Дело № 2а-1486/2019
УИД 91RS0002-01-2019-000455-87
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 июня 2019 года город Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Цыкуренко А.С.,
при секретаре Жаладдиновой А.К.,
с участием представитель административного истца – Ильинской Е.В., действующей на основании доверенности серии <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю – Алиевой Э.Э., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
заинтересованных лиц – Седун А.А., Наухацкой Л.А., Марачева М.Д., Додатко В.Н., Бурлак В.А., Белякова В.А., Белоусовой Н.Г., Белова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской федерации, в лице Отделения по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Черноморский капитал», ФИО9 о ликвидации, заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес>, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, -
у с т а н о в и л :
Центральный банк Российской федерации, в лице Отделения по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Черноморский капитал», ФИО9 о ликвидации.
Заявленные требования мотивированы тем, что в целях контроля соблюдения КПК требований части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ в адрес Саморегулируемых организаций, объединяющих КПК в сфере финансового рынка, направлены запросы об информировании Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о членстве КПК «Черноморский капитал» в саморегулируемой организации. По результатам представленной информации, в отношении КПК «Черноморский капитал», установлен факт нарушения части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, а именно со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации юридическое лицо не вступило в другую саморегулируемую организацию, что также подтверждается ответами СРО КПК. В нарушение пункта 3 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами» КПК не представил в Банк России отчет по форме ГОКУД 0420001 «Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций» за октябрь и ноябрь 2018 года. Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации направлены запросы в СРО КПК, проведен мониторинг сайтов в сети «Интернет». Кроме того, в целях контроля соблюдения КПК требований части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ в адрес саморегулируемых организаций, объединяющих КПК в сфере финансового рынка, направлены запросы об информирования о членстве КПК «Черноморский капитал» в саморегулируемой организации. Согласно полученным сведениям от саморегулируемых организаций, включенных в реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, ведущийся Банком России, Кооператив не является членом ни одной СРО КПК, по состоянию на дату подачи настоящего искового заявления - не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций кредитных кооперативов. По результатам представленной информации, в отношении КПК «Черноморский капитал», установлен факт нарушения части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, а именно со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации - НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо не вступило в другую саморегулируемую организацию, что также подтверждается ответами СРО КПК. На основании изложенного просят суд ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Черноморский капитал», возложить на председателя правления КПК «Черноморский капитал» ФИО9 обязанность по ликвидации кооператива; обязать председателя правления КПК «Черноморский капитал» ФИО9 совершить действия, связанные с ликвидацией КПК «Черноморский капитал», установив шестимесячный срок, в который процедура ликвидации должна быть завершена.
В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес>, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить.
Административные ответчика в судебное заседание не явились о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю – ФИО13 не возражала против удовлетворения требований.
Заинтересованные лица Седун А.А., Наухацкая Л.А., Марачев М.Д., Додатко В.Н., Бурлак В.А., Беляков В.А., Белоусова Н.Г., Белов Ю.В. возражали против удовлетворения требований.
Иные участники процесса не явились о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о судебном заседании, принимая во внимание отсутствие каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статями 76.1 и 76.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие виды деятельности, обозначенные в части 1 статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ. К данным видам деятельности, в том числе, относится и деятельность кредитных потребительских кооперативов.
В целях реализации задач и функций, установленных Федеральным законом № 86-ФЗ, Банк России, на основании пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), вправе направлять кредитным кооперативам, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течении девяноста дней.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности в порядке, установленном Банком России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России. Формы и сроки предоставления отчетов установлены Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива» (далее - Указание №-У).
Судом установлено, что анализ сведений, содержащихся в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов (далее - КПК), размещенном на официальном сайте Банка России, а также в реестрах КПК, являющихся членами саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (далее - СРО КПК), размещенных на сайтах соответствующих саморегулируемых организаций, показал, что КПК «Черноморский капитал» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные потребительские кооперативы.
Дата прекращения членства в Саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс» - ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка Национального союза «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс» (Приказ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-2200).
