ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1485/2018 от 12.03.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Русановой И.Е.,

с участием административного истца ФИО1, её представителя ФИО3, действующего на основании доверенности от 08.09.2017г., представителей ответчиков Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Ханты-Мансийска ФИО4, действующей на основании доверенности от 28.02.2018г., Администрации города Ханты-Мансийска ФИО5, действующей на основании доверенности от 10.11.2016г., заинтересованного лица ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-868/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации г.Ханты-Мансийска, Администрации города Ханты-Мансийска, Главе города Ханты-Мансийска, заинтересованное лицо ФИО2, о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска в части, признания незаконным Постановления Главы города Ханты-Мансийска от 24.10.2017 № 1036,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец (далее по тексту – истец) ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам к Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации г.Ханты-Мансийска, Администрации города Ханты-Мансийска, заинтересованное лицо ФИО2, о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке <адрес> в части, признания незаконным Постановления Главы города Ханты-Мансийска от 24.10.2017 № 1036.

Требования мотивированы тем, что в ходе судебного разбирательства по иску ФИО1 в ФИО2 о приведении земельного участка и построек на нем в соответствие с градостроительными нормами и правилами, по иску ФИО2 к ФИО1 об устранении препятствий пользования земельным участком, истцу стало известно о наличии Решения ответчика от 13.09.2017г., оформленного протоколом 13/17 очередного заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска, согласно которому «по результатам обращения ФИО2, учитывая результаты публичных слушаний, рекомендовано Главе города Ханты-Мансийска предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 м., в части уменьшения минимальной ширины бокового двора до 0,5 м.». Постановлением Главы города Ханты-Мансийска от 24.10.2017г. № 1036, со ссылкой на указанное решение, ФИО2 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 метров, уменьшения минимальной ширины бокового двора до 0,5 метров. С указанными Решением комиссии и постановлением Главы города Ханты-Мансийска истец не согласна, так как является собственником соседнего земельного участка, расположенного по <адрес>. ФИО2 осуществил снос своего жилого дома и в 2016 году с нарушением отступов от смежной границы с земельным участком истца построил 2-х этажный жилой дом в капитальном исполнении и хозяйственные постройки вдоль границ двух участков без соблюдения требуемых отступов от границ смежного земельного участка, в связи с чем ФИО2 увеличил площадь застройки своего земельного участка, нарушив права и интересы истца, так как отступ от границ возведенных заинтересованным лицом строений сократился до минимальных размеров (0,5 метра), что противоречит Правилам землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, утвержденного Решением Думы города Ханты-Мансийска № 590 от 26.09.2008г., согласно которым максимальный процент застройки земельного участка, с разрешенным использованием: строительство индивидуального жилищного строительства, составляет не более 30%, минимальная глубина переднего двора – 5 метров, минимальная глубина заднего двора и ширина бокового двора – 3 метра.

Обжалуемые истцом Решение Комиссии и постановление Главы города Ханты-Мансийска фактически «узаконивают» возведенные ФИО2 постройки в нарушение Правил землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, нарушают права и интересы административного истца, так как земельный участок административного истца становиться фактически непригодным к возделыванию и взращиванию необходимых продуктов питания не только ввиду «затенения» части земельного участка истца, но и ввиду того, что все «осадки» с крыш возведенных ФИО2 строений попадают на участок истца, превращая его в болотистое состояние, практически по всей линии границ смежных земельный участков, в связи с чем просит признать незаконными решение Комиссии по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска в части решения вопроса № 4, оформленного протоколом № 13/17 очередного заседания от 13.09.2017г., которым рекомендовано Главе горда Ханты-Мансийска предоставить ФИО2 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес> части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 метров, в части уменьшения минимальной ширины бокового двора до 0,5 метров, и признать незаконным Постановление Главы города Ханты-Мансийска от 24.10.2017г. № 1036 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства», согласно которому ФИО2 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 метров, в части уменьшения минимальной ширины бокового двора до 0,5 метров.

