№ 2а-1484/2022
91RS0009-01-2021-002155-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лобановой Г. Б.,
при секретаре судебного заседания Харькавой Е. О.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» к Администрации Республики Крым, заинтересованные лица Евпаторийский городской совет Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым о признании недействующим в части Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «Виктория» обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Республики Крым, заинтересованные лица Евпаторийский городской совет Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым о признании недействующим в части Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
В обоснование, заявленных исковых требований, представитель истца по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым и ООО «Виктория» заключен Договор аренды земельного участка №-п с кадастровым номером №, площадью 171 558 кв. м, разрешённое использование - предпринимательство (4.0).
ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Положение №-п «О внесении изменений в Постановление Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п) о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
19.02.2020г. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым (ДИЗО) подготовил дополнительное соглашение к Договору об изменении размера арендной платы (пункты 2.1- 2.2 Договора) на основании Положения по формуле, предусмотренной п. 2.3 Положения, с применением минимального значения АП за 1 кв.м.:
АП = AПmin х П, где: АП годовой размер арендной платы;
AПmin минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в столбце 4 Приложения 1 к Положению; П площадь земельного участка.
Формула применена с учетом АПmin, поскольку, при расчёте арендной платы по формуле, предусмотренной п. 2.1 Положения, размер арендной платы 1 кв.м составил 207,23 руб., что меньше минимального значения арендной платы, установленного Положением, в размере 282,90 руб.
Обжалуемым постановлением муниципалитет самостоятельно ввёл такой показатель как Минимальное значение арендной платы за кв. м в год. Введение AПmin привело к введению новых правил исчисления платы за землю, ухудшающих положение арендатора, что противоречит законодательству.
Оспариваемый, в указанной выше части акт, противоречит нормам, установленным ст. 39.7 Земельного кодекса РФ.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, определяется в соответствии с принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ (п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ).
К основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчёта размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов местного самоуправления определяется порядок расчёта арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ» (далее Постановление Правительства №); Приказ Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».).
Согласно, правовой позиции Конституционного Суда РФ, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений ст. 65 ЗК РФ не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
С учётом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной собственности.
Согласно формуле, установленной в п. 2.1 Положения, годовой размер арендной платы за 1 кв. м земельного участка составляет 135,59 руб.
553 859 000 руб. (КС) х 4,2 % (С) / 171 558 кв. м (П)
Такая формула расчёта является экономически обоснованной и предсказуемой. Порядок расчёта годового размера арендной платы, основан на кадастровой стоимости земельного участка, соответствует п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ и основным принципам, установленным Постановлением Правительства №.
Минимальный размер ставки арендной платы для участка установлен в размере 282,90 руб. за 1 кв.м, что в 2,1 раза превышает размер ставки, определённой исходя из его кадастровой стоимости в соответствии с принципами, установленными Постановлением Правительства № и п. 2.1 Положения (135,59 руб.). При этом, значения минимальной и максимальной арендной платы за 1 кв.м, указанные в Приложении 1 к Положению, не основаны на кадастровой или рыночной стоимости, не учитывает каких - либо обоснованных коэффициентов.
Приведённый в таблице диапазон значения ставок искусственно и необоснованно увеличивает размер арендной платы в несколько раз вне зависимости от вида разрешённого использования, местоположения или кадастровой стоимости.
Административный истец просит суд признать недействующими со дня принятия - с ДД.ММ.ГГГГ:
- пункт 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от 21.11.2019 №-п «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым».
- Приложение к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в части установления минимального (AПmin) значения арендной платы за 1 кв. м в руб. (столбец 4 Таблицы).
Обязать Администрацию Республики Крым опубликовать течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщение о принятии судом решения по делу в официальном печатном издании Администрации Республики Крым, а также на официальном сайте Администрации Республики Крым.
Взыскать с Администрации Республики Крым судебные расходы в пользу ООО «Виктория» (№).
