ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/2016 от 21.12.2016 Челябинского гарнизонного военного суда (Челябинская область)

....

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2016 года г. Челябинск

Челябинский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего судьи – Готова Р.Х.,

при секретаре судебного заседания – Бурлаковой Ю.Ю.,

с участием представителя административных истцов – Ковалева А.А., представителя командующего войсками <адрес> войск национальной гвардии РФ (ранее – командующий <адрес> – Глушача А.В., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев административное дело № 2а-148/2016 по административным исковым заявлениям военнослужащих по котракту <данные изъяты>К., <данные изъяты>Я., старшего прапорщика Ю., <данные изъяты>С., <данные изъяты>Ч1., <данные изъяты>Е., <данные изъяты>Ч2., <данные изъяты>Х., <данные изъяты>Ч3., <данные изъяты>Б. и <данные изъяты>З., о признании незаконным решения комиссии управления <данные изъяты> по работе с участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, связанного с отказом во включении административных истцов в реестр участников НИС жилищного обеспечения,

УСТАНОВИЛ:

в Челябинский гарнизонный военный суд с аналогичными административными исками обратились военнослужащие войсковой части : К., Я., Ю., С., Ч1., Е., Ч2., Х., Ч3., Б. и З., каждый из которых, в отношении себя, просил суд признать решение комиссии управления <данные изъяты> по работе с участниками НИС жилищного обеспечения (далее – комиссия НИС) от 22 августа 2016 года об отказе во включении их в реестр участников НИС жилищного обеспечения незаконным и обязать устранить допущенные нарушения путем включения административных истцов в сводные списки регионального командования и реестр участников НИС.

Определением суда от 13 декабря 2016 года административные дела по административным искам: К., Я., Ю., С., Ч1., Е., Ч2., Х., Ч3., Б. и З. были объединены в одно производство.

Административные истцы: К., Я., Ю., С., Ч1., Е., Ч2., Х., Ч3., Б. и З., административный ответчик – председатель комиссии управления <данные изъяты> по работе с участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, а также заинтересованное лицо – Управление <адрес>, каждый, извещены о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

Представитель административных истцов – Ковалев А.А., в судебном заседании поддержал требования своих доверителей, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что названная комиссия НИС, при рассмотрении рапортов его доверителей о включении их в реестр участников НИС, не правомерно применила положения ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции от 01 мая 2016 года, поскольку административные истцы обратились с соответствующими рапортами до внесения 01 мая 2016 года изменений в ст. 9 указанного Закона. В связи с чем, решение комиссии НИС от 22 августа 2016 года об отказе во включении названных административных истцов в реестр участников НИС жилищного обеспечения, считает незаконным.

Представитель командующего войсками <адрес> войск национальной гвардии РФ (ранее командующий <адрес>) – Глушач А.В. просил суд отказать в удовлетворении требований административных истцов в полном объеме, при этом, дал пояснения в рамках поданных возражений.

Военный суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

К. является военнослужащей войсковой части ; первый контракт заключила в сентябре 2000 года; воинское звание прапорщика ей присвоено в августе 2003 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 4 года 3 месяца 17 дней; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состояла и в настоящее время не состоит; в январе 2016 года изъявила желание стать участником НИС, о чем представила рапорт (входящий ).

Я. является военнослужащим войсковой части ; первый контракт заключил в марте 1994 года; воинское звание прапорщика ему присвоено в январе 1996 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 10 лет 2 месяца 10 дней; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состоял и в настоящее время не состоит; в январе 2016 года изъявил желание стать участником НИС, о чем представил рапорт (входящий ).

Ю. является военнослужащей войсковой части ; первый контракт заключила в июле 1994 года; воинское звание прапорщика ей присвоено в июле 1994 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 3 года 8 месяцев 27 дней (с учетом перерыва в службе); в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состояла и в настоящее время не состоит; в феврале 2016 года изъявила желание стать участником НИС, о чем представила рапорт (входящий ).