Глава города Ханты-Мансийска, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика протокольным определением суда от 12 февраля 2018 года, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Истец и его представитель, в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержали в полном объеме, дав пояснения. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Ханты-Мансийска с исковыми требованиями не согласилась, представив письменные возражения на исковое заявление, указала, что регламент проведения публичных слушаний не нарушен, публичные слушания проведены в соответствии с действующим законодательством, истец ФИО1 на публичные слушания не явилась, возражений не представила. Также указала, что статья 40 Градостроительного кодекса допускает отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, либо реконструкции объектов капитального строительства. ФИО2 на основании публичных слушаний предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства. Реконструкция объекта капитального строительства ФИО2 еще не закончена. Просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель Администрации города Ханты-Мансийска и заинтересованное лицо ФИО2 с доводами административного искового заявления также не согласились, просили в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующей на дату проведения публичных слушаний, на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Согласно статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующей на дату проведения публичных слушаний, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть1); отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2); заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3); вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса (часть 4); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5); Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6); предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (часть 8).

Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 14.06.2016 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства»

Согласно п. 33 указанного регламента Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги; 2) формирование и направление межведомственных запросов в органы и организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги; 3) проведение публичных слушаний и подготовка Комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения; 4) рассмотрение Главой города Ханты-Мансийска представленных рекомендаций и принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения; 5) выдача (направление) результата предоставления муниципальной услуги.

Решением Думы города Ханты-Мансийска от 22.02.2017 № 98VI РД «О Порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ханты-Мансийске» утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Ханты-Мансийске. Согласно указанного Порядка в обязательном порядке на публичные слушания выносятся вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п.п. 3 п.2 ст. 3); информационное сообщение о проведении публичных слушаний подлежит обязательному официальному опубликованию (обнародованию), а также дополнительно может быть размещено в иных средствах массовой информации, на Официальном информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Одновременно с информационным сообщением о проведении публичных слушаний должен быть официально опубликован (обнародован) проект муниципального правового акта, для обсуждения которого назначены публичные слушания, либо порядок ознакомления с указанным проектом (п.2 ст. 7); при проведении публичных слушаний ведется протокол (п.12 ст.8), в протоколе публичных слушаний в обязательном порядке должно быть отражено количество зарегистрированных участников публичных слушаний, предложения и замечания, высказанные ими в ходе публичных слушаний, предложения и замечания, снятые с обсуждения по основаниям, указанным в пункте 9 статьи 8 Порядка (п.2.1 ст.9); заключение по результатам публичных слушаний направляется в Думу города или Главе города в зависимости от того, кем были назначены публичные слушания. Приложением к заключению являются: протокол публичных слушаний, письменные предложения и замечания участников публичных слушаний (п.3.3 ст. 9).

Как следует из материалов дела, ФИО2 28 июня 2017 года обратился в Комиссию по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 м., уменьшения минимальной ширины бокового двора дот 0,5 м.

Главой города Ханты-Мансийска вынесено постановление № 75 от 18 июля 2017 года «О назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства», в том числе и по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 м., в части уменьшения минимальной ширины бокового двора до 0,5 м.. Проведение публичных слушаний назначено на 15 августа 2017 года в 18 часов 00 минут.

Указанное Постановление опубликовано в газете «Смарово – Ханты-Мансийск» № 33 от 27 июля 2017 года, а также размещено на официальном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска в сети "Интернет".

О проведении публичных слушаний владельцам соседних земельных участков были направлены уведомления, что подтверждается Реестром отправления корреспонденции (простые письма) от 29.06.2017г. Уведомления были отправлены по адресам: <адрес>.

В уведомлениях также указано, что информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний будет опубликована в газете «Самарово – Ханты-Мансийск» и на информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска в сети «Интернет». Указан телефон для справок.

В срок, установленный Постановлением администрации города (до 17-00 часов 15 августа 2017 года), от собственника участка по <адрес>ФИО7 поступило согласие на реконструкцию дома по <адрес>.

Обращений по вопросу публичных слушаний от собственника участка по <адрес> в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска, либо от собственников иных участков не поступало.