Представитель административного истца по доверенности № Юр-12\22 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении, просил признать недействующим нормативный правовой акт в части с момента его принятия ввиду отсутствия полномочий у органа местного самоуправления на его принятие и противоречащий по существу нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Дополнил, что оспариваемый коэффициент не соответствует основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее постановление N582), в том числе принципу экономической обоснованности арендной платы, согласно которому арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Представитель истца полагает, поскольку оспариваемый коэффициент установлен без анализа оценочных характеристик и учета экономических факторов, определяющих доходность земельного участка с учетом категории земель, вида разрешенного использования и иных вышеназванных факторов, нормативный правовой акт в части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе противоречит постановлению N 582.
Кроме того, обратил внимание на отсутствие у административного ответчика полномочий на утверждение коэффициента дифференциации по видам деятельности арендатора земельного участка, установление методики расчета и порядка использования арендной платы за муниципальное имущество отнесено к полномочиям Евпаторийского городского совета, как представительного органа.
Представитель административного ответчика Администрации Республики Крым ФИО2, не признала исковые требования, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Суду пояснила, что действительно в 2020 году были внесены изменения в Постановление Администрации Республики №-п от ДД.ММ.ГГГГ. Прокуратурой была проведена правовая проверка Постановления администрации Республики Крым 2404-п от ДД.ММ.ГГГГ внесен был протест, но не по п.2.3 Положения, каких либо нарушений при проверки не выявлено.
Заинтересованное лицо представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым с иском не согласилась, ссылаясь на экономическую обоснованность размера арендной платы, исходя из которой административный истец, обязан платить арендную плату в связи с использованием земельного участка. Полагает, что при определении кадастровой стоимости участка, из которой в том числе исчисляется арендная плата, учитывалась доходность земельного участка в зависимости от целевого назначения, вида разрешенного использования конкретного участка и других экономических фактов. Следовательно, арендная плата отвечает принципу экономической обоснованности.
Заинтересованное лицо представитель Евпаторийского городского совета Республики Крым, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Из письменного отзыва следует, что согласно правовой позиции административного истца изложенной в иске, оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией вне пределов компетенции. Установление методики расчета и порядка использования арендной платы за муниципальное имущество отнесено к полномочиям Евпаторийского городского совета, как представительного органа.
Полномочия представительного органа муниципального образования определены ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 40 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого решением Евпаторийского городского совета отДД.ММ.ГГГГ№.
Полномочия администрации определены ст. 51 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Указанная статья не содержит полномочий администрации относительно принятия нормативных муниципальных актов об утверждении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и методики расчета и порядка использования арендной платы за муниципальное имущество. Из чего следует, что оспариваемый нормативный правовой принят администрацией вне пределов компетенции.
Относительно сути исковых требований, пояснили, что Решением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-88/2020 поддержанным (измененным в части) апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному делу об оспаривании в части нормативного правового акта - решения Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. решения от ДД.ММ.ГГГГ№) признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты положения, касающиеся установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м, используемого при расчете годового размера арендной платы от кадастровой стоимости, а также минимальных (максимальных) значений арендной платы за 1 кв.м.
Таким образом, суд указал, что механизм исчисления минимального значения не отвечает принципу правовой определенности и не обеспечивает справедливый баланс интересов арендодателей и арендаторов земельных участков, противоречит Постановлению РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. При принятии решения по делу, просили учесть, что оспариваемое постановление применялось, и на его основании реализовывались права граждан и организаций. В случае удовлетворения административного иска при постановлении решения, просили руководствоваться п.38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 КАС РФ считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим юридическую силу, приходит к выводу что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
В соответствии с пунктами "в", "г" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составеРоссийской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федеральногоконституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в РоссийскуюФедерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далееЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации.
На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иныхнормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, частями 1 и 4 статьи 7Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение,пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальнойсобственности муниципального района относятся к вопросам местного значениямуниципального района, по которым принимаются муниципальные правовыеакты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации,федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РоссийскойФедерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативнымправовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное неустановлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядокопределения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся вмуниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерацииосуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществленияорганами государственной власти субъектов Российской Федерациипринадлежащих им полномочий.
