ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1485/2018 от 25.01.2018 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1485/2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«25» января 2018 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Быстряковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Носовой Марины Владимировны, Носова Романа Геннадьевича к Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Совету депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконным отказа Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании объекта строительства проблемным объектом, признании незаконным отказа Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области о признании объекта строительства проблемным объектом, обязании Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ устранить нарушения, путем признания объекта строительства проблемным,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Носова М.В. и Носов Р.Г. обратились в суд с настоящим административным иском к ответчикам Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Совету депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконным отказа Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании объекта строительства проблемным объектом, признании незаконным отказа Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области о признании объекта строительства проблемным объектом, обязании Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ устранить нарушения, путем признания объекта строительства проблемным, указывая на то, что они являются участниками долевого строительства в многоквартирном жилом доме с местоположением: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, корпус 2, строение 2, секция 3, расположенный на земельном участке, общей площадью 8500 кв.м. Квартира, состоящая из 1 жилой комнаты, 8 этаже, справа от лифта, предварительной площадью 46,4 кв.м., строительный номер квартиры 2.1.331. Строительство жилого дома ведется ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» (застройщик). Они получили право требования квартиры, на основании заключенного договора долевого строительства с ООО «ГТ-ТЭС» «Трубино» от 28.05.2016 года № 28/05-16-2, который был зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 14.07.2016 года. Согласно п. 3.1 Договора, цена договора составила 1689765 руб. 00 коп. Они внесли сумму 1272570 руб. 78 коп. наличными в кассу ГТ-ТЭС «Трубино» перед подачей договора для регистрации в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, вторым взносом по договору долевого участия должен быть материнский капитал, в сумме 417194 руб. 22 коп. В настоящее время они не полностью выполнили обязательства перед застройщиком, так как получив зарегистрированный договор долевого участия ими были обнаружены ошибки в паспортных данных, сумма в договоре участия не соответствовала той, которую они вносили. Застройщик отказался исправить сумму в договоре долевого участия. Был составлен другой договор долевого участия от 17.03.2017 года № 17/03-17-3, который должен был быть зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а договор долевого участия от 28.05.2016 года № 28/05-16-2 расторгнут и сумма 1272570 руб. 78 коп. перенесена на договор от 17.03.2017 года № 17/03-17-03. Было составлено соглашение о расторжении договора долевого участия от 28.05.2016 года № 28/05-16-2, но застройщик отказался регистрировать это соглашение о расторжении. Они обратились в Балашихинский городской суд с исковым заявлением о регистрации соглашения о расторжении долевого участия от 28.05.2016 года № 28/05-16-2 и внесении изменений в договор долевого участия от 17.03.2017 года № 17/03-17-3. Было вынесено положительное решение от 29.11.2017 года. Согласно п. 1.1 Договора долевого участия, застройщик обязуется ввести жилой дом в эксплуатацию не позднее 4 квартала 2017 года. Согласно п. 7.3 Договора долевого участия, застройщик обязуется передать объект долевого строительства участнику долевого строительства в течение 90 дней с момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Фактически строительство объекта недвижимости многоквартирного жилого дома, по строительному адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново не ведется, не завершено, разрешение на ввод его в эксплуатацию не получено. 17.03.2017 года первым заместителем городского прокурора Гулевским М.А. направлено обращение в адрес ИО руководителя администрации Щелковского муниципального района Валову А.В. о выявленных нарушениях требований федерального законодательства, допущенных ООО «ГТ-ТЭС «Трубино». В июне 2017 года на генерального директора ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» Астапенко Д.Ю. заведено два уголовных дела по ст. 200.3 УК РФ и ст. 159 ч. 4 К РФ. В настоящий момент Астапенко Д.Ю. находится в федеральном розыске. 23.08.2017 года и 07.09.2017 года Следственным управлением МУ МВД России «Щелковское» они признаны потерпевшими в уголовном деле. 18.08.2017 года И.о. городского прокурора Гулевский М.А. направляет главе Щелковского муниципального района Валову А.В. представление об устранении нарушений федерального законодательства, где указывает, по результатам рассмотрения письма от 17.03.2017 года, администрацией Щелковского муниципального района многоквартирный жилой дом в п. Литвиново проблемным не признан. 22.09.2017 года Администрация Щелковского муниципального района в ответе на предписание прокуратуры в признании объекта проблемным отказала. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Московской области находится дело о признании несостоятельным (банкротом) ООО «ГТ-ТЭС «Трубино». 31.10.2017 года, согласно п.п. «г» ст. 2.1 Порядка ведения реестра проблемных застройщиков, утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 17.12.2013 года № 17, ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» было включено в реестр проблемных застройщиков. Ими были направлены обращения главе Щелковского муниципального района от 30.10.2017 года, в Совет депутатов Щелковского муниципального района от 30.10.2017 года с требованием признать дом по указанному адресу проблемным. На дату обращений строительство не ведется более 9 месяцев. В ответ письмами Администрация Щелковского муниципального района Московской области и Совет депутатов Щелковского муниципального района в их адрес сообщили, что объект проблемным не признает и не планирует признавать. Они считают сложившуюся ситуацию по остановке строительства дома, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново и отсутствию действий со стороны Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Главного управления государственного строительного надзора Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области по признанию указанного объекта проблемным, поиску нового застройщика, нарушает права участников долевого строительства, в частности их на получение оплаченной квартиры в собственность.

