ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1486/2022 от 08.08.2022 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-1486/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2022 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Кирилловой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Милешиной И.А.,

с участием представителя административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Бойченко О.В.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Новотроицкого ГОСП УФССП России по Оренбургской области Стацкой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области к судебному приставу-исполнителю Новотроицкого ГОСП УФССП России по Оренбургской области Стацкой А.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным административным иском, в котором просит об уменьшении размера исполнительского сбора взыскиваемого с него на основании постановления судебного пристава-исполнителя Новотроицкого ГОСП УФССП по Оренбургской области от 18.03.2022 до 37 500 руб., а также о продлении срока для исполнения требований исполнительного документа до 31.12.2022.

В обоснование своих требований заявитель указал, что на исполнении отдела службы судебных приставов Новотроицкого ГОСП УФССП по Оренбургской области находится исполнительное производство возбужденное в отношении истца об обязании устранить выявленные нарушения.

Судебным приставом 18.03.2022 вынесено постановление о взыскании с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлении нового срока исполнения до 05.04.2022. Указал, что исполнение исполнительного документа до указанного срока является невозможным, поскольку ФКУ ИК-3 является казенным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета, действует в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.

В целях исполнения решения суда привлекаются средства федерального бюджета и средства дополнительного бюджетного финансирования. Для устранения нарушений необходимо дополнительное время. По состоянию на 21.06.2022 исполняется план мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности по решению Новотроицкого городского суда от 29 июля 2016 года, дело №2-1682/2016 разработанный совместно с УФСИН по Оренбургской области, большая часть нарушений исполнена.

ФКУ ИК-3 предпринимает все надлежащие меры для исполнения требований исполнительного документа в остальной части. Однако, данные обстоятельства судебным приставом-исполнителем не учтены.

Протокольным определением от 04.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области Бойченко О.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Стацкая А.С. в судебном заседании не возражала против уменьшения размера сбора, поскольку данное основание предусмотрено законом, а также не возражала против продления срока для исполнения требований исполнительного документа до 31.12.2022.

Представитель административного ответчика УФССП России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен, что подтверждается материалами дела. Об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрения дела в отсутствии представителя перед судом не ходатайствовал.

Оренбургский прокурор на надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, исполнительное производство №29182/21/56024-ИП, суд приходит к следующему.

Ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4 указанного Федерального закона).

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

П. 13 ч. 1 ст. 64 указанного Федерального закона установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановления Пленума от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона №229-ФЗ.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 июля 2016 года удовлетворены исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской Области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.

Суд обязал Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской Области устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 31.12.2018 года, а именно:

В здании школы (литер Б-9) пути эвакуации из коридора через запасной выход оборудовать ограждением с перилами при перепаде высот более 45 см.

В здании отряда №9 (литер Б7) отделить лестничную клетку на уровне 2-го этажа здания отряда от примыкающих коридоров дверями с устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах.

Здание столовой (литер Б9) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание отрядов №4,5 (литер Б5) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание отрядов № 2,3 (литер Б4) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа. Отделить лестничную клетку на уровне 2-го и 3-го этажей здания отрядов от примыкающих коридоров дверями с устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах.

Здание отрядов № 10,11,12,13,14,15,16, карантина (литер Б11) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа. Отделить лестничную клетку на уровне 2-го этажа здания отрядов от примыкающих коридоров дверями с устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах.

В здании медицинской части (литер Б10) отделить лестничную клетку на уровне 2-го этажа здания от примыкающих коридоров дверями с устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах.

В здании ЕПКТ (литер Б2) административные и бытовые помещения здания ЕПКТ, кроме помещений камер, оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

В здании БПК и ОСУОН (литер Б3) административные и бытовые помещения ОСУОН, кроме жилых секций, оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа. Помещения БПК оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

В здании ШИЗО-ПКТ (литер Б13, Б15) административные и бытовые помещения здания ШИЗО-ПКТ, кроме помещений камер, оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание пожарной части (литер Д19) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание швейного участка №1 (литер Д) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание цеха №2 (литер Д) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание мельницы (литер В35, В41) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание цеха №3 (литер Д4) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

В здании общежития колонии поселения (литер В40) лестничную клетку на уровне 2-го и 3-го этажей здания отделить от примыкающих коридоров дверями с устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах.

Здание кинологической службы (литер В45, В46) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание мясоконсервного участка (литер В21,22,23,24,26,26) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание стоматологии (литер В19, В20) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание диспетчерской службы (литер В12, В13) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание гаражей (литер В,В1,В2,В3,В4,В5,В6,В14,В15,В16,В17,В53) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание производственного и вещевого склада (литер В7, В11) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

Здание автомобильных боксов (литер В, В1, В2, В3, В4, В5, В6, В14, В15, В16, В18, В53) оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требуемого типа.

В сроки указанные в решении суда оно не исполнено. На основании указанного решения суда, взыскателю Оренбургскому прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выдан исполнительный лист №2-1682/2016.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Новотроицкого ГОСП УФССП по Оренбургской области от 04.03.2021 в отношении ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения неимущественного характера. Копия указанного постановления получена истцом и 10.09.2021 он был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

Должником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области в добровольном порядке требования исполнительного документа в сроки указанные в указанные в постановлении от 04.03.2021 не исполнены.

Определениями Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 14.08.2020 и от 25.03.2021 предоставлялась ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области отсрочка исполнения решения суда на срок до 31.12.2020 и соответственно до 31.12.2021.

Из материалов исполнительного производства следует, что 18.03.2022 в связи с не исполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения судебным приставом-исполнителем Новотроицкого ГОСП УФССП в виду отсутствия доказательств, подтверждающих уважительность причин такого неисполнения вынесено постановление о взыскании с ФКУ ИК-3 исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Законность принятого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора должником не оспаривается.

Проверив доводы административного истца считающего, что размер взыскиваемого исполнительского сбора является для него высоким, несправедливым и не соразмерным совершенному нарушению суд частично соглашается с ними. Доводы административного истца частично подтверждаются материалами исполнительного производства, из которого следует, что весь период нахождения в производстве исполнительного производства должник предпринимал достаточные действия для исполнения решении суда в срок, представил доказательства частичного исполнения судебного акта.

Согласно плану устранения нарушений пожарной безопасности по решению Новотроицкого городского суда Оренбургской области, утвержденного начальником УФСИН России по Оренбургской области 11.05.2021, часть нарушений устранены. Кроме того, между ФКУ «ИК-3» УФСИН России по Оренбургской области и ООО «КУРС Н» заключены договора поставки от 28.03.2022 и № от 28.06.2022, срок действия договора составляет 31.12.2022.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях должника отсутствует прямой умысел на неисполнение требований исполнительного документа. Однако, в виду не зависящих от него обстоятельств, не имел объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в предусмотренный законом срок.

Принимая во внимание, что в настоящее время требования исполнительного документа в преобладающем объеме фактически исполнены, с даты возбуждения исполнительного производства и до даты внесения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для уменьшения исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

В силу ст. 20 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», установленный судебным приставом-исполнителем срок может быть продлен им по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве.

Поскольку ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области в период нахождения в производстве исполнительного производства предпринимаются достаточные действия для исполнения решении суда, суд полагает возможным продлить срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.12.2022.

Руководствуясь ст. ст. 185-195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФКУ ИК-3 УФСИН России по Оренбургской области удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Новотроицкого ГОСП УФССП по Оренбургской области Стацкой А.С. от 18.03.2022 до суммы 37 500,00 руб.

Продлить срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.12.2022 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца с даты вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Кириллова

Мотивированное решение составлено 15 августа 2022 года

Судья: Л.В. Кириллова