С. является военнослужащей войсковой части ; первый контракт заключила в мае 1994 года; воинское звание прапорщика ей присвоено в марте 1997 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 10 лет 7 месяцев 19 дней; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состояла и в настоящее время не состоит; в январе 2016 года изъявила желание стать участником НИС, о чем представила рапорт (входящий ).

Ч1. является военнослужащим войсковой части ; первый контракт заключил в августе 1993 года; воинское звание прапорщика ему присвоено в августе 1995 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 11 лет 4 месяца 14 дней; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состоял и в настоящее время не состоит; в январе 2016 года изъявил желание стать участником НИС, о чем представил рапорт (входящий ).

Е. является военнослужащим войсковой части ; первый контракт заключил в октябре 1993 года; воинское звание прапорщика ему присвоено в августе 1995 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 11 лет 2 месяца 19 дней; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состоял и в настоящее время не состоит; в январе 2016 года изъявил желание стать участником НИС, о чем представил рапорт (входящий ).

Ч2. является военнослужащей войсковой части ; первый контракт заключила в мае 1994 года; воинское звание прапорщика ей присвоено в октябре 1993 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 10 лет 7 месяцев 19 дней; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состояла и в настоящее время не состоит; в марте 2016 года изъявила желание стать участником НИС, о чем представила рапорт (входящий ).

Х. является военнослужащим войсковой части ; первый контракт заключил в мае 1997 года; воинское звание прапорщика ему присвоено в августе 2000 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 7 лет 7 месяцев 26 дней; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состоял и в настоящее время не состоит; в январе 2016 года изъявил желание стать участником НИС, о чем представил рапорт (входящий ).

Ч3. является военнослужащим войсковой части ; первый контракт заключил в апреле 1999 года; воинское звание прапорщика ему присвоено в апреле 2001 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 5 лет 8 месяцев 23 дня; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состоял и в настоящее время не состоит; в марте 2016 года изъявил желание стать участником НИС, о чем представил рапорт (входящий ).

Б. является военнослужащей войсковой части ; первый контракт заключила в октябре 1999 года; воинское звание прапорщика ей присвоено в марте 2000 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 5 лет 2 месяца 3 дня; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состояла и в настоящее время не состоит; в апреле 2016 года изъявила желание стать участником НИС, о чем представила рапорт (входящий ).

З. является военнослужащей войсковой части ; первый контракт заключила в июнь 2001 года; воинское звание прапорщика ей присвоено в январе 2003 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составляет 3 года 6 месяцев 2 дня; в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состояла и в настоящее время не состоит; в апреле 2016 года изъявила желание стать участником НИС, о чем представила рапорт (входящий ).

Согласно копии протокола заседания комиссии управления <адрес> по работе с участниками НИС жилищного обеспечения от 22 августа 2016 года, утвержденного ее председателем, а также копий выписок из него в отношении: К., Я., Ю., С., Ч1., Е., Ч2., Х., Ч3., Б. и З., комиссия решила указанным военнослужащим отказать во включении в реестр участников НИС, так как они не соответствуют категории участников, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". В обоснование этого, в протоколе приводятся положения п. 3 ч. 1 и п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 года и в редакции Федерального закона от 01 мая 2016 года № 118-ФЗ, при этом делается вывод о том, что для включения военнослужащего в реестр участников НИС по 06 категории должны выполняться следующие условия: первый контракт о прохождении военной службы заключен до 01 января 2005 года; общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года составлять не более трех лет; обращение в письменной форме, дата которого является датой возникновения основания для включения в реестр.

Таким образом, комиссией НИС фактически отказано названным административным истцам во включении их в сводный список военнослужащих подлежащих включению в реестр участников НИС, то есть, отказано во включении их в реестр участников НИС.

Данное решение названной комиссии НИС, в части отказа административным истцам во включении их в реестр участников НИС, военный суд признает законным, принятым в рамках предоставленных законом полномочий и не нарушающим их прав, свобод и законных интересов.

К такому выводу суд приходит на основании следующего.