Административные истцы Носова М.В. и Носов Р.Г. просят суд признать незаконным отказ Администрации Щелковского муниципального района Московской области № 172-01ТГ-30133 от 10.11.2017 года о признании объекта строительства, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, проблемным объектом; признать незаконным отказ Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области № 172-11ТГ-491/1-30 от 15.11.2017 года о признании объекта строительства, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, проблемным объектом; обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ устранить нарушения, путем признания объекта строительства, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, проблемным, в соответствии с Законом Московской области от 01.07.2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области».

Административный истец Носов Р.Г. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный истец Носова М.В. в судебное заседание не явилась, о слушание дела извещена надлежащим образом (л.д. 145 т. 1).

Представитель административного ответчика Администрации Щелковского муниципального района Московской области по доверенности Васильченко В.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражение на административное исковое заявление (л.д. 167-170 т. 1).

Представитель административного ответчика Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области по доверенности Филиппова И.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и пояснила, что Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области является не надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области является коллегиальным органом и в его полномочия не входят обязанности по признанию объектов долевого строительства проблемными.

Административный ответчик Министерство строительного комплекса Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался, представил письменные возражения на исковое заявление (л.д. 154 т. 1).

Административный ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.

Представитель заинтересованного лица ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» по доверенности Ивахина Е.Ю. в судебное заседание явилась, представила письменные возражение на административное исковое заявление (л.д. 197-199 т. 1).

Заинтересованное лицо Администрация сельского поселения «Трубинское» своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.

Суд, на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца Носовой М.В., административных ответчиков Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, заинтересованного лица Администрации сельского поселения «Трубинское», неявившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Выслушав административного истца Носова Р.Г., представителей административных ответчиков Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области, представителя заинтересованного лица ООО «ГТ-ТЭС «Трубино», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

В соответствии с этим уполномоченным органом на территории Московской области принят Закон Московской области N 84/2010-ОЗ от 1 июля 2010 года "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (ч. 1 ст. 1 Закона Московской области N 84/2010-ОЗ).

Данным Законом Московской области предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того Законом предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. Законом также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции, осуществляют исполнительные органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления (ст. 3, 4 Закона Московской области).

Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 610-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы межрегионального общественного фонда содействия социальной поддержке и защите прав вынужденных переселенцев, беженцев «Статус» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 1, 2, 4 и 4.1 Закона Московской области «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области рассматриваемые во взаимосвязи нормы Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", определяющие предмет регулирования данного Закона (часть 1 статьи 1) и закрепляющие понятия "застройщик", "проблемный объект" и "пострадавший соинвестор" для целей этого Закона (пункт 1, абзац первый пункта 2 и пункт 4 статьи 2), направлены на защиту прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.

Конституционный суд РФ указал, что пункту 3 и 4 части 1 статьи 4 Закона Московской области «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области», закрепляющие, в частности, право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом и его обязанность по ведению перечня таких объектов и по предоставлению указанного перечня в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (контролирующий орган), направлены на надлежащее информирование населения муниципального образования о наличии на его территории объектов капитального строительства, имеющих статус проблемных, и одновременно на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации указанным органом своих полномочий, предусмотренных статьей 23 «Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» ФЗ от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", проблемный объект - расположенный на территории Московской области многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлено одно из следующих обстоятельств: по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома; строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами; застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома. К проблемным объектам не относятся: введенные в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения, на которые предъявлены права требования двух и более лиц; многоквартирные дома, строительство которых не начиналось в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предусматривалось строительство, и (или) разрешения на строительство; многоквартирные дома, в отношении которых Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено обеспечение исполнения застройщиком обязательств по передаче жилых помещений в многоквартирном доме.

