Административное дело 2а-148/2021
УИД 75RS0031-01-2021-000105-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Мачневой Н.А.,
с участием административного истца заместителя прокурора Тюричкина И.Н.,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Оловяннинский район» о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Оловяннинского района обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Оловяннинский район» о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального района «Оловяннинский район» законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства производится после осуществления категорирования. Одним из основных направлений противодействия терроризму является профилактика терроризма – деятельность по его предупреждению, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 22.01.2019г. №7 утвержден перечень автомобильных дорог местного значения муниципального района «Оловяннинский район». Так к их числу относится автомобильная дорога с наименованием «Калангуй-Хада-Булак» с идентификационным номером 76-632-ОП-МР-011 протяженностью 48 км, а также автомобильная дорога с наименованием «Подъезд к с. Антия» с идентификационным номером 76-632-ОП-МР-006 протяженностью 4,534 км. Проведенной проверкой установлено, что администрация муниципального района «Оловяннинский район» является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку муниципальному району «Оловяннинский район» принадлежит мост через р. Турга длиной свыше 50 м, находящийся за пределами городского поселения «Калангуйское» на первом километре автомобильной дороги «Калангуй-Хада-Булак», а также на автомобильной дороге с наименованием «Подъезд к с. Антия» имеется дорожное сооружение (железобетонный мост) длиной 30, 95 м, однако, меры по обеспечению транспортной безопасности не принимаются. Категорирование и оценка уязвимости этого объекта транспортной инфраструктуры до настоящего времени не проведены, планы обеспечения транспортной безопасности отсутствуют, кроме того, ответственные лица и специалисты в области транспортной безопасности и ее обеспечения не назначены, а соответственно, профессиональная подготовка, обучение и аттестация таких лиц не организованы.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Оловяннинский район».
Возложить на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанность принять меры, необходимые для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры района: моста через р. Турга длиной свыше 50 м, находящегося за пределами городского поселения «Калангуйское» на первом километре автомобильной дороги «Калангуй-Хада-Булак», а также дорожного сооружения (железобетонный мост) длиной 30, 95 м на автомобильной дороге «Подъезд к с. Антия».
В течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоение категории объекту транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости указанных объектов транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке.
В течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры, а также назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, организовать его профессиональную подготовку, обучение и аттестацию.
30.04.2021г. административным истцом административные требования были уточнены, заместитель прокурора просит возложить на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанность до 31.12.2021г. принять меры, необходимые для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры района - моста через р. Турга длиной свыше 50 м, находящегося за пределами городского поселения «Калангуйское» на первом километре автомобильной дороги «Калангуй-Хада-Булак», а также дорожного сооружения (железобетонный мост) длиной 30, 95 м на автомобильной дороге «Подъезд к с. Антия».
После размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоение категории объекту транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости указанных объектов транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке.
После утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности указанных объектов транспортной инфраструктуры, а также назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, организовать его профессиональную подготовку, обучение и аттестацию.
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Тюричкин И.Н. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, в обоснование привел доводы, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности ФИО1, в судебном заседании административные исковые требования признал частично, пояснил, что Калангуйский мост сейчас находится в процессе государственной регистрации права собственности, по мосту в с. Антия пришел отказ в регистрации права района, поскольку при передаче в собственность муниципального района дорожного сооружения – моста на дороге «подъезд к с.Антия», передающей стороной – Департаментом госимущества не были надлежаще оформлены права на объект.
Представитель ответчика – Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по доверенности ФИО2 в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменных пояснениях сообщила, что в соответствии с положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 08.06.2010г. №233, Департамент имеет полномочия по распоряжению государственным имуществом Забайкальского края и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории г. Читы. Мост через р. Турга, длиной свыше 50 м, находящийся за пределами городского поселения «Калунгйское» на первом километре автомобильной дороги «Калангуй-Хада-Булак» и дорожное сооружение (железобетонный мост) длиной 30,95 м, на автомобильной дороге с наименованием «Подъезд к с. Антия» не являются собственностью Забайкальского края, полагает, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, установил следующее.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п.2 ст.1, п.1 ст.4, ч.1 ст.6 Закона о транспортной безопасности, категорирование объектов транспортной инфраструктуры – отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 установлены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны представить в Федеральное дорожное агентство полную и достоверную информацию о субъекте транспортной инфраструктуры и объекте транспортной инфраструктуры для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленных в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно Требованиям, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, обеспечить его профессиональную подготовку, обучение и аттестацию.
