ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1482/2023 от 13.12.2023 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело №2а-1482/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кослан

13 декабря 2023 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при секретаре судебного заседания Митиной Е.В., с участием прокурора Ветошевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» о признании бездействия незаконным, обязании разработать план транспортной безопасности, паспорта безопасности мостовых сооружений,

установил:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным иском к администрации МО МР «Удорский». В обоснование указал, что в ходе проверки, проведенной в <Дата> г., установлено, что на территории Удорского района имеется 1 объект транспортной инфраструктуры, подлежащий категорированию - мост через р. Большая Ыя, в соответствии с уведомлением Федерального дорожного агентства Минтранса Российской Федерации от <Дата><Номер>, объекту присвоена 4 категория опасности объекта транспортной инфраструктуры. Собственником данного объекта является администрация МР «Удорский». До настоящего времени не разработан и не утвержден план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Согласно сведениям администрации МР «Удорский» план не разработан по причине недостаточного финансирования. Однако, с момента внесения представления прошло 2 года, администрацией МР «Удорский» не представлены сведения о проведении каких-либо мероприятий, направленных на разработку соответствующего паспорта. По результатам проверки, проведенной в <Дата>, установлено, что на территории МР «Удорский» имеется 26 мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах местного значения, включенных в реестр муниципальной собственности. Данные мостовые сооружения в силу требований Приказа <Номер> не подлежат категорированию. Между тем, проверкой установлено, что паспорта безопасности мостовых сооружений, не подлежащих категорированию, администрацией МР «Удорский» в установленные законодательством сроки не разработаны и не утверждены. В целях устранения выявленных нарушений <Дата> в адрес главы МР «Удорский» - руководителя администрации МР «Удорский» внесено представление. В рамках устранения нарушений администрацией МР «Удорский» заключен договор на оказание услуг по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, а именно: мост через оз. Вачер (23,35м); мост через р. Шыншор (12,00 м); мост через р. Кула (24,00 м); мост через р. Ыя (7,00 м). Между тем в отношении иных мостов, не подлежащих категорированию, мероприятия по финансированию и заключению договоров на разработку их паспортов не проводились. Просят признать незаконным бездействие администрации МО МР «Удорский», выразившееся в неразработке плана транспортной безопасности моста через р. Большая Ыя, а также паспортов безопасности мостовых сооружений района, не подлежащих категорированию. Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» в срок до 01.12.2024 разработать план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – мост через р. Большая Ыя. Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» в срок до 01.12.2025 разработать паспорта безопасности мостовых сооружений, не подлежащих категорированию, а именно: деревянный мост 0км+446м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»; деревянный мост 4км+401м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»; деревянный мост 4км+936м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»; деревянный мост 5км+310м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»; деревянный мост 8км+304м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»; деревянный мост 1км+651м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Сельыб»; деревянный мост 4км+280м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Ыб»; железобетонный мост 3км+800м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Чирки»; деревянный мост 3км+070м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Усть-Вачерга»; деревянный мост 4км+902м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Усть-Вачерга»; деревянный мост 17км+500м автомобильной дороги местного значения «Разгорт-Выльыб-Сельыб»; деревянный мост 1км+800м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Выльгорт»; деревянный мост 5км+400м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Выльгорт»; деревянный мост 9км+950м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Выльгорт»; деревянный мост 6км+200м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»; деревянный мост 7км+200м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»; деревянный мост 8км+500м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»; деревянный мост 14км+200м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»; деревянный мост 15км+100м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»; деревянный мост 20км+800м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»; деревянный мост 7км+700м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к озеру Ёкыша-Вад от автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к кладбищу от автомобильной дороги местного значения «По селу Большая Пучкома»; железобетонный мост 16км+900м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»; железобетонный мост 25км+00м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»; железобетонный мост 43км+432м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»; железобетонный мост 56км+232м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»; железобетонный мост 67км+256м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб».

В судебном заседании прокурор доводы и требования административного иска поддержала.

Представители административного ответчика, заинтересованного лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, участия в судебном заседании не приняли, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве подтвердили доводы прокурора о проведенной работе.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее — Федеральный закон № 35-ФЗ) основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации основываются на обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритете защиты прав и законных интересов граждан; системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также особенно приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ под противодействием терроризму, в том числе, понимается предупреждение терроризма, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Федеральный закон от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) определяет объекты транспортной инфраструктуры как технологический комплекс, включающий в себя, в том числе мосты, участки автомобильных дорог (п. 5 ст. 1).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно пп. 6 п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона №16-ФЗ одной из основных задачам обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

В силу требований ч. 1 ст. 4 Федерального закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закон №16-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона №16-ФЗ, обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с Законом о транспортной безопасности с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.

Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утвержден приказом Минтранса России от 02.07.2021 №225 (далее — Порядок).

Согласно п. 1 Порядка, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры.

Разработку планов необходимо осуществлять в соответствии с порядком обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов, которые являются информацией ограниченного доступа, установленным Правительством Российской Федерации (п. 3 Порядка). В соответствии с п. 5 Порядка план оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами.

В ходе проведенной в 2021 году прокуратурой района проверки установлено, что на территории Удорского района имеется 1 объект транспортной инфраструктуры, подлежащий категорированию - мост через р. Большая Ыя, в соответствии с уведомлением Федерального дорожного агентства Минтранса Российской Федерации от <Дата><Номер>, объекту присвоена 4 категория опасности объекта транспортной инфраструктуры. Собственником данного объекта является администрация МР «Удорский».