Пункты 3 и 4 части 1 статьи 4 Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", закрепляющие, в частности, право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом и его обязанность по ведению перечня таких объектов и по предоставлению указанного перечня в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (контролирующий орган), направлены на надлежащее информирование населения муниципального образования о наличии на его территории объектов капитального строительства, имеющих статус проблемных, и одновременно на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации указанным органом своих полномочий, предусмотренных статьей 23 "Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Пункт 3 статьи 4.1 Закона Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", определяющий, что обстоятельством, влекущим признание многоквартирного дома проблемным объектом, является просрочка более чем на три месяца застройщиком исполнения обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, направлен на обеспечение своевременного выявления фактов нарушения прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории Московской области для дальнейшего проживания, и тем самым на защиту прав и законных интересов данной категории граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.

Поскольку до настоящего времени соответствующий федеральный закон не принят, нормы Закона Московской области продолжают регулировать спорные правоотношения.

В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Частью 1 ст. 4 Закона Московской области N 84/2010-ОЗ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;

2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;

3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;

4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;

6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;

8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;

8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;

9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Московской области N 84/2010-ОЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;

1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

В целях реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области полномочий по исполнению положений Закона Московской области от 01.07.2010 года № 84/2010-ФЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» разработан Порядок ведения Перечня проблемных объектов на территории Московской области, который утвержден распоряжением Минстроя Московской области от 02.09.2014 года № 142.

Согласно п. 2.1 Порядка основанием для включения многоквартирного дома в названный выше Перечень является принятое в форме муниципального правового акта решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома проблемным объектом. Решение принимается не позднее 15 календарных дней с момента выявления одного из обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона Московской области от 01.07.2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области».

Судом установлено, что 28.05.2016 года между ООО «ГТ-ТЭС «Трубино», именуемым «застройщик» и Носовой М.В., Носовым Р.Г., именуемыми «участники долевого строительства» был заключен договор № 28/05-16-2 о долевом участии в строительстве жилого дома, по условиям которого застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и/или с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом со встроенным помещением дошкольного детского учреждения с местоположением: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново (корпус 1, строение 1), расположенный на земельном участке, общей площадью 8500 кв.м. и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома со встроенным помещением дошкольного детского учреждения передать объект долевого строительства участнику, а участник обязуется уплатить обусловленную настоящим договором цену п. 3.1 и принять объект долевого строительства от застройщика по акту приема-передачи. Срок ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома со встроенным помещением дошкольного детского учреждения 31.12.2016 года. Под объектом долевого строительства в настоящем договоре понимается: квартира, состоящая из 1 жилой комнаты в строящемся жилом доме, на 4 этаже, справа от лифта, предварительной общей площадью 46,2 кв.м., строительный номер квартиры 1.1.19. Внутренние работы будут выполнены, согласно проектной декларации. Место положение квартиры на плане создаваемого жилого дома и планируемая площадь квартиры указана в Приложении № 1 (п. 1.2 Договора). Цена договора определяется в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 214-ФЗ и составляет 1689765 руб. 00 коп. (п. 3.1 Договора) (л.д. 9-23 т. 1). К указанному договору было заключено дополнительное соглашение № 2 от 24.09.2016 года (л.д. 36-38 т. 1).

16.08.2017 года между ООО «ГТ-ТЭС «Трубино», именуемым «застройщик» и Носовым Р.Г., Носовой М.В., именуемыми «участники долевого строительства) заключено соглашение о расторжении договора о долевом участии в строительстве жилого дома № 28/05-16-2 от 28.05.2016 года, о внесении изменений в договор о долевом участии в строительстве жилого дома № 17/03-17-3 от 17.03.2017 года (л.д. 39-42 т. 1).

