ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1485/18 от 11.12.2018 Кондопожского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а- 1485/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2018 года г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи: Береговой С.В.,

при секретаре Ивановой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ об оспаривании решения и обязании произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что является собственником земельного участка и здания магазина, расположенных по адресу: РК, ........, <...>, ........, что подтверждено свидетельствами о регистрации права, здание магазина поставлено на кадастровый учет. ХХ.ХХ.ХХ истец обратился в Администрацию Кондопожского городского поселения с заявлением, в котором просил перевести вышеуказанное нежилое помещение в жилое. Согласно постановления № ... от ХХ.ХХ.ХХ и Уведомления от ХХ.ХХ.ХХ заявление удовлетворено. ХХ.ХХ.ХХ истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, а именно указать, что принадлежащее нежилое помещение переведено в жилое, однако был получен отказ со ссылкой, что действующим законодательством не предусмотрен порядок перевода нежилых зданий в жилые. С решением административного ответчика не согласен. Ссылаясь на положения Федерального закона « О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ, ст. 16, 14, гл. 13 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), 209 ГК РФ, просит признать незаконным решение об отказе ответчика в учете изменений объекта недвижимости о переводе нежилого здания магазина по адресу: РК, ........, д.Суна, ........ (кадастровый № ...) в жилой дом, обязав административного ответчика устранить допущенное нарушение, внести соответствующие сведения в ЕГРН о переводе здания в жилой дом в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

При подготовке дела к слушанию судом в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Кондопожского муниципального района, Администрация Янишпольского сельского поселения.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал требования по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен. Представил отзыв, в котором указали на отсутствие в законодательстве возможности перевода нежилых зданий в жилые дома.

Представители заинтересованных лиц – Администрации Кондопожского муниципального района и Администрация Янишпольского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. (ч.1 ст. 23 ЖК РФ).

Частью 1 ст. 16 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Положения статей 22, 23 ЖК РФ в их совокупности с требованиями ч.1 ст. 16 указанного кодекса РФ предусматривают возможность изменения перевода нежилого помещения, в том числе нежилого здания в жилое помещение, к числу которых отнесен жилой дом.

Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее –Федеральный закон № 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе.

В соответствии с ч. 3 ст. 8, п. 9 ч.5 ст. 8 № 218-ФЗ «Федерального закона № 218-ФЗ сведения о назначении такого объекта недвижимости как здание (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение) в кадастр недвижимости вносятся как дополнительные, то есть как сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, содержащиеся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах. Орган регистрации прав вносит в ЕГРН дополнительные сведения на основании документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия или в уведомительном порядке (ч. 4 ст. 7, п.п. 2,3 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Сведения о переводе нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке) обязаны направлять в орган регистрации прав органы государственной власти и органы местного самоуправления(п. 5 ч. 1 ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В случае, если указанные сведения не внесены в ЕГРН заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН (ч. 1ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Частями 2-5 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ установлен порядок межведомственного взаимодействия, в силу которого орган регистрации прав самостоятельно запрашивает соответствующие сведения в том числе в органах местного самоуправления.

По мнению суда положения о межведомственном взаимодействии государственных и муниципальных органов направлены на скорейшую реализацию прав собственников и их не исполнение не может служить основанием для внесения соответствующих сведений.

При этом в силу ч. 4 ст. 33 названного закона орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Иных оснований для отказа во внесении сведений в ЕГРН положения гл. 4 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не содержат.

Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка и здания магазина, расположенных по адресу: РК, ........, ........, ......... В целях перепланировки нежилого здания в жилое – произвел ремонтные работы для использования его в качестве жилого дома, при этом изменений параметров объекта капитального строительства, предусмотренных ГрК РФ не произошло. Постановлением № ... Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ нежилое здание магазина переведено в жилой дом.

ХХ.ХХ.ХХФИО1 обратился к ответчику с заявлением о внесении сведений в ЕГРН, содержащихся в решении о переводе нежилого помещения в жилое.

Уведомлением Управления Росреестра по РК за № № ... от ХХ.ХХ.ХХ отказано в учете изменений назначения в отношении бывшего здания магазина. Мотивами отказа во внесении сведений, указано, что перевод нежилого здания в жилое здание не предусмотрен нормами жилищного законодательства, поскольку данные нормы распространяются на перевод нежилых помещений.

Доказательств оспаривания законности Постановления № ... Администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ, признания его в установленном законом порядке недействительным в материалах дела не содержится. На данные обстоятельства административный ответчик не ссылался.

ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в орган регистрации прав, представленная им при обращении информация об изменении назначения объекта недвижимости органом местного самоуправления опровергнута не была. При таких обстоятельствах у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения об отказе во внесении сведений в ЕГРН.

Что же касается нормативно-правового регулирования порядка перевода нежилого здания в жилой дом, следует отметить, что указанная возможность перевода нежилых помещений в жилые помещения прямо предусмотрена положениями п. 6 ч. 1 ст. 14, гл. 3 ЖК РФ.

Отсутствие правового регулирования по порядку изменения перевода здания из нежилого в жилое не может являться основанием для лишения гражданина возможности реализовать свое право, гарантированное федеральным законом.

В силу ч. 11 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В нарушении указанных положений, доказательств того, что на момент обращения ФИО1 назначение и техническое состояние спорного здания исключало возможность его фактического использования для постоянного проживания людей, административный ответчиком не представлено.

В связи с неверным применением норм законодательства, суд признает незаконным отказ ответчика в учете изменений объекта недвижимости, в связи с чем удовлетворяет административные исковые требования. При этом, суд учитывает, что указанное основание являлось единственным для отказа, на основании чего полагает возможным возложить на административного ответчика обязанность произвести указанные регистрационные действия.

Мнение административного ответчика о необходимости проведения реконструкции указанного дома для признания его жилым, не может быть принято во внимание, поскольку понятие реконструкции, данное в п. 14 ч.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ подразумевает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, между тем сведений о том, что данные действия произведены административным истцом, или проведение требуется для эксплуатации дома в качестве жилого, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать не соответствующим нормативным правовым актам отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ от ХХ.ХХ.ХХ№ ...№ ... в учете изменений объекта недвижимости в отношении здания с кадастровым номером № ... расположенного по адресу: ........, ........, .........

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения в отношении здания с кадастровым номером № ... расположенного по адресу: ........, № ..., ........ переводе данного здания в жилой дом.

Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ сообщить в суд об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В.Берегова

Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