Правила категорирования и количества категорий объектов транспортной инфраструктуры установлены Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1595 "Об утверждении Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры".
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, исходя из критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаемых в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности", формируемых из количественных показателей на основании полной и достоверной информации, представленной субъектами транспортной инфраструктуры в компетентные органы.
В целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры они также обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен Приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (ст.9 Закона о транспортной безопасности).
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности установлен Приказом Минтранса России от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 30.09.2015г. №5966/Р утвержден перечень имущества, передаваемого из государственной собственности Забайкальского края в собственность муниципального района «Оловяннинский район», согласно которому передан мост через р. Сырая Антия, железобетон, протяженностью 30, 95 км /л.д.66-67/.
Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 03.09.2015г. №332 принято в собственность муниципального района государственное имущество Забайкальского края, в частности мост через р. Сырая Антия, железобетон, протяженностью 30, 95 км, данный факт подтверждается актом приема-передачи от 25.12.2015г. /л.д. 68-73/.
Постановлением администрации муниципального района «Оловяннинский район» от 22.01.2019г. №7 внесены изменения в постановление от 18.08.2015г. №310 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального района «Оловяннинский район», в перечень включены автомобильные дороги местного значения «Калангуй – Хада-Булак» с идентификационным номером 76-632-ОП-МР-011, протяженностью 48 км и «Подъезд к с.Антия» с идентификационным номером 75-632-ОП-МР-006, протяженностью 4, 534 км. /л.д.9-10/.
Из сообщения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, следует, что объекты: мост через суходол, железобетон, протяженностью 0,043 км., расположенный на автомобильной дороге «Калангуй –Хада-Булак», мост через р. Сырая Антия, железобетон, протяженностью 30, 95 км, расположенный на автомобильной дороге «Подъезд к с. Антия», отсутствуют в реестре государственного имущества и не являются собственностью Забайкальского края /л.д.39-40/.
Материалами дела подтверждается факт обращения администрации муниципального района «Оловяннинский район» за регистрацией права собственности и принятия Управлением Росреестра документов на объект транспортной инфраструктуры – мост через реку Турга длиной свыше 50 м., находящийся за пределами городского поселения «Калангуйское» на первом километре автомобильной дороги «Калангуй – Хада-Булак» /л.д. 65/.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 31.05.2021г. следует, что приостановлена государственная регистрация права на объект недвижимости – сооружение (железобетонный мост), расположенный на автомобильной дороге «Подъезд к с. Антия», в связи с тем, что для регистрации перехода права, требуется государственная регистрация права передающей стороны – Забайкальского края /л.д.74/.
Поскольку, администрацией муниципального района «Оловяннинский район» в нарушение действующего законодательства не приняты меры, необходимые для проведения категорирования и оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – моста через реку Турга длиной свыше 50 м., находящегося на первом километре автомобильной дороги «Калангуй – Хада-Булак», не представлены ее результаты на утверждение в Федеральное дорожное агентство, требования заместителя прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, регистрирующим органом приостановлена государственная регистрация права муниципального района на объект недвижимости – сооружение (железобетонный мост), расположенный на автомобильной дороге «Подъезд к с.Антия», в связи с отсутствием зарегистрированного права на данный объект передающей стороны – Забайкальского края. Поскольку, в настоящее время муниципальному району «Оловяннинский район», в связи с установленными обстоятельствами, не представляется возможным обратить вышеназванный объект недвижимости в муниципальную собственность, а также принять меры для проведения категорирования данного объекта, обеспечить проведение оценки его уязвимости, представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта, то требования административного истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования заместителя прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Оловяннинский район» о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры, удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанность до 31 декабря 2021 года принять меры, необходимые для проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры – моста через реку Турга длиной свыше 50 м., находящегося за пределами городского поселения «Калангуйское» на первом километре автомобильной дороги «Калангуй – Хада-Булак».
После размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости указанного объекта и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство.
После утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры, а также назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, организовать его профессиональную подготовку, обучение и аттестацию.
Административные требования заместителя прокурора о проведении категорирования объекта транспортной инфраструктуры – дорожного сооружения (железобетонного моста) длиной 30, 95 м., на автомобильной дороге с наименованием «подъезд к с.Антия», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2021г.
Судья Сафонова Е.В.