17.03.2017 года между ООО «ГТ-ТЭС «Трубино», именуемым «застройщик» и Носовой М.В., Носовым Р.Г., именуемыми «участники долевого строительства» был заключен договор № 17/03-17-3 о долевом участии в строительстве жилого дома, по условиям которого застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и/или с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом со встроенным помещением дошкольного детского учреждения с местоположением: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново (корпус 2, строение 2, секция 3), расположенный на земельном участке, общей площадью 4602 кв.м. и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома со встроенным помещением дошкольного детского учреждения передать объект долевого строительства участнику, а участник обязуется уплатить обусловленную настоящим договором цену п. 3.1 и принять объект долевого строительства от застройщика по акту приема-передачи. Срок ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома со встроенным помещением дошкольного детского учреждения 30.12.2017 года. Под объектом долевого строительства в настоящем договоре понимается: квартира, состоящая из 1 жилой комнаты в строящемся жилом доме, на 8 этаже, справа от лифта, предварительной общей площадью 46,4 кв.м., строительный номер квартиры 2.1.331. Внутренние работы будут выполнены, согласно проектной декларации. Место положение квартиры на плане создаваемого жилого дома и планируемая площадь квартиры указана в Приложении № 1 (п. 1.2 Договора). Цена договора определяется в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 214-ФЗ и составляет 1689765 руб. 00 коп. (п. 3.1 Договора). В момент заключения настоящего договора участник долевого строительства уплачивает застройщику гарантийный взнос, который является обеспечением исполнения участником долевого строительства своих обязанностей по заключению договора, в размере 1272570 руб. 78 коп. (п. 3.5 Договора). В срок до 30.11.2017 года, но не позднее трех месяцев с момента регистрации настоящего договора в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области участнику долевого строительства уплачивают застройщику оставшуюся часть цены договора, в размере 417194 руб. 22 коп. за счет средств материнского капитала на основании государственного сертификата (п. 3.5.1 Договора) (л.д. 24-35 т. 1).

Административные истцы Носова М.В., Носов Р.Г. произвели оплату по договору о долевом участии в строительстве жилого дома № 17/03-17-3 на сумму 1272570 руб. 78 коп. (л.д. 43-45 т. 1).

Согласно договорам участия в долевом строительстве, передача жилых помещений административным истцам должна была состояться не позднее 31.12.2016 года и 30.12.2017 года соответственно. Однако, до настоящего времени объект долевого строительства по акту не передан; дом в эксплуатацию не введен.

09.12.2013 года Администрацией сельского поселения Трубинское Щелковского муниципального района Московской области ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» выданы разрешения на строительство многоквартирных многоэтажных домов со встроенными и встроено-пристроенными нежилыми помещениями, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново. Срок действия разрешения до 09.12.2019 года (л.д. 107-108 т. 1).

29.10.2017 года административный истец Носова М.В. обращалась с заявлениями в адрес главы Администрации Щелковского муниципального района Московской области и Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области о признании строительного объекта, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, проблемным (л.д. 125-127 т. 1).

Согласно ответа Администрации Щелковского муниципального района Московской области № 172-01-ТГ-30133 от 10.11.2017 года на заявление Носовой М.В. следует, что по объекту жилищного назначения сроки передачи квартир гражданам-участникам долевого строительства нарушены. В связи с чем на еженедельном совещании «Строительный час», проведенном главой Щелковского муниципального района Валовым А.В. 30.08.2017 года, принято решение о направлении обращения в адрес Министерства строительного комплекса Московской области о рассмотрении вопроса признании ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» проблемным застройщиком и в случае положительного решения-внести его в реестр проблемных застройщиков. До настоящего времени застройщик в данный реестр не внесен. Граждане-соинвестора объекта капитального строительства не обращались в Министерство о включении в реестр обманутых дольщиков Московской области. 18.09.2017 года в Министерстве проведено рабочее совещание по вопросу завершения строительства объекта, с участием Администрации района и предварительно согласованного Министром строительного комплекса Московской области Пахомовым С.А. нового инвестора-застройщика ООО «Строймонтаж». ООО «Строймонтаж» будут выделены компенсационные земельные участки для осуществления жилищного строительства. В настоящее время ведется работа по оформлению «Дорожной карты» с указанием мероприятий, направленных на завершение строительства жилых домов в п. Литвиново. Объект находится на контроле Правительства Московской области (л.д. 128 тт. 1).

Согласно ответа Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области № 172-11ТГ-491/1-30 от 15.11.2017 года на заявление Носовой М.В. следует, что обращение от 30.10.2017 года о признании объекта капитального строительства в пос. Литвиново проблемным по поручению Совета депутатов рассмотрено Администрацией Щелковского муниципального района. Копию ответа приложили заместителя главы Щелковского муниципального района Московской области № 172-01-ТГ-30133 от 10.11.2017 года (л.д. 129-130 т. 1).

Постановлениями старшего следователя СУ МУ МВД России «Щелковское» Галанкиной О.С. административные истцы Носова М.В. и Носов Р.Г. признаны потерпевшими по уголовному делу № 11701460046001001 (л.д. 110-113 т. 1).

