ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1484/20 от 28.08.2020 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1484/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тверь 28 августа 2020 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Дёминой Н.В.,

при секретаре Лебедеве Э.А.,

с участием представителя Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области Кулдиловой В.Н., административного ответчика Соколова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области к Соколову А.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций

установил:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Соколову А.Г., просила взыскать с административного ответчика пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в сумме 3 руб. 84 коп., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 2746 руб., пени в сумме 276 руб. 95 коп., а всего 3026 руб. 79 коп.

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что Соколов А.Г. являлся собственником земельных участков и плательщиком земельного налога. Сведения о земельных участках, расчет земельного налога приведены в налоговых уведомлениях. Должником налог в полном объеме не оплачен. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов административному ответчику направлены требования об уплате налогов, в силу ст. 75 НК РФ начислены пени в связи с несвоевременной уплатой налогов. Административный истец просил взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу и пени в сумме 3026 руб. 79 коп.

Представитель административного истца Кулдилова В.Н. в судебном заседании полностью поддержала заявленные административные исковые требования, просила взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу за 2016 г. в сумме 1373 руб., недоимку по земельному налогу за 2017 г. в сумме 1373 руб. Пояснила, что земельный налог был начислен за земельный участок, расположенный <адрес>. Администрирование данного налога осуществляет Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, поскольку административный ответчик проживает в г. Твери, право собственности на участок прекращено, Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области карточка расчета налогоплательщика с бюджетом передана административному истцу. Отметила, что пени в сумме 3 руб. 85 коп. начислены на недоимку по земельному налогу в сумме 215 руб., которая была оплачена налогоплательщиком. Пени по требованию № 42551 уменьшены в связи с частичной оплатой.

Административный ответчик Соколов А.Г. исковые требования не признал, пояснил, что не согласен с результатами определения кадастровой стоимости земельного участка. Оценку кадастровой стоимости производила частная компания. Кадастровая стоимость земельного участка по непонятным причинам возросла с сорока тысяч до почти полумиллиона руб. Сведений, подтверждающих, что он обращался в Управление Росреестра, заявлял о несогласии с кадастровой оценкой земельного участка, у него нет. В суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки не обращался. Кроме того, отметил, что срок для обращения в суд налоговым органом пропущен.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России № 7 по Тверской области.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица при надлежащем извещении не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При указанных обстоятельствах судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца и административного ответчика, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьями 387, 388, 389 НК РФ установлены общие положения о земельном налоге, налогоплательщиках и объектах налогообложения, в соответствии с которыми земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, последними могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Ставки земельного налога, налоговые льготы утверждены решениями Совета депутатов сельского поселения «Медведево» № 45 от 29.10.2010, № 48 от 21.03.2016 «О земельном налоге», решением Тверской городской Думы от 03.11.2005 N 106 "Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога".

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Пунктом 4 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям п. 1, 2, 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно материалам административного дела административный ответчик в период с 21.03.2007 по 28.02.2018 являлся собственником земельного участка, расположенного в <адрес>, с кадастровым номером с 07.02.2014 являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Налоговым органом в соответствии с приведенными выше требованиями закона ответчику согласно налоговому уведомлению от 23.09.2017 № 56018160 начислен земельный налог за вышеуказанные земельные участки в сумме 1588 руб.

Налоговое уведомление направлено административному ответчику 02.10.2017, что подтверждается списком № 483666 заказных писем.

В соответствии с налоговым уведомлением № 55189420 от 15.08.2018 административному ответчику был начислен земельный налог за 2017 г. в сумме 1588 руб.

Налоговое уведомление направлено административному ответчику 25.08.2018, что подтверждается списком № 122309 заказных писем.

В налоговых уведомлениях, направленных в адрес налогоплательщика, указаны объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, сумма налогов, а также указан срок уплаты налогов.

Земельный налог за 2016 и 2017 год за земельный участок с кадастровым номером рассчитан исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости – 457620 руб., определенной по состоянию на 01.01.2013, утвержденной 01.01.2015, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.01.2015.

При этом, как следует из выписок из ЕГРН от 14.07.2020, в реестре отсутствуют сведения о подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также сведения о том, что кадастровая стоимость данного участка была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

Административный ответчик не отрицал, что в установленном законом порядке результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка он не оспаривал.

При таких обстоятельствах налоговый орган при исчислении налога обоснованно руководствовался сведениями о кадастровой стоимости спорного земельного участка, содержащимися в Едином государственном кадастре недвижимости.