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Полномочия представительного органа муниципального образования определены ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 40 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого решением Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№.
Полномочия администрации определены ст. 51 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым. Указанная статья не содержит полномочий администрации относительно принятия нормативных муниципальных актов об утверждении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и методики расчета и порядка использования арендной платы за муниципальное имущество.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым устанавливает порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым в установленном законом порядке.
Пункт 1 дополнен подпунктом 1.1 с ДД.ММ.ГГГГ - Постановление Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 1804-п, а именно: пункт 1.1. Условия положения о порядке определения, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым применяются с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N1882-п "Об утверждении положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в новой редакции" считать утратившим силу.
Настоящее постановление вступает в силу со дня обнародования на официальном сайте Правительства Республики Крым - в разделе: Муниципальные образования, подраздел - Евпатория, а также на официальном сайте муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым- ru в разделе: документы, подраздел-документы администрации города информационно-телекоммуникационной сети общего пользования, а также опубликовать информационное сообщение о нем в печатных средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления Республики Крым.
Постановление Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п, утверждено Главой Администрации Республики Крым ФИО4.
Из материалов дела следует, что 08.06.2016г. между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым и ООО «Виктория» заключен Договор аренды земельного участка №-п с кадастровым номером № площадью 171 558 кв.м, разрешённое использование - предпринимательство (4.0).
Арендатор предоставляет без проведения торгов, а Арендатор принимает за плату временное владение и пользование земельный участок (далее - Участок) общей площадью 171558 кв.м. из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Евпатория рублики Крым, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного пользования земельного участка - предпринимательство, 4.0., кадастровый 90:18:010179:20, расположенный по адресу: РФ, , между «Аквапарком» и развлекательным комплексом «Солнышко», для строительства культурно-развлекательного комплекса с пансионатом (л.д.43).
Арендатор вносит ежегодную арендную плату за право пользования в размере 15 174 173,66 рублей (Пятнадцать миллионов сто семьдесят четыре тысячи сто семьдесят три) рублей 66 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Положение №-п «О внесении изменений в Постановление Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п) о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Из дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-п от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым и ООО «Виктория» следует, что на основании:
-распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года №-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым»;
-постановления администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении положения о порядке определения, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым», заключили настоящее дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-п о нижеследующем:
Пункт 2.1.-2.2. Договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№-п читать в следующей редакции
2.1. Годовое обязательство по арендной плате за право пользования Участком составляет: 48 533 758 (Сорок восемь миллионов пятьсот тридцать три тысячи семьсот пятьдесят восемь) руб. 20 коп.
19.02.2020г. Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым подготовил дополнительное соглашение к Договору об изменении размера арендной платы (пункты 2.1- 2.2 Договора) на основании Положения по формуле, предусмотренной п.2.3 Положения, с применением минимального значения АП за 1 кв.м.:
АП = AПmin х П, где: АП годовой размер арендной платы;
AПmin минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в столбце 4 Приложения 1 к Положению; П площадь земельного участка.
Формула применена с учетом АПmin, поскольку, при расчёте арендной платы по формуле, предусмотренной п. 2.1 Положения, размер арендной платы 1 кв.м составил 207,23 руб., что меньше минимального значения арендной платы, установленного Положением, в размере 282,90 руб.
Обжалуемым постановлением муниципалитет самостоятельно ввёл такой показатель как Минимальное значение арендной платы за кв. м в год. Введение AПmin привело к введению новых правил исчисления платы за землю, ухудшающих положение арендатора, что противоречит законодательству.
Согласно, п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
С учетом приведенных обстоятельств, норм федерального и регионального законодательства суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят неуполномоченным органом местного самоуправления вне пределов предоставленной компетенции.
