ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1485/2021 от 18.10.2021 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело №2а-1485/2021

59RS0018-01-2021ё-001749-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 года, г. Добрянка

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации Добрянского городского округа о признании незаконным отказа в уменьшении размера арендной платы по договору аренды земельного участка,

установил:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным иском о признании отказа в уменьшении арендной платы по договору аренды незаконным, обязании уменьшить размер арендной платы по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. за период 2020 год. Свои требования административный истец мотивирует тем, что отказом административного ответчика в уменьшении арендной платы по договору аренды земельного участка от 11.04.2003г. за 2020 год нарушено его право, предусмотренное п.3 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в связи с невозможностью его использования, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Такой режим повышенной готовности был введен на территории ФИО1 края ФИО1 края от 29.03.2020г. «О мерах, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФИО1 крае». Он проживает на значительном расстоянии от земельного участка в <адрес> и не использовал земельный участок в 2020 году, не приезжал на земельный участок в связи с угрозой COVID-19. В этой связи 25.03.2021г. он обратился в администрацию Добрянского городского округа с заявлением об уменьшении арендной платы за земельный участок за 2020 год, просил сохранить ее размер на уровне цены, установленной за 2019 год. Административный ответчик письмом от 31.03.2021г. отказал в уменьшении размера арендной платы за земельный участок, указав, что ФИО1 края не содержит ограничений по использованию земельных участков. При этом Федеральный закон связывает (считает достаточным для реализации) право административного истца на уменьшение арендной платы в связи с невозможностью его использования с содержанием в ФИО1 края решения о введении режима повышенной готовности. Административный истец считает, что действие административного истца противоречат закону.

Стороны в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом установлено, что постановлением администрации <адрес>ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден проект межевания земельного участка, распложенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>ю <данные изъяты> кв.м. Земельный участок предоставлен в аренду ФИО2

11.04.2003г. между арендодателем Управлением имущественных отношений администрации <адрес> и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передал арендатору во временное пользование земельный участок из земель поселений для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2953,7 кв.м, распложенный по адресу: <адрес>, д. Залесная в границах и с характеристиками, указанных в плане участка.

Договор аренды заключен на 25 лет с ДД.ММ.ГГГГ. и вступает в силу с момента его регистрации.

Пунктом 2.1 договора аренды предусмотрено, что арендная плата за пользование земельным участком установлена в размере 871 руб. 25 коп. в год; в текущем году 580 руб. 83 коп., во 2-м квартале – 145 руб. 20 коп., в 3-м квартале – 217 руб. 81 коп., в 4-м квартале - 217 руб. 82 коп.

Пунктом 2.2 договора аренды предусмотрено, что в дальнейшем размер арендной платы может изменяться арендодателем в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчета арендных платежей, изменения размера нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, базовых ставок арендной платы, а также при изменении вида деятельности арендатора (в рамках разрешенного использования) и в других случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, ФИО1<адрес>, органов местного самоуправления. В расчет принимается календарный год. Уведомление о перерасчете арендной платы направляется арендатору арендодателем, является обязательным для арендатора и составляет необъемлемую часть договора аренды. Арендатор обязан в пятидневный срок после получения уведомления произвести перерасчет размера арендной платы и уплатить денежные средства, составляющие разницу между прежним размером арендной платы и размером арендной платы, указанной в уведомлении. Оплата должна быть произведена со срока, указанного в уведомлении.

11.04.2003г. сторонами договора составлен акт приема-передачи земельного акта по договору аренды.

Сведения о праве аренды ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ

Согласно расчету, подготовленному Управлением имущественных и земельных отношений администрации Добрянского городского округа, арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером год составила 5455 руб. 65 коп.

25.03.2021г. ФИО2 обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Добрянского городского округа с заявлением об уменьшении арендной платы за пользование земельным участком за 2020 год на основании п.3 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», поскольку не пользовался земельным участком в виду угрозы COVID-19. К заявлению приложен проект соглашения об арендной плате за 2020г. к договору аренды земельного участка от 11ДД.ММ.ГГГГ., по условиям которого размер арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером установлен в размере арендной платы за период 2019 год - 1797 руб. 22 коп.

31.03.2021г. Управлением имущественных и земельных отношений администрации Добрянского городского округа в адрес ФИО2 направлен ответ об отсутствии оснований для уменьшения арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером за 2020 год, поскольку ФИО1 края от 29.03.2020г. «О мерах, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФИО1 крае» не содержит ограничительных мер по использованию земельных участков для собственных нужд.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Размер арендной платы определяется договором аренды.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации изданы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от ДД.ММ.ГГГГ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", предусматривающие установление нерабочих дней в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также реализацию комплекса ограничительных мер на территории субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

В соответствии с частью 2 статьи 19 данного закона размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации N 98-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено право арендатора по договорам аренды недвижимого имущества потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно позиции, изложенной при ответе на вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 г. в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.

ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 23 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ФИО1 крае" в ФИО1 крае введен режим повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Анализируя представленные доказательства с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Добрянского городского округа в удовлетворении заявления ФИО2 об изменении арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером не противоречит действующему законодательству.

При этом суд исходит из того, что введенные на территории ФИО1 края в 2020 году ограничительные меры не предусматривали ограничений физическим лицам в пользовании ими земельными участками, предоставленными для ведения личного подсобного хозяйства по договорам аренды, ввиду чего арендатор ФИО2 не утратил возможность использовать арендуемый земельный участок по назначению, а следовательно, отказ администрации Добрянского городского округа в уменьшении размера арендной платы является правомерным.

По смыслу норм действующего законодательства, с учетом разъяснений по вопросам их применения, арендатор недвижимого имущества имеет право требовать уменьшения размера арендной платы по договору при условии утраты им возможности использовать арендуемое имущество по назначению в связи с установлением ограничительных мер, связанных с введением на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Однако, административный истец не представил в материалы дела доказательства, безусловно подтверждающие его право на уменьшение арендной платы за земельный участок, что он утратил возможности использовать арендуемое имущество по назначению в связи с установлением ограничительных мер.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска ФИО2 следует отказать, так как в ходе судебного разбирательства суд не установил предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий для его удовлетворения, поскольку совокупность нарушения прав административного истца и незаконность оспариваемых действий отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации Добрянского городского округа о признании отказа в уменьшении арендной платы по договору аренды незаконным, обязании уменьшить размер арендной платы по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. за период 2020 год – отказать.

На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья М.Ю. Дьяченко