ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/2-2018 от 15.05.2018 Красногорского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-148/2-2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2018 г. с. Гордеевка

Красногорский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Пальшина Ю.С.,

при секретаре Сиваковой Е.М.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Гордеевского района Кузнецова М.И.,

представителя административного ответчика в лице главы администрации Петровобудского сельского поселения Мищенко А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гордеевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Гордеевского района Брянской области, в истекшем периоде 2018 года проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории Гордеевского района Брянской области и в деятельности органов местного самоуправления были выявлены нарушения.Одними из видов информации, подлежащей обязательному размещению в системе, являются: информация о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения. Обязанность по занесению установленных Законом сведений в систему возложена на каждое сельское поселение отдельно и осуществляется им самостоятельно, никаких дополнительных соглашений о передаче обязанности по заполнению данных из поселения в район не заключалось. Установлено, что указанные выше сведения не внесены в систему, хотя, согласно требованиями действующего законодательства, являются обязательными для занесения органами местного самоуправления. В целях устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес администрации поселения было внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако, в настоящее время выявленные ранее нарушения не устранены, сведения, обязательные для размещения в системе органами местного самоуправления, на 28.03.2018 года в информационной базе отсутствуют, соответственно, обязанность органов местного самоуправления, возложенная на них требованиями действующего законодательства, не исполнена. Ответственное должностное лицо, уполномоченное заносить сведения в систему, главой администрации Петровобудского сельского поселения было назначено только после принятия мер прокурорского реагирования. Самостоятельно органом местного самоуправления, попыток для обеспечения исполнения требований действующего законодательства, которые являются обязательными для соблюдения на территории Российской Федерации, принято не было, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей ответственными должностными лицами администрации, а также об отсутствии контроля за деятельностью своих подчиненных работников руководством. На основании вышеизложенного просит суд, признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по занесению обязательных для размещения сведений органом местного самоуправления в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства. Обязать администрацию Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района внести указанные в исковом заявлении сведения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме до 31.12.2018 года.

В судебном заседании, представитель административного истца помощник прокурора Гордеевского района Брянской области Кузнецов М.И. уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по занесению обязательных для размещения сведений органом местного самоуправления в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства. Обязать администрацию Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района внести сведения о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления; данные об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; сведения об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информацию о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; данные о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; сведения о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информацию о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме до 31.12.2018 года.

Представитель административного ответчика глава Петровобудского сельского поселения Мищенко А.С. исковые требования признал в полном объеме и не возражал против уточнения требований, пояснив, что в настоящее время нарушения устраняются, назначено ответственное должностное лицо, уполномоченное заносить сведения в систему, жилищно-коммунального хозяйства на территории Петовобудского сельского поселения Брянской области,разрабатывается и готовится на утверждение краткосрочный план реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области» на территории поселения.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Орган местного самоуправления является субъектом, наделенным административными полномочиями и представляет исполнительный орган местного самоуправления и муниципальную власть, в связи с чем, прокурор Гордеевского районаобратился в суд в порядке административного судопроизводства.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 и статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Гордеевского района в рамках исполнения задания прокуратуры Брянской области в истекшем периоде 2018 года проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории Гордеевского района Брянской области. В деятельности органов местного самоуправления были выявлены нарушения.

Основные виды деятельности, а также полномочия органов местного самоуправления регулируются Федеральным Законом от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Между тем, права, обязанности, их осуществление, функционирование и правовое регулирование, а также перечень и виды субъектов правоотношений, установлены и регулируются Федеральным Законом от 21.07.2014 года № 209 - ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ о ГИС ЖКХ).

Статьей 6 ФЗ о ГИС ЖКХ установлены виды информации, являющейся обязательной для размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).

Согласно требованиям части 16 статьи 7 Федерального Закона о ГИС ЖКХ, органы местного самоуправления размещают в системе информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информацию, предусмотренную пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; информацию о способе управления многоквартирным домом, а также информацию, предусмотренную пунктом 30 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом; информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления.

Так, одними из видов информации, подлежащей обязательному размещению в системе, являются: информация о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

Обязанность по занесению установленных Законом сведений в систему возложена на каждое сельское поселение отдельно и осуществляется им самостоятельно, никаких дополнительных соглашений о передаче обязанности по заполнению данных из поселения в район не заключалось.