Проверяя оспариваемую часть нормативного акта на предмет соответствия действующему законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Данное постановление Правительства Российской Федерации является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 582 устанавливает в качестве одного из основополагающих принципов определения арендной платы - принцип экономической обоснованности. Этот принцип предполагает, что, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 582).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Однако экономическое обоснование применения расчета арендной платы в оспариваемом постановлении и порядке определения арендной платы земельных участков отсутствует. Административным ответчиком доказательств не предоставлено о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела административный ответчик каких-либо доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера арендной платы в пункте 2.3 оспариваемого Положения не представил.
Согласно формуле установленной в п. 2.1 Положения, годовой размер арендной платы за 1 кв.м земельного участка составляет 135,59 руб.
553 859 000 руб. [КС] х 4,2% [С] / 171558 кв.м [П]
Такая формула расчета является экономически обоснованной и предсказуемой. Порядок расчета годового размера арендной платы, основан на кадастровой стоимости земельного участка, соответствует п.1 ст.39.7 ЗК РФ и основным принципам, установленным Постановлением Правительства №.
Минимальный размер ставки арендной платы для участка установлен в размере 282,90 руб. за 1 кв.м, что в 2,1 раза превышает размер ставки, определённой исходя из его кадастровой стоимости в соответствии с принципами, установленными Постановлением Правительства № и п.2.1 Положения (135,59 руб.).
При этом значения минимальной и максимальной арендной платы за 1 кв.м, указанные в Приложении 1 к Положению не основаны на кадастровой или рыночной стоимости, не учитывает каких-либо обоснованных коэффициентов.
Приведенный в таблице диапазон значения ставок искусственно и необоснованно увеличивает размер арендной платы в несколько раз вне зависимости от вида разрешенного использования, местоположения или кадастровой стоимости.
На основании изложенного п.2.3 Положения и Приложения 1 в части установления минимальной ставки арендной платы за 1 кв.м земельного участка противоречит п.1 ст.39.7 ЗК РФ и Постановлению Правительства №.
Суд соглашается с утверждениями административного истца о том, что предусмотренный пунктами 2.3. Положения механизм исчисления минимального значения не отвечает принципу правовой определенности, что размер арендной платы установлен не только по виду разрешённого использования земельных участков, но и в зависимости от минимальных и максимальных значений арендной платы за 1 кв.м., определяемых пунктом 2.3 Положения, что противоречит приведенным нормам действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, требования административного истца следует признать обоснованными и подлежащими в этой части удовлетворению.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, в том числе отношений собственности в земельной сфере, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т. е. придать закону обратную силу либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2).
Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П и от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Согласно пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд полагает признать оспариваемый нормативный правовой акт в части недействующим как противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающий права административного истца, в отношении которого применен этот акт.
Определяя момент, с которого следует признать оспариваемый коэффициент недействующим, суд исходит из требований части 1 статьи 216 КАС РФ, в силу которой в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части, этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Согласно разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой административным истцом части применялся в течение достаточно длительного времени, на его основании реализовывались права граждан и юридических лиц, что не оспаривалось сторонами, суд полагает необходимым признать недействующим 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» и Приложение к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв. м в рублях с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Администрации Республики Крым, а также на официальном сайте Администрации Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 111).
При таких обстоятельствах с Администрации Республики Крым подлежат взысканию судебные расходы в пользу ООО «Виктория» (№ по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь гл. 22, ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Виктория» к Администрации Республики Крым, заинтересованные лица Евпаторийский городской совет Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Республики Крым о признании недействующим в части Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» - удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- пункт 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым»;
- Приложение к Положению о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи, размера рыночной стоимости земельных участков, предоставления рассрочки платежа при выкупе и реструктуризации задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утверждённого Постановлением Администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв. м в рублях.
Обязать Администрацию Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщение о принятии судом решения по делу в официальном печатном издании Администрации Республики Крым, а также на официальном сайте Администрации Республики Крым.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации Республики Крым в пользу ООО «Виктория» (№) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Евпаторийский городской суд Республики Крым, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Г. Б. Лобанова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