Отметка об исполнении решения _____________________________________
_________________________________________________________________
Дело № 2а-148/2020 21 января 2020 года
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Давидович Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Сланцевского городского прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению,
У С Т А Н О В И Л:
Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ.
В административном исковом заявлении прокурор указал, что Сланцевской городской прокуратурой в рамках надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и (или) развитию, проведены мероприятия с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», установлено, что в социальной сети «ВКонтакте» выявлена страница сайта с электронным адресом с URL-адресом: <данные изъяты> содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ («О противодействии терроризму», поскольку она содержит видеофайлы о способах изготовления взрывчатых веществ, а именно получение детонатора взрывчатого вещества, чем пропагандирует, обосновывает оправдывает терроризм и экстремизм.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация оправдывающая противоправное поведение.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 указанной статьи).
Согласно ст. 1 Федерального икона от 25 июля 2002 года № 144-ФЗ (ред. от 02 июля 2013 года) «О противодействии экстремистской деятельности» (далее Федеральный закон № 114-ФЗ) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, является экстремистской деятельностью (экстремизмом).
Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности... (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ).
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 4 Положения о федеральной службе но надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Просит признать информацию, содержащуюся в информационно–коммуникационной сети «Интернет» и размещенную на странице с открытым доступом с URL-адресом: <данные изъяты> социальной сети «ВКонтакте» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Внести адрес Интернет-сайта <данные изъяты> в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Федеральному округу в судебное заседание не явился о времени и месте извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Административное дело по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы административного дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами
В силу ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что прокуратурой г. Сланцы была проведена проверка соблюдения законодательства о защите детей от информации, причитающей вред их здоровья и (или) развитию, по результатам которой составлен акт проверки от 20.12.2019, где указано, что при поиске Интернет-ресурсов с использованием программы браузера «Яндекс.Браузер» установлено, что в социальной сети «ВКонтакте» выявлена страница сайта с электронным адресом с URL-адресом: <данные изъяты>, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436–ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровья и развитию» и Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», поскольку она содержит видеофайлы о способах изготовления взрывчатых веществ, а именно приготовление детонатора для взрывчатого вещества, чем пропагандирует, обосновывает и оправдывает терроризм и экстремизм. Доступ несовершеннолетних лиц к указанной странице не ограничен техническими средствами. Страница не содержит предупреждений о запрете ее содержимого для просмотра лицами, не достигшими 18 летнего возраста.
Вместе с тем предоставление доступа к указанному сайту противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на странице <данные изъяты> в информационно-коммуникационной сети «Интернет» содержатся сведения, запрещенные для распространения среди детей, то есть размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как эта информация способствует совершению уголовных и административно наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В абз. 1 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указано, что в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанный Интернет - ресурс предоставляет возможность свободного и безвозмездного доступа к вышеуказанной странице неограниченного круга лиц, не требует предварительной регистрации и пароля, ограничений на передачу, копирование и распространение нет. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, включая несовершеннолетних, а также бесплатно и в свободном доступе скачать и просматривать информацию.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. «б» ч. 5 Правил, снованиями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. В рассматриваемом случае организации, владелец отмеченного доменного имени, злоупотребляет правом на свободную передачу информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей, предусмотренной ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 9 Правил, решение суда должно содержать: доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название. К реестровой записи прикрепляется заверенная должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копия страницы (страниц) сайта в сети "Интернет", на которой (которых) размещена запрещенная информация.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
В силу п. 5.1.7 Положения, Роскомнадзор осуществляет ряд полномочий, в том числе создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Судом установлено, что обеспечение доступа к информации, запрещенной федеральным законодательством, подрывает авторитет государства, основы национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан.
Учитывая приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, принимая во внимание, что информация, размещенная на сайте с адресом страницы: <данные изъяты> подрывает основы Конституционного строя РФ, наносит урон нравственности, формированию правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних, что может повлечь совершение гражданами преступлений и административных правонарушений, суд считает, что данная информация является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и должна быть признана таковой в силу закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению, поскольку содержит видеофайлы о способах изготовления взрывчатых веществ, пропагандирует, обосновывает и оправдывает терроризм и экстремизм, являющей запрещенной для распространения среди детей, и размещенной в сети «Интернет» на странице <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 265.5, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
заявление Сланцевского городского прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно–коммуникационной сети «Интернет» и размещенную на странице с открытым доступом с URL-адресом: <данные изъяты> социальной сети «ВКонтакте» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения данной информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Н.А. Давидович