Дело № 2а – 148/2019
УИД 34RS0039-01-2019-000210-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Старая Полтавка 06 июня 2019 года
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области Власова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Рассоха Ю.А.,
с участием представителя административного истца старшего помощника
прокурора Старополтавского района Волгоградской области Решетова М.С.,
представителя административного ответчика администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а -148/2019 по административному исковому заявлению административного истца прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи- объекта культурного наследия, обратиться с заявлением о принятии на учёт данной бесхозяйной вещи, выдать охранное обязательство на данный объект, разработать проект охраны объекта и направить его для утверждения границ зон охраны,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи- объекта культурного наследия, обратиться с заявлением о принятии на учёт данной бесхозяйной вещи, выдать охранное обязательство на данный объект, разработать проект охраны объекта и направить его для утверждения границ зон охраны,
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения администрацией Черебаевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Кроме того, согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения
установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекте Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах из компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объекте культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как предусмотрено п. 1 ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемой природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследи: определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтное окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объект культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурной наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурной наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение прекращении существования указанных зон охраны объектов культурной наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 34 Закона № 73-ФЗ).
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 34 Закона № 73-ФЗ).
В ст. 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечеств» (далее - Закон № 4292- 1) указано, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
Статьей 11 Закона Закон № 4292-1 предусмотрено, что обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территория, возложена на органы местного самоуправления.
Из ст. 6 Закона № 4292-1 следует, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».
Согласно п. 7 данного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальный сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе обязанность по установлению охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления.
Вместе с тем в ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на территории села Гмелинка, Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области расположены следующие памятники: «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, привокзальная площадь); «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, кладбище); Могила капитана ФИО2, погибшего при выполнении боевого задания в период Сталинградской битвы 1942 г. (территория с. Гмелинка), которые являются объектами культурного наследия областного значения в соответствии с Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 (ред. от 29.03.2012) «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» подлежит государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.
Однако, на момент проверки сведения о собственниках на указанные объекты культурного наследия отсутствуют, в связи с чем они являются бесхозяйными, однако органом местного самоуправления не приняты меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, привокзальная площадь); «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, кладбище); Могила капитана ФИО2, погибшего при выполнении боевого задания в период Сталинградской битвы 1942 г. (территория с. Гмелинка), полномочия по обращению с заявлением о принятии на учет данной бесхозяйной вещи, и в Комитет культуры Волгоградской области выдать охранное обязательство на данный объект, разработать проект охраны объекта и направить его для утверждения границ зон охраны Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не реализованы.
В этой связи прокуратурой района в адрес главы Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области 22.02.2019 внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о собственности, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Между тем, несмотря на согласие администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области с указанными в представлении нарушениями (уведомление о рассмотрении представление № 89 от 05.03.2019), каких-либо мер, направленных на их реальное устранение не принято.
Свою позицию администрация Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области обосновала тем, что исполнить возложенные представлением прокуратуры обязанности, в указанные сроки, весьма затруднительно, и в настоящем случае практически не возможно, так как деятельность органов местного самоуправления в данной сфере регламентирована как гражданским законодательством, законодательством в сфере закупок для муниципальных нужд, так и бюджетным законодательством.
Вместе с тем, приведенные выше доводы Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области основаны на ошибочном понимании положений Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечеств» и Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приведенных в представлении прокуратуры от 22.02.2019, и не могут являться основанием для неисполнения требований вышеуказанного законодательства, поскольку иное нарушило бы права и законные интересы граждан на обеспечения сохранения исторического и культурного наследия, в том числе памятников истории и культуры, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав.
Бездействие органа муниципальной власти при реализации полномочий по обращению с заявлением о принятии на учет названного объекта культуры в качестве бесхозяйного, а также непринятие мер по получению охранного обязательства на данный объект, неразработка проекта охраны и не принятие мер для утверждения границ его зон охраны может привести к повреждению или утрате объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая, что нарушения выразившееся в непринятии органом местного самоуправления мер по обращению с заявлением о принятии объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного, а также непринятие мер по получению охранного обязательства, неразработка проекта охраны и не принятие мер для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, противоречит требованиям федерального законодательства и приводит к существенному нарушению прав и интересов граждан, проживающих и временно находящихся на территории муниципального образования, в связи с чем определить круг лиц, в чьих интересах прокурор обращается в суд с настоящим исковым заявлением, невозможно.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Решетов М.С. исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объёме, полагая, что требования, изложенные в административном иске обоснованы и подлежат удовлетворению, просил увеличить срок исполнения до 6 месяцев.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав возражения на иск, письменные доказательства по делу, считает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения администрацией Черебаевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Кроме того, согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ст. 6 Закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекте Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах из компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объекте культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как предусмотрено п. 1 ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемой природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследи: определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтное окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объект культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурной наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурной наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение прекращении существования указанных зон охраны объектов культурной наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 34 Закона № 73-ФЗ).
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 34 Закона № 73-ФЗ).
