Дело №а-1482/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе :
председательствующего судьи Захаровой О.В.,
при секретаре Юшковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Челябинска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Челябинска об оспаривании нормативного правового акта в части,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Челябинска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим пункта 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, как несоответствующего ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и возложении обязанности на администрацию города Челябинска внести изменения в п.16 данного административного регламента, в части установления срока предоставления муниципальной услуги в десять календарных дней со дня получения соответствующего заявления совместно с полным комплектом необходимых документов, с опубликованием решения, вступившего в законную силу в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Челябинска в течение одного месяца.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что постановлением администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (далее Регламент). Нормативный правовой акт опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации города Челябинска http://cheladmin.ru. При проведении прокурором антикоррупционной экспертизы в соответствии со ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» выявлено несоответствие п.16 указанного Регламента ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в части указания на срок предоставления муниципальной услуги - 10 рабочих а не календарных дней, о чем ДД.ММ.ГГГГ принесен протест Главе администрации города Челябинска.
В судебном заседании помощником прокурора города Челябинска Нигматулиной А.Д. полностью поддержаны заявленные требования и их правовое обоснование, а также указано, что протест Главой города отклонен, нарушения закона не устранены.
Представитель административного ответчика – заместитель начальника отдела нормотворческой и судебной работы Правового управления администрации города Челябинска ФИО1 в судебном заседании возражала против заявленных прокурором требований как необоснованных, представив письменный отзыв, где отражено, что в ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ отсутствует указание на исчисление срока на выдачу разрешений органом местного самоуправления на строительство в календарных днях. Кроме того, из положений Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следует, что сроки по нему и счисляются исключительно только в рабочих днях. Также обращено внимание на то, что зачастую проектная документация представляет собой большой объем архитектурных и градостроительных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, в особенности опасных и технически сложных объектов капительного строительства.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного судом к участию в деле - ГУАиГ администрации города Челябинска начальник юридического ФИО2, полностью поддержал позицию административного ответчика, возражая против заявленных прокурором требований.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 210-ФЗ, от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Постановлением администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (далее Регламент). Нормативный правовой акт опубликован 21.12.2012 г. на официальном сайте администрации города Челябинска http://cheladmin.ru.
Так в абзаце 1 пункта 16 Регламент, оспариваемого прокурором, указано, что срок предоставления муниципальной услуги составляет десять рабочих дней со дня получения соответствующего заявления совместно с полным комплектом необходимых документов.
Выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органа местного самоуправления в соответствии с п.п. «в» п.3 Методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», расценивается как коррупциогенный фактор.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» согласно методике, определенной Правительством РФ. Проведение такой экспертизы входит в комплекс мероприятий по противодействию коррупции в силу ст.6 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ст.2 названного закона правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
При проведении прокурором города Челябинска, в рамках своих полномочий, антикоррупционной экспертизы в соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» выявлено несоответствие п.16 указанного Регламента ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ в части указания на срок предоставления муниципальной услуги - 10 рабочих а не календарных дней, о чем ДД.ММ.ГГГГ принесен протест Главе администрации города Челябинска.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Применение нормативного правового акта, содержащего коррупциогенный фактор, способствует проявлению коррупции в действиях должностных лиц органов местного самоуправления города Челябинска.
На основании ч.2 ст.9.1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в актуальной редакции от 28.11.2015 г.) при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч.1.1 ст.6.1 Градостроительного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
На обоснованность позиции заявленных прокурором требований и несостоятельность позиции административного ответчика указывает и то, что ни Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ни ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ не содержат указание на срок предоставления муниципальной услуги именно в рабочих днях, тем самым действия администрации города Челябинска по произвольному толкованию текста закона влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, необоснованно увеличивая установленный в законе срок по предоставлению муниципальной услуги.
Таким образом, внесенный прокурором города Челябинска протест на постановление Главы администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» от ДД.ММ.ГГГГ№ по пункту 16 данного Регламента в части указания срока предоставления муниципальной услуги в рабочих днях и устранении нарушений действующего законодательства, является законным и обоснованным.
В письменном ответе Главы города Челябинска ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ прокурору в удовлетворении протеста было отказано.
В добровольном порядке администрацией города Челябинска нарушение закона не устранено.
Порядок и сроки рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, реконструкцию объектов капитального строительства предусмотрены ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не устанавливающей исчисление десятидневного срока в рабочих днях, следовательно, при дословном толковании речь идет о календарном исчислении сроков.
При таких обстоятельствах, абзац 1 пункта 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, где указано, что срок предоставления муниципальной услуги составляет десять рабочих дней со дня получения соответствующего заявления совместно с полным комплектом необходимых документов, в части слова «рабочих» противоречит ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и подлежит признанию в этой части недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного истца прокурора города Челябинска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия абзац 1 пункта 16 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства», утвержденного постановлением администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в части слова «рабочих».
По вступлении в законную силу, направить решение по настоящему делу для опубликования в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Челябинска.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий : О.В.Захарова