В адрес КПК «Черноморский капитал», прекратившего свое членство в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс», Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации направлено информационное письмо с указанием на необходимость вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, в срок установленный Федеральным законом № 190-ФЗ.
В целях контроля соблюдения КПК требований части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ в адрес Саморегулируемых организаций, объединяющих КПК в сфере финансового рынка, направлены запросы об информировании Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о членстве КПК «Черноморский капитал» в саморегулируемой организации.
По результатам представленной информации, в отношении КПК «Черноморский капитал», установлен факт нарушения части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, а именно со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации юридическое лицо не вступило в другую саморегулируемую организацию, что также подтверждается ответами СРО КПК.
В нарушение пункта 3 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами» КПК не представил в Банк России отчет по форме ГОКУД 0420001 «Отчетность об операциях с денежными средствами некредитных финансовых организаций» за октябрь и ноябрь 2018 года.
За нарушения части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, в соответствии п. 8 ч. 2, п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива, в том числе, в следующих случаях: неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Кредитный потребительский кооператив граждан «Черноморский капитал» (ОГРН: 1149204010185, ИНН: 9204005444; место нахождения: <адрес>) является некредитной финансовой организацией, председатель правления ФИО9 (ИНН: 163403485153).
Кредитный потребительский кооператив граждан «Черноморский капитал» является организацией, поднадзорной Отделению по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru). КПК «Черноморский капитал» является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении КПК из ЕГРЮЛ отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: 1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
Южным главным управлением Центрального банка Российской Федерации направлены запросы в СРО КПК, проведен мониторинг сайтов в сети «Интернет».
В целях контроля соблюдения КПК требований части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ в адрес саморегулируемых организаций, объединяющих КПК в сфере финансового рынка, направлены запросы об информирования о членстве КПК «Черноморский капитал» в саморегулируемой организации.
Согласно полученным сведениям от саморегулируемых организаций, включенных в реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, ведущийся Банком России, Кооператив не является членом ни одной СРО КПК, по состоянию на дату подачи настоящего искового заявления - не вступил ни в одну из саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
По результатам представленной информации, в отношении КПК «Черноморский капитал», установлен факт нарушения части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, а именно со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации - НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо не вступило в другую саморегулируемую организацию, что также подтверждается ответами СРО КПК.
Сведениями о причинах нарушения Кооперативом требований действующего законодательства Российской Федерации в области кредитной кооперации Отделение не располагает.
В соответствии с информационным письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию», кредитные кооперативы, нарушающие требования статьи 35 Закона о кредитной кооперации, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного органа.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Таким образом, вышеуказанные неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации являются основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Ликвидация кредитного кооператива осуществляется по правилам, установленным статьей 10 Закона о кредитной кооперации, а также в соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ (далее - часть первая ГК РФ), регламентирующими ликвидацию юридического лица.
При этом в силу пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица (пункт 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации). При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами" разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Кредитного потребительского кооператива граждан «Черноморский капитал» (ОГРН: 1149204010185, ИНН: 9204005444; место нахождения: <адрес>) указано, что председателем правления является ФИО9 (ИНН: 163403485153).Внесение в государственный реестр юридических лиц сведений об ответчиках как об учредителях, кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана.
При таком положении суд приходит к выводу о возложении на административных ответчиков обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия, предусмотренные статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, связанные с ликвидацией юридического лица, необходимые для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Центрального банка Российской федерации, в лице Отделения по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Черноморский капитал», ФИО9 о ликвидации – удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Черноморский капитал» (ИНН: 9204005444, ОГРН: 1149204010185, место нахождения: <адрес>
Возложить на председателя правления КПК «Черноморский капитал» ФИО9 (ИНН: 163403485153) обязанность по ликвидации кооператива.
Обязать председателя правления КПК «Черноморский капитал» ФИО9 (ИНН: 163403485153) совершить действия, связанные с ликвидацией КПК «Черноморский капитал», установив шестимесячный срок, в который процедура ликвидации должна быть завершена.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.С. Цыкуренко