный судебный приказ был отменен.

Административное исковое заявление подано в суд в порядке искового производства налоговым органом 15 мая 2019 года, т.е. в пределах установленного срока.

При таких обстоятельствах задолженность по земельному налогу размере 113 156 рублей 02 копеек полежит взысканию с ответчика в судебном порядке.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 3 463 рублей.

Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Приморскому краю к Ступаковой М.Л. о взыскании задолженности по земельному налогу удовлетворить.

Взыскать с Ступаковой М.Л. в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Приморскому краю задолженность по земельному налогу в размере 113 156 рублей 02 копеек.

Взыскать с Ступаковой М.Л. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 3 463 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.

Судья Е.В.Бузьская

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2019 года.

Судья Е.В.Бузьская