Публичные слушания проведены 15 августа 2017 года, о чем свидетельствует надлежащим образом оформленный протокол публичных слушаний, согласно которого по вопросу 4 докладчик ФИО2 указал, что планируется увеличение в пределах старого строения, в сторону <адрес> на 1 метр, при этом противопожарное расстояние до этого дома составляет 9 метров. Со стороны <адрес> – в тех же границах остается, увеличение только на 1 метр в сторону усадьбы. При реконструкции будет задействован старый фундамент. Просил разрешение на отклонение от предельных параметров.

Согласно заключению о результатах публичных слушаний, в ходе публичных слушаний вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 м., в части минимальной ширины бокового двора до 0,5 м. поддержан участниками публичных слушаний.

Указанное заключение было опубликовано в газете «Самарово – Ханты-Мансийск» № 37 от 24 августа 2017 года.

Комиссией по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска (протокол от 13 сентября 2017 года и заключение от 13 сентября 2017 года) рекомендовано Главе города Ханты-Мансийска предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 м., в части минимальной ширины бокового двора до 0,5 м.

Постановлением Администрации города Ханты-Мансийска № 1036 от 24 октября 2017 года ФИО2 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 м., в части минимальной ширины бокового двора до 0,5 м.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Процедура проведения публичных слушаний и порядок вынесения постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 м., в части минимальной ширины бокового двора до 0,5 м., не нарушены.

Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными решения Комиссии по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска в части решения вопроса № 4, оформленного протоколом № 13/17 очередного заседания от 13.09.2017г., которым рекомендовано Главе горда Ханты-Мансийска предоставить ФИО2 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес> части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 метров, в части уменьшения минимальной ширины бокового двора до 0,5 метров, и Постановления Главы <адрес> от 24.10.2017г. № 1036 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства», согласно которому ФИО2 предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства «Объект индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимальной глубины переднего двора до 0 метров, в части уменьшения минимальной ширины бокового двора до 0,5 метров.

Доводы истца о нарушении его обжалуемыми решением и Постановлением прав и интересов в связи с тем, что земельный участок административного истца становиться фактически непригодным к возделыванию и взращиванию необходимых продуктов питания и фактически превращается в болотистое состояние, материалами дела не подтвержден и в судебном заседании доказательств указанного истцом и его представителем не представлено.

Фактически допущенные, по мнению административного истца, нарушения ФИО6 при строительстве жилого дома нарушения в виду того, что последний осуществил снос своего жилого дома и в 2016 году с нарушением отступов от смежной границы с земельным участком истца построил 2-х этажный жилой дом в капитальном исполнении и хозяйственные постройки вдоль границ двух участков без соблюдения требуемых отступов от границ смежного земельного участка, в связи с чем ФИО6 увеличил площадь застройки своего земельного участка, нарушив права и интересы истца, так как отступ от границ возведенных заинтересованным лицом строений сократился до минимальных размеров (0,5 метра), не могут быть рассмотрены в рамках административного дела, так как предметом настоящего дела является проверка законности решений административных органов, в частности решение Комиссии по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска и Постановление Главы города Ханты-Мансийска.

Кроме того, как указывает истец, ФИО2 2-х этажный жилой дом в капитальном исполнении был построен в 2016 году. Согласно материалов дела разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства, выдано ФИО2 только в октябре 2017 года, в связи с чем суд приходит к выводу, что фактически разрешенная реконструкция объекта капитального строительства ФИО2 еще не окончена, так как Градостроительный кодекс Российской Федерации различает понятия «строительство» и «реконструкция» объектов капитального строительства. Если строительством считается создание, возведение нового объекта капитального строительства, то под реконструкцией понимается существенное изменение технических характеристик уже существующего здания (строения, сооружения), таких, как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации <адрес>, Администрации города Ханты-Мансийска, Главе города Ханты-Мансийска, заинтересованное лицо ФИО2, о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке города Ханты-Мансийска в части, признания незаконным Постановления Главы города Ханты-Мансийска от 24.10.2017 № 1036 – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 19 марта 2018 года.