УИД 11RS0002-01-2020-003415-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 03 февраля 2021 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Солодилова Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № 2а-148/2021 (2а-2115/2020) по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Воркуте Республике Коми к Капитонову Валерию Витальевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по г.Воркуте РК обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Капитонова Валерия Витальевича (ИНН ...) недоимки по транспортному налогу за налоговые периоды 2016 г., 2017 г., 2018 г. в размере 3000,00 руб., и пени, начисленных на недоимку по указанному налогу в 2019-2020, в размере 13,44 руб.
В обоснование требований указано, что в течение 2016-2018 на имя административного ответчика зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения на основании ст. 358 НК РФ, имеющее регистрационный номер Р-10-87НТ. В связи с неуплатой налогоплательщиком транспортного налога за 2016-2018 налоговый орган в предусмотренном законом порядке направлял требования об уплате налога, а в связи с их неисполнением обратился к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки по налогу в порядке приказного производства. Судебный приказ № №2А-2805/2020 от 19.05.2020, вынесенный мировым судьей Горного судебного участка г. Воркуты РК, отменен 27.07.2020. Поскольку недоимка по транспортному налогу не уплачена, налоговый орган просит взыскать ее в порядке искового производства.
В письменном отзыве на иск административный ответчик не согласился с заявленными требованиями, просил возвратить исковое заявление административному истцу. В обоснование возражений указал, что административное исковое заявление подано лицом, не обладающим полномочиями на его подписание и подачу, поскольку транспортный налог в силу ч.4 ст. 14 НК РФ является региональным налогом и подлежит зачислению в бюджет по месту регистрации объекта налогообложения (Нижегородская область). Административное исковое заявление не могло быть подано ИФНС России по г. Воркуте РК, так как ее юрисдикция не распространяется на место регистрации объекта налогообложения, и подлежало возврату истцу на основании п.4 ст. 129 КАС РФ. По существу заявленных требований административный ответчик указал, что не является владельцем указанного в иске объекта налогообложения, что подтверждается ГИМС ГУ МЧС по Новгородской области, следовательно, не обязан к уплате транспортного налога на указанный объект.
Исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-2805/2020 мирового судьи Горного судебного участка г. Воркуты РК, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке.
Пунктом 9 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации", абзацем 2 пп.14 п.1 ст.31 НК РФ налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
В соответствии со ст.8 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1, право налоговых органов взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, предусмотренное пп. ... 9 ст.7 указанного закона, предоставляются руководителям налоговых органов и их заместителям.
В лице налоговых органов государство осуществляет контроль за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в этих целях наделяет их полномочиями предъявлять в суды требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет (пп. 14 п. 1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации, п.11 ст.7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
Согласно п. 4 раздела 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Правительством РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В соответствии с разделом 1 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Коми, утвержденного ФНС России 19.02.2019, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы в Республике Коми, входит в единую централизованную систему налоговых органов, является ее территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.
Согласно п. 10 раздела 3 Положения об УФНС по Республике Коми Управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде, в том числе через инспекции, как указано выше.
Частью 3 ст.14 НК РФ транспортный налог отнесен к местным налогам.
В соответствии с ч. 1 ст. 363 НК РФ, определяющей порядок и сроки уплаты авансовых платежей и транспортного налога, их уплата производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 83 НК РФ).
Место нахождения имущества, являющегося объектом налогообложения, определяется по правилам ч. 5 ст. 83 НК РФ, предусматривающей, что постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в ст. 85 НК РФ.
При этом местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) - место государственной регистрации транспортного средства;
1.1) для воздушных транспортных средств - место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица - собственника транспортного средства, а при отсутствии таковых - место государственной регистрации транспортного средства;
2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Как следует из материалов дела, административным истцом заявлены исковые требования к административному ответчику Капитонову В.В., зарегистрированному с <дата> в ... о взыскании недоимки по транспортному налогу, начисленному на объект налогообложения – ... с регистрационным номером ..., зарегистрированное <дата> в реестре ... по Новгородской области.
