Категория 3.019 Дело №2а-1483/2019 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 мая 2019 года город Севастополь Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Конторер К.В., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным бездействия, У С Т А Н О В И Л: ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит: признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя выразившееся в неустановлении вида разрешенного использования в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кадастровый №, находящегося в собственности ФИО4 на основании заочного решения Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с учетом изменений, внесенных в него определением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права собственности: № от ДД.ММ.ГГГГ, установить в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кадастровый № вид разрешенного использования: «Торговые центры (торгово-развлекательные центры)», код 4.2. Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ представителем истца подано в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1080 кв.м., кадастровый №, находящегося у меня в собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права общей долевой собственности: № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно уведомлению о вручении получено представителем Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ. Согласно описи вложения в ценное письмо совместно с заявлением поданы: копия документа, подтверждающего личность гражданина: паспорт ФИО4 на 1 л. в 1 экз., копия правоустанавливающего документа на земельный участок: Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в одном экз., на семи л., копия доверенности представителя от 30.11.2017г. №. Данный факт подтверждается описью вложения в ценное письмо с почтовым штемпелем от ДД.ММ.ГГГГ. Вид функционального использования земельного участка, определенный документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» «для реконструкции магазина в торговый комплекс и его обслуживания». В соответствии с постановлением Правительства Севастополяот ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельних участков, расположенных на территории <адрес>» истец просил установить: Категорию земли: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: «Предпринимательство, код 4.0.». В виду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответа на заявление истца в его адрес, либо в адрес представителя не поступило, истец обратился с жалобой в кротчайшие сроки направить ответ в адрес представителя: 299011, <адрес>, а/я №, для ФИО3, а также ему по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтовому штемпелю на конверте) было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ (вручено 21.01.2018г., так как письмо простое заказное), приложением к которому был отказ от 25.10.2018г. №, который согласно информации, указанной в адресе адресата, был направлен своевременно, но на адрес, по которому истец не проживает и не зарегистрирован, указан дом, указана квартира, но корпус не указан. При этом заявление истца содержит номер контактного телефона, которым сотрудники Департамента, не получив подтверждения о вручении ему ответа на обращение, не воспользовались, чтобы уведомить хотя бы по телефону, либо чтобы пригласить для вручения ответа. Ответ был получен только по письменному обращению. Причиной отказа со ссылкой на подпункт 3 пункта 7 «Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», утвержденного постановлением Правительства Севастополя 28.03.2016г. № (далее – Порядок №), по мнению сотрудников Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, послужило отсутствие в пакете документов правоустанавливающего документа. ДД.ММ.ГГГГ представителем подано повторно заявление об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., кадастровый №, находящегося у меня в собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права общей долевой собственности: № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ, направленным посредством почты России только истцу. Вся суть полученного ответа сводится опять-таки к тому, что к заявлению не приложен правоустанавливающий документ. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца в третий раз, обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1080 кв.м., кадастровый №, находящегося у меня в собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права общей долевой собственности: № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения с настоящим административным исковым заявлением ответ истцу не направлен. Считает, что действия ответчика создают препятствия в реализации прав истца на владение и пользование земельным участком. Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Представитель истца ФИО5 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Представитель административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. В соответствии со ст.150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает, административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8). Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган. Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представителем истца подано в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Заявление об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кадастровый №, находящегося у меня в собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации права общей долевой собственности: № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно уведомлению о вручении получено представителем Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ. Согласно описи вложения в ценное письмо совместно с заявлением поданы: копия документа, подтверждающего личность гражданина: паспорт ФИО4 на 1 л. в 1 экз., копия правоустанавливающего документа на земельный участок: Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в одном экз., на семи л., копия доверенности представителя от 30.11.2017г. №. Данный факт подтверждается описью вложения в ценное письмо с почтовым штемпелем от ДД.ММ.ГГГГ. Вид функционального использования земельного участка, определенный документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» «для реконструкции магазина в торговый комплекс и его обслуживания». В соответствии с постановлением Правительства Севастополяот ДД.