07.08.2017 года И.о. городского прокурора Гулевским М.А. в адрес главы Щелковского муниципального района направлено представление о рассмотрение вопроса о признании дома проблемным (л.д. 114 т. 1).

Согласна письма главы Щелковского муниципального района Московской области Валова А.В. от 22.09.2017 года № 1.1-23/249 в адрес Щелковского городского прокурора следует, что в настоящее время Администрацией района приняты меры по устранению нарушений, указанных в представлении, в том числе по вопросу привлечения нового застройщика с целью завершения строительства объекта жилищного назначения в соответствии с действующим законодательством РФ. Также Администрацией района направлено обращение в адрес министерства строительного комплекса Московской области о рассмотрении вопроса признания ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» проблемным застройщиком и в случае принятия положительного решения внести его в реестр проблемных застройщиков. До настоящего времени застройщик в данный реестр не включен. При этом, граждане-инвесторы объекта капитального строительства в реестр обманутых дольщиков Московской области не включены (л.д. 115 т. 1).

Стороной административного ответчика Администрацией Щелковского муниципального района Московской области в обоснование своих возражений представлены следующие документы: протокол «Строительного часа» от 22.02.2017 года (л.д. 171-172 т. 1); протокол «Строительного часа» от 17.05.2017 года (л.д. 173-174 т. 1); протокол «Строительного часа» от 31.05.2017 года (л.д. 175-176 т. 1); протокол «Строительного часа» от 07.06.2017 года (л.д. 177-178 т. 1); протокол «Строительного часа» от 21.06.2017 года (л.д. 179-180 т. 1); протокол «Строительного часа» от 28.06.2017 года (л.д. 181-182 т. 1); постановление Администрации Щелковского муниципального района № 154 от 19.01.2018 года «О проведении митинга» (л.д. 183 т. 1); постановление Администрации Щелковского муниципального района № 5014 от 09.08.2017 года «О проведении митинга» (л.д. 184 т. 1); протокол «Строительного часа» от 30.08.2017 года (л.д. 185-186 т. 1); определение Арбитражного суда Московской области от 18.10.2017 года (л.д. 189-190 т. 1); письмо Министерства строительного комплекса Московской области (л.д. 191-192 т. 1); письмо Главного управления государственного строительного надзора Московской области (л.д. 193-194 т. 1); письмо от 22.09.2017 года № 1.1-23/249 (л.д. 195-196 т. 1).

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что административный иск Носовой М.В., Носова Р.Г. к Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Совету депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконным отказа Администрации Щелковского муниципального района Московской области о признании объекта строительства проблемным объектом, признании незаконным отказа Совета депутатов Щелковского муниципального района о признании объекта строительства проблемным объектом, обязании Администрацию Щелковского муниципального района Московской области, Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ устранить нарушения, путем признания объекта строительства проблемным, не подлежит удовлетворению, поскольку, учитывая позицию Конституционного суда РФ, право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящихся на территории соответствующего муниципального образования многоквартирных домов проблемными объектами, а также учитывая, предпринимаемые меры со стороны административного ответчика Администрации Щелковского муниципального района Московской области по устранению нарушения прав истцов, связанных с окончанием строительства и ввода объектов в эксплуатацию, суд не усматривает незаконного бездействия администрации г.о. Балашиха Московской области по непринятию решения о признании объектов проблемными и полагает заявленные требования преждевременными. Вопрос в отношении признания указанного административными истцами объекта строительства проблемным объектом относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Кроме того, указанные административными истцами в качестве административных ответчиков Совет депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ являются ненадлежащими административными ответчиками по заявленному спору, поскольку в соответствии с Законом Московской области "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", закреплено право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом, то есть признания объекта долевого строительства проблемным отнесено законом к исключительной компетенции органа местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Носовой Марине Владимировне, Носову Роману Геннадьевичу к Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Совету депутатов Щелковского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о признании незаконным отказа Администрации Щелковского муниципального района Московской области № 172-01-ТГ-30133 от 10.11.2017 года о признании объекта строительства, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, проблемным объектом; признании незаконным отказа Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области № 172-11ТГ-491/1-30 от 15.11.2017 года о признании объекта строительства, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, проблемным объектом; обязании Администрацию муниципального района Московской области, Совет депутатов Щелковского Щелковского муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ устранить нарушения, путем признания объекта строительства, по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Литвиново, проблемным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.

Федеральный судья О.А.Быстрякова