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" предметом правового регулирования и целью настоящего Федерального закона является регулирование отношений, связанных с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом ст. 2 этого же Закона гласит, что законодательство Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из системного толкования указанных положений законодательства следует, что участие в накопительно-ипотечной системе, является одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, при этом исходя из духа Закона, для жилищного обеспечения необходима совокупность условий, в том числе нуждаемость в жилье и соответственно установление данного факта в законом установленном порядке.

Однако, как усматривается из материалов дела, административные истцы в списках очередников, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) не состояли и в настоящее время не состоят. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.

Кроме того, в силу п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции от 30 марта 2016 года, которая действовала в период письменного обращения административных истцов о включении их в реестр, к участникам накопительно-ипотечной системы относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Из буквального содержания указанной нормы следует, что к указанной категории относятся военнослужащие в воинском звании прапорщик (мичман), изъявившие в письменном виде желание стать участником, первый контракт о прохождении военной службы должен быть заключен ими до 01 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту по состоянию на 01 января 2005 года должна составлять не более трех лет.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что общая продолжительность военной службы по контракту у всех административных истцов, по состоянию на 01 января 2005 года составляет более трех лет, следовательно, они не могут быть отнесены к категории лиц, подпадающих под п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", как в действующей редакции, так и в редакции от 30 марта 2016 года, которая действовала в период письменного обращения административных истцов о включении их в реестр.

Касаемо полномочий комиссии НИС, суд отмечает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. №89 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" был издан приказ МВД РФ от 28 декабря 2005 г. № 1059 "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России".

Данным приказом утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России (далее - Инструкция).

Пунктом 2 названного приказа на Управление расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России (регистрирующий орган).

В соответствии с п. 14 Инструкции органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр участников НИС.

При этом в силу п. 33 Инструкции для организации и проведения работы с военнослужащими - участниками и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе приказом руководителя органа военного управления создается комиссия и утверждается ее состав. Председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя органа военного управления, курирующий вопросы жилищного обеспечения. На комиссию возлагаются, в том числе, проверка документов, представляемых воинскими частями при включении военнослужащих в реестр и подготовка сводных списков военнослужащих для их включения в реестр.

Согласно п. 28 приказа командующего <адрес> от 31 декабря 2015 года 5 на 2016 год образованна комиссия по работе с военнослужащими - участниками и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, председателем которой является заместитель командующего войсками по тылу – начальник тыла.

Следовательно, принимая решения в отношении административных истцов, комиссия НИС действовала в рамках предоставленных ей законом полномочий.

Доводы представителя административных истцов Ковалева А.А., о том, что комиссия НИС, при рассмотрении рапортов его доверителей о включении их в реестр участников НИС, не правомерно применила положения ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции от 01 мая 2016 года, является несостоятельным, поскольку как усматривается из копии протокола заседания комиссии НИС №1-16 от 22 августа 2016 года, административным истцам отказано во включении в реестр участников НИС, так как они не соответствуют категории участников указанных в п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", при этом редакция названной стать закона не указывается.

Кроме того, внесенные Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 118-ФЗ в п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", изменения, по мнению суда, являются лишь уточняющими, а не меняющими первоначальный смысл данного пункта в редакции от 30 марта 2016 года.

Таким образом, принятие комиссий управления <адрес> по работе с участниками НИС жилищного обеспечения (протокол заседания от 22 августа 2016 года) решения об отказе административным истцам: К., Я., Ю., С., Ч1., Е., Ч2., Х., Ч3., Б. и З. во включении их в реестр участников НИС, не влечет нарушения каких – либо прав, свобод и законных интересов административных истцов, в связи с чем в удовлетворении административных исков следует отказать полностью.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС Российской Федерации, военный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых заявлений: <данные изъяты>К., <данные изъяты>Я., <данные изъяты>Ю., <данные изъяты>С., <данные изъяты>Ч1., <данные изъяты>Е., <данные изъяты>Ч2., <данные изъяты>Х., <данные изъяты>Ч3., старшего <данные изъяты>Б. и <данные изъяты>З. о признании незаконным решения комиссии управления <адрес> по работе с участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения, связанного с отказом во включении их в реестр участников НИС жилищного обеспечения, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через Челябинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий п/п Р.Х. Готов

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....