ММ.ГГГГ№-ПП «Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельних участков, расположенных на территории <адрес>» истец просил установить: Категорию земли: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: «Предпринимательство, код 4.0.». В виду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответа на заявление истца в адрес истца либо представителя не поступило, истец обратился с жалобой в кротчайшие сроки направить ответ в адрес представителя: 299011, <адрес>, а/я №, для ФИО3, а также ему по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтовому штемпелю на конверте) было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ (вручено 21.01.2018г., так как письмо простое заказное), приложением к которому был отказ от 25.10.2018г. №,. Причиной отказа со ссылкой на подпункт 3 пункта 7 «Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории <адрес>», утвержденного постановлением Правительства Севастополя 28.03.2016г. №-ПП (далее – Порядок №-ПП), по мнению Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес>, послужило отсутствие в пакете документов правоустанавливающего документа. ДД.ММ.ГГГГ представителем подано повторно заявление об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ, направленным посредством почты России только истцу. Отказ был мотивирован тем, что к заявлению не приложен правоустанавливающий документ. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца в третий раз, обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка. На момент обращения с настоящим административным исковым заявлением ответ истцу не направлен. Ко всем заявлениям истца были приложены следующие документы: копия документа, подтверждающего личность гражданина: паспорт ФИО2 в одном экз. на одном листе, копии правоустанавливающих документов на земельный участок: Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в одном экз., на трех листах; Заочное решение Ленинского районного суда <адрес> от 22.03.2018г., в одном экз. на 3 листах; Определение Ленинского районного суда <адрес> от 07.06.2018г., в одном экз. на одном листе, копия государственного акта серия ЯЛ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий владелец) с переводом на русский язык, в одном экз., на трех листах, копия доверенности представителя от 30.11.2017г. №, в одном экз, на одном листе. Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. По смыслу статей 1 и 7 ЗК РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ). Статьями 12 и 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 Закона N 6-ФКЗ, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения; до 1 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных и земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП (далее - Порядок N 228-ПП). Пунктами 2, 5 Порядка N 228-ПП предусмотрено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка. Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков, категорий земель (далее - Таблица). Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор), которым в том числе установлен вид разрешенного использования земельных участков: код 4.2. " Торговые центры (торгово-развлекательные центры)". Согласно пункту 9 Порядка N 228-ПП в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления об определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка, уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка и направляет копию указанного решения заявителю; 2) возвращает заявление и прилагаемые к нему документы заявителю с письменным обоснованием отказа в удовлетворении заявления. В случае если при определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка была допущена ошибка, то по заявлению заинтересованного лица уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения в правовой акт, которым был определен вид разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка. В данном случае вид разрешенного использования земельного участка не установлен в виду незаконного уклонения уполномоченного органа от исполнения обязанности, возложенной на него нормативно-правовыми актами регионального законодательства, принятыми в соответствии с нормами федерального законодательства. Пунктом 2.4 Регламента установлены сроки предоставления государственной услуги, которые составляют: 1 этап - 60 дней с момента поступления в адрес Департамента заявления и всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего административного регламента; 2 этап - 30 дней с момента поступления в адрес Департамента заявления и необходимого документа, предусмотренного пп. 12 п. 2.6.1 раздела 2.6 настоящего административного регламента. В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется. По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце. Судом установлено, что все заявления административного истца по существу рассмотрены не были, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не обосновал в своем отказе необходимость предоставления дополнительно судебных актов, ссылка на которые сделана в отказе о предоставлении соответствующей государственной услуги, равно как не обосновал недостаточность сведений, указанных в предоставленном заявителем государственном акте на право собственности на земельный участок в целях выполнения конкретных функций по определению видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя, возложенных на указанный Департамент в соответствии с Порядком №228-ПП, в связи с чем, суд усматривает бездействие органа государственной власти, выразившееся в неоказании государственной услуги и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания бездействия незаконными и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав административного истца путем рассмотрения заявления ФИО4 об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Руководствуясь ст.ст 175-189 КАС РФ, суд, Р Е Ш И Л: Административный иск ФИО4 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным бездействия удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО4 об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО4 об определении вида разрешенного использования и категории земель земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 31 мая 2019 года. Судья Ленинского районного суда города Севастополя С.В. Калганова |