Вместе с тем, до настоящего времени в нарушение требований ст. 9 Федерального закона №16-ФЗ и пп. 2-4 Порядка не разработан и не утвержден план транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры. Согласно сведениям администрации МР «Удорский» план не разработан по причине недостаточного финансирования. Как следует из объяснений административного ответчика, <Дата> для проведения оценки уязвимости объекта были направлены коммерческие предложения аккредитованным организациям, в ответ получено лишь два коммерческих предложения. Согласно п. 3.19 Приказа Минэкономразвития России от <Дата><Номер> для применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). На 2024 г. запланировано на эти цели руб.

Кроме того, в силу положений ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно ч. 1.3 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ. Указанные требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2070 и вступили в законную силу 10.06.2021.

Приказом Минтранса России от 28.08.2020 № 331 (далее – Приказ № 331) определен Перечень объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, не подлежащих категорированию. В указанный перечень, помимо прочих, вошли следующие объекты:

- мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) длиной до 25 м включительно;

- мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок;

- мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения);

- мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.

По результатам проверки, проведенной в <Дата> года, установлено, что на территории МР «Удорский» имеется 26 мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах местного значения, включенных в реестр муниципальной собственности. Данные мостовые сооружения в силу требований Приказа № 331 не подлежат категорированию.

Между тем, проверкой установлено, что в нарушение ст. 9 Федерального закона №16-ФЗ паспорта безопасности мостовых сооружений, не подлежащих категорированию, администрацией МР «Удорский» в установленные законодательством сроки не разработаны и не утверждены. В целях устранения выявленных нарушений 01.12.2022 в адрес главы МР «Удорский» - руководителя администрации МР «Удорский» внесено представление (рассмотрено, удовлетворено).

В рамках устранения нарушений администрацией МР «Удорский» заключен договор на оказание услуг по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, не подлежащих категорированию, а именно:

- мост через оз. Вачер (23,35м);

- мост через р. Шыншор (12,00 м);

- мост через р. Кула (24,00 м);

- мост через р. Ыя (7,00 м).

Между тем в отношении иных мостов, не подлежащих категорированию, мероприятия по финансированию и заключению договоров на разработку их паспортов не проводились.

Согласно объяснениям административного ответчика на сегодняшний день проводится разработка организационно-распорядительных документов, направленных на выполнение требований, и разработка Паспорта обеспечения транспортной безопасности, на февраль-март 2024 г. планируется обучение и аттестация лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, на <Дата> года на эти цели запланировано руб.

Применительно к вышеизложенным требованиям законодательства, указанные нарушения свидетельствуют о наличии непосредственной угрозы для транспортной безопасности, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона № 16-ФЗ, и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области транспортной безопасности.

Бездействие административного ответчика также нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд при этом учитывает: период времени, прошедший с даты направления прокуратурой представления (<Дата> и <Дата>) об устранении нарушения, действия, которые выполнил административный ответчик для устранения выявленных нарушений. Сам административный ответчик и заинтересованное лицо не представили доказательств того, что они приняли все меры для надлежащего исполнения поступивших к ним представлений прокурора.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы, подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из того, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению транспортной безопасности указанных объектов является обязанностью собственника имущества – администрации МО МР «Удорский».

Оценив предложенный административным истцом срок для проведения необходимых действий, принимая во внимание характер спора, суд считает его разумным и достаточным. При этом суд учитывает, что ст. 189 КАС РФ предусматривает право лица, участвующего в деле, обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Удорский», выразившееся в неразработке плана транспортной безопасности моста через р. Большая Ыя, а также паспортов безопасности мостовых сооружений района, не подлежащих категорированию.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» в срок до <Дата> разработать план транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – мост через р. Большая Ыя.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Удорский» в срок до <Дата> разработать паспорта безопасности мостовых сооружений, не подлежащих категорированию, а именно:

- деревянный мост 0км+446м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»;

- деревянный мост 4км+401м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»;

- деревянный мост 4км+936м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»;

- деревянный мост 5км+310м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»;

- деревянный мост 8км+304м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Ыджыдъяг от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Буткан»;

- деревянный мост 1км+651м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Сельыб»;

- деревянный мост 4км+280м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Ыб»;

- железобетонный мост 3км+800м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Чирки»;

- деревянный мост 3км+070м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Усть-Вачерга»;

- деревянный мост 4км+902м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Усть-Вачерга»;

- деревянный мост 17км+500м автомобильной дороги местного значения «Разгорт-Выльыб-Сельыб»;

- деревянный мост 1км+800м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Выльгорт»;

- деревянный мост 5км+400м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Выльгорт»;

- деревянный мост 9км+950м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к д. Выльгорт»;

- деревянный мост 6км+200м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»;

- деревянный мост 7км+200м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»;

- деревянный мост 8км+500м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»;

- деревянный мост 14км+200м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»;

- деревянный мост 15км+100м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»;

- деревянный мост 20км+800м автомобильной дороги местного значения «Поворот на д. Кривое – с. Пучкома»;

- деревянный мост 7км+700м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к озеру Ёкыша-Вад от автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к кладбищу от автомобильной дороги местного значения «По селу Большая Пучкома»;

- железобетонный мост 16км+900м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»;

- железобетонный мост 25км+00м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»;

- железобетонный мост 43км+432м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»;

- железобетонный мост 56км+232м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб»;

- железобетонный мост 67км+256м автомобильной дороги местного значения «Подъезд к п. Верхнемезенск от автомобильной дороги республиканского значения «Усогорск-Макар-Ыб».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Минина О.Н.

Мотивированное решение составлено 13 декабря 2023 года.