Как установлено в судебном заседании, в установленный законом срок обязанность по уплате земельного налога не была исполнена административным ответчиком.

В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени.

В связи с тем, что административный ответчик не выполнил обязанность по уплате земельного налога за 2016 г. в сумме 1373 руб., Межрайонной ИФНС России № 7 по Тверской области 13.02.2018 Соколову А.Г. направлено требование № 2391 об уплате земельного налога в сумме 1373 руб. и пеней в сумме 21 руб. 41 руб. в срок до 03.04.2018, что подтверждается списком №947486 заказных писем.

Как следует из представленного административным истцом расчета пеней, они начислены на недоимку по земельному налогу за 2016 г. в сумме 1373 руб. за период с 02.12.2017 по 06.02.2018.

Поскольку ответчик не исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2017 г. налоговым органом 25.02.2019 направлено в его адрес требование №14377 об уплате земельного налога в сумме 1373 руб. и пеней в сумме 22 руб. 90 коп. в срок до 27.03.2019, что подтверждается списком №91199 заказных писем.

Как следует из представленного административным истцом расчета пеней, они начислены на недоимку по земельному налогу за 2017 г. в сумме 1373 руб. за период с 04.12.2018 по 06.02.2019.

Поскольку Соколов А.Г. не исполнил обязанность по своевременной оплате налогов 03.08.2019 ему направлено требование № 42551 об уплате пеней по земельному налогу в сумме 239 руб. 20 коп. в срок до 05.11.2019, что подтверждается списком № 231306 заказных писем.

Как следует из представленного административным истцом расчета пеней, по требованию № 42551 они начислены на недоимку по земельному налогу за 2016 г. (215 руб.) за период с 02.12.2017 по 07.02.2018 в сумме 3 руб. 84 коп., на недоимку по земельному налогу за 2016 г. (1373 руб.) за период с 07.02.2018 по 10.07.2019 в сумме 178 руб. 29 коп., на недоимку по земельному налогу за 2017 г. (1373 руб.) за период с 07.02.2019 по 10.07.2019 в сумме 54 руб. 35 коп.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Поскольку обязанность по уплате налога, сбора, пени по требованию № 42551 наступила 05.11.2019, то с указанной даты общая сумме земельного налога и пеней по земельному налогу, подлежащая взысканию с Соколова А.Г., превысила 3000 рублей.

Обратившись с заявлением о выдаче судебного приказа 31.01.2020, налоговый орган установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок не пропустил.

07.02.2020 мировым судьей судебного участка №66 Тверской области вынесен судебный приказ о взыскании с Соколова А.Г. недоимки по земельному налогу и пеней, который был отменен 16.03.2020 определением мирового судьи в связи с представленными административным ответчиком возражениями относительно его исполнения.

В суд с настоящим административным иском административный истец обратился 08.06.2020.

Вопреки доводам административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок на обращение в суд не пропущен.

Соколов А.Г. не представил доказательств, подтверждающих уплату недоимки по земельному налогу в установленном законом размере и в сроки предусмотренные законодательством, равно как и доказательств наличия оснований, освобождающих его от уплаты земельного налога.

Согласно сообщению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области от 25.08.2020 № 11-10/13216 порядок предоставления льгот по имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами, носит заявительный характер, лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготы. В Инспекцию заявление о предоставлении льгот по имущественным налогам от Соколова А.Г. не поступало. В базе данных налогового органа имеются сведения о том, что он является военнослужащим, в связи с чем ему предоставляется льгота по налогу на имущество физических лиц.

Доказательств наличия оснований для предоставления льгот по земельному налогу, а также доказательств обращения в налоговый орган с заявлением о предоставлении льгот административным ответчиком не представлено.

Вместе с тем, налоговые льготы имеют заявительный характер, они начинают применяться только после поступления заявления и правоустанавливающих документов от налогоплательщика.

Поскольку в установленные законом сроки административный ответчик недоимку по налогам не погасил, суд считает требования административного искового заявления о взыскании недоимки по земельному налогу и пеней подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

При решении вопроса о размере государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 НК РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с административного ответчика, составляет 400 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области к Соколову А.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Соколова А.Г., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области недоимку земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 2746 руб., пени по земельному с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 276 руб. 95 коп., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 3 руб. 84 коп., а всего 3026 руб. 79 коп.

Взыскать с Соколова А.Г., проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Тверь в размере 400 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья . Н.В. Дёмина

Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2020

Дело № 2а-1484/2020