Исходя из положений ч. 5 ст. 83, ч. 1 ст. 363 НК РФ, уплата транспортного налога, исчисленного на указанный объект налогообложения, должна осуществляться по месту жительства (пребывания) физического лица-налогоплательщика, которым в настоящем случае является г. Воркута Республики Коми.
Согласно части 1 статьи 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление.
В силу части 1 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление подписывается административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
На основании пункта 5 части 1 статьи 126 КАС к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (ч. 5 ст. 54 КАС РФ).
От имени органов государственной власти имеют право выступать в суде их руководители (ч.8 ст.54 КАС РФ).
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление о взыскании с Капитонова В.В. транспортного налога подано ИФНС России по г.Воркуте РК в пределах предоставленных ей законом.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 358 НК РФ).
Межрайонной инспекцией ФНС № 8 по Республике Коми направлено мировому судье Горного судебного участка г. Воркуты РК заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Капитонова Валерия Витальевича недоимки по транспортному налогу, установленному ст. 357 НК РФ и Областным законом Новгородской области «О транспортном налоге» № 379-ОЗ от 30.09.2008. В качестве объекта налогообложения в заявлении указана ... с государственным регистрационным знаком ..., <дата> выпуска, зарегистрированная <дата>.
Судебный приказ № 2А-2805/2020 от 19.05.2020, вынесенный мировым судьей Горного судебного участка г. Воркуты РК, о взыскании с Капитонова Валерия Витальевича недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016, 2018 в размере 3000,00 руб., пени – 13,44 руб. (за период 2015, 2016, 2018), госпошлины отменен 27.07.2020 в связи с поступлением возражений должника против его исполнения.
Согласно справке Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 18.12.2020, указанное в качестве объекта налогообложения, - ... с регистрационным номером ..., двигатель «...» мощностью ... л.с., заводской номер ..., зарегистрировано в реестре маломерных судов <дата> на имя ФИО7, по состоянию на <дата> маломерное судно и двигатель из реестра маломерных судов не исключены. На момент регистрации маломерного судна адресом его владельца ФИО8 указана <адрес>, установление даты рождения, паспортных данных и иных данных ФИО9. не представляется возможным.
Согласно той же справке Центра ГИМС ГУ МЧС по Новгородской области маломерные суда, зарегистрированные на имя Капитонова Валерия Витальевича, <дата> года рождения, в реестре маломерных судов по Нижегородской области отсутствуют.
Административным истцом 29.12.2020 направлен запрос в Центр ГИМС МЧС России по Республике Коми с целью установления сведений в отношении водного транспортного средства – ... с государственным регистрационным знаком ..., мощностью 20 л.с., ....
Вместе с тем, из материалов дела следует, что объект налогообложения постановлен на учет в Новгородской области, уполномоченным органом по месту его регистрации подтвержден факт учета объекта налогообложения, предоставлены сведения о его принадлежности и его индивидуальные характеристики, с учетом чего не предполагается поступление из Центра ГИМС МЧС России по Республике Коми сведений доказательственного значения, так как объект стоит на учете в ином органе МЧС и по состоянию на 18.12.202020 не был исключен из реестра маломерных судов.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что за административным ответчиком Капитоновым Валерием Витальевичем <дата> года рождения не зарегистрированы транспортные средства (...), состоящие на учете Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
Также из материалов дела следует, что ..., указанное в административном иске в качестве объекта налогообложения, - ... с регистрационным номером ..., двигатель «...» мощностью ... л.с., заводской номер ..., зарегистрировано в реестре маломерных судов ... на имя ФИО10, установление даты рождения, паспортных данных и иных данных которого не представляется возможным.
Из представленных суду материалов следует, что объект налогообложения зарегистрирован на другое лицо. Иные допустимые и относимые доказательства, подтверждающие наличие оснований для возложения на административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога, начисленного на указанный в иске объект налогообложения, суду не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми к Капитонову Валерию Витальевичу (ИНН ...) о взыскании недоимки по транспортному налогу, начисленному на объект налогообложения - ... с регистрационным номером ... за налоговые периоды 2016, 2017, 2018 г. в размере 3000,00 руб., пени за период 2019-2020 в размере 13,44 руб. – оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми путем подачи жалобы через Воркутинский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Е.Ю. Солодилова