В ст. 3 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечеств» (далее - Закон № 4292- 1) указано, что захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
Статьей 11 Закона Закон № 4292-1 предусмотрено, что обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территория, возложена на органы местного самоуправления.
Из ст. 6 Закона № 4292-1 следует, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».
Согласно п. 7 данного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальный сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территории и относятся к памятникам местного значения, в том числе обязанность по установлению охранной зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления.
Вместе с тем в ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на территории села Гмелинка, Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области расположены следующие памятники: «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, привокзальная площадь); «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, кладбище); Могила капитана ФИО2, погибшего при выполнении боевого задания в период Сталинградской битвы 1942 г. (территория с. Гмелинка), которые являются объектами культурного наследия областного значения в соответствии с Постановлением Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 (ред. от 29.03.2012) «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» подлежит государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.
Однако, на момент проверки сведения о собственниках на указанные объекты культурного наследия отсутствуют, в связи с чем они являются бесхозяйными, однако органом местного самоуправления не приняты меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, привокзальная площадь); «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, кладбище); Могила капитана ФИО2, погибшего при выполнении боевого задания в период Сталинградской битвы 1942 г. (территория с. Гмелинка), полномочия по обращению с заявлением о принятии на учет данной бесхозяйной вещи, и в Комитет культуры Волгоградской области выдать охранное обязательство на данный объект, разработать проект охраны объекта и направить его для утверждения границ зон охраны Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не реализованы.
В этой связи прокуратурой района в адрес главы Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области 22.02.2019 внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о собственности, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Между тем, несмотря на согласие администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области с указанными в представлении нарушениями (уведомление о рассмотрении представление № 89 от 05.03.2019), каких-либо мер, направленных на их реальное устранение не принято.
Свою позицию администрация Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области обосновала тем, что исполнить возложенные представлением прокуратуры обязанности, в указанные сроки, весьма затруднительно, и в настоящем случае практически не возможно, так как деятельность органов местного самоуправления в данной сфере регламентирована как гражданским законодательством, законодательством в сфере закупок для муниципальных нужд, так и бюджетным законодательством.
Вместе с тем, приведенные выше доводы Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области основаны на ошибочном понимании положений Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечеств» и Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», приведенных в представлении прокуратуры от 22.02.2019, и не могут являться основанием для неисполнения требований вышеуказанного законодательства, поскольку иное нарушило бы права и законные интересы граждан на обеспечения сохранения исторического и культурного наследия, в том числе памятников истории и культуры, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав.
Бездействие органа муниципальной власти при реализации полномочий по обращению с заявлением о принятии на учет названного объекта культуры в качестве бесхозяйного, а также непринятие мер по получению охранного обязательства на данный объект, неразработка проекта охраны и не принятие мер для утверждения границ его зон охраны может привести к повреждению или утрате объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая, что нарушения выразившееся в непринятии органом местного самоуправления мер по обращению с заявлением о принятии объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного, а также непринятие мер по получению охранного обязательства, неразработка проекта охраны и не принятие мер для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, противоречит требованиям федерального законодательства и приводит к существенному нарушению прав и интересов граждан, проживающих и временно находящихся на территории муниципального образования, в связи с чем определить круг лиц, в чьих интересах прокурор обращается в суд с настоящим исковым заявлением, невозможно.
В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно п. 9 и п. 19 ст. 333.36 НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
В силу изложенного, административное исковое заявление прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Гмелинскогог сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством, оплате государственной пошлиной не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования административного истца прокурора Старополтавского района Волгоградской области к административному ответчику администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи- объекта культурного наследия, обратиться с заявлением о принятии на учёт данной бесхозяйной вещи, выдать охранное обязательство на данный объект, разработать проект охраны объекта и направить его для утверждения границ зон охраны, удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в части непринятия мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи - объектов культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, привокзальная площадь); «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, кладбище); Могила капитана ФИО2, погибшего при выполнении боевого задания в период Сталинградской битвы 1942 г. (территория с. Гмелинка), непринятии мер по получению охранного обязательства на указанные объекты культуры, неразработке проекта охраны объектов и ненаправлении их для утверждения границ зон охраны памятников.
Возложить обязанность на администрации Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав в отношении недвижимого имущества, бесхозяйной вещи - объектов культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, привокзальная площадь); «Братская могила советских воинов погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г. (с. Гмелинка, кладбище); Могила капитана ФИО2, погибшего при выполнении боевого задания в период Сталинградской битвы 1942 г. (территория с. Гмелинка), обратиться с заявлением о принятии на учет данной бесхозяйной вещи, выдать охранное обязательство на объект культуры, разработать проект охраны памятника и направить его для утверждения границ зон охраны согласно действующему законодательству в течение 6-и месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области после устранения допущенных нарушений сообщить об этом в течение одного месяца в суд, и прокурору Старополтавского района Волгоградской области.
Ответчика – администрацию Гмелинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области от уплаты государственной пошлины – освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 06 июня 2019 года.
Судья Власов Е.Н.