В ходе проведения Прокуратурой Гордеевского района проверки было установлено, что указанные выше сведения не внесены в систему, хотя, согласно требованиями действующего законодательства, являются обязательными для занесения органами местного самоуправления.

В целях устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес администрации Петровобудского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако, в настоящее время выявленные ранее нарушения не устранены, сведения, обязательные для размещения в системе органами местного самоуправления, на 28.03.2018 года в информационной базе отсутствуют, соответственно, обязанность органов местного самоуправления, возложенная на них требованиями действующего законодательства, не исполнена.

Учитывая, что ответственное должностное лицо, уполномоченное заносить сведения в систему, главой администрации Петровобудского сельского поселения было назначено только после принятия мер прокурорского реагирования.

Самостоятельно органом местного самоуправления, к которому предъявляется данное заявление, попыток для обеспечения исполнения требований действующего законодательства, которые являются обязательными для соблюдения на территории Российской Федерации, принято не было, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей ответственными должностными лицами администрации, а также об отсутствии контроля за деятельностью своих подчиненных работников руководством.

Принимая во внимание халатность администрации поселения в части исполнения возложенных на нее обязанностей, а также учитывая то, что выявленные нарушения не были устранены в установленный Законом срок - можно сделать вывод о том, что руководством и уполномоченными сотрудниками органов местного самоуправления осознанно и целенаправленно не принимается никаких мер для выполнения законных требований прокурора.

Установлено, что Гордеевское и Мирнинское сельские поселения совместно с Фондом капитального ремонта Брянской области разработали и утвердили краткосрочные (2017-2019 гг.) планы реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области» (2014-2043 гг.) на территории названных поселений (далее - краткосрочный план).

В силу действия части 8 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план.

Фонд капитального ремонта Брянской области обеспечил размещение указанных данных в системе, однако, установлено, что должностные лица органов местного самоуправления Петровобудского сельского поселения не знают о данной обязанности, тем самым неумышленно способствуют совершению правонарушения.

Отсутствие организации взаимодействия органов местного самоуправления с территориальным фондом капитального ремонта может явиться причиной нарушения прав неопределенного круга лиц, а именно: собственников и лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, которые по своему техническому состоянию либо по другим параметрам должны быть обеспечены своевременным и надлежащего качества ремонтом.

Согласно информации, полученной в ходе изучения информационного поля сети «Интернет», на территории Брянской области зарегистрировано 9538 многоквартирных домов (далее - МКД), в Гордеевском районе 42 многоквартирных дома.

Количество МКД, находящихся в исправном состоянии, составляет 79,29% от общего числа домов, а процент МКД, в отношении которых отсутствуют данные, равен 20,48.

В виду отсутствия данных в отношении отдельных многоквартирных домов, не представляется возможным провести анализ технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Брянской области.

Собственники домов, квартир, управляющие компании, фонды, организации, учреждения и граждане не имеют возможности ознакомиться с перечисленной выше информацией, хотя она является общедоступной и публичной, и предназначается для использования в работе и осуществлении деятельности в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.

Указанные нарушения создают объективные предпосылки для нарушения Конституционного права неопределенного круга лиц на получение любой общедоступной информации, представленной в любых формах и взятой из любых источников, если это не противоречит действующего законодательству.

Названные права граждан закреплены в Федеральном Законе от 27.07.2006 года № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таким образом, перечисленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами администрации поселения своих обязанностей.

Бездействие органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере является недопустимым, так как влечет за собой неоправданное нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, вследствие чего подлежит немедленному устранению.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Гордеевского района Брянской области в полном объеме.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Срок, который заявлен прокурором - до 31.12.2018 года, является разумным. В течение указанного срока, ответчик имеет реальную возможность исполнить требования федерального законодательства по размещению на официальном сайте Петровобудского сельского поселения информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Руководствуясь статьями 175 -180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд


Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Гордеевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по занесению обязательных для размещения сведений органом местного самоуправления в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.

Обязать администрацию Петровобудского сельского поселения Гордеевского муниципального района внести сведения о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления; данные об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; сведения об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информацию о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; данные о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; сведения о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информацию о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме до 31.12.2018 года.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Красногорский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.



Судья Пальшин Ю.С.