УИД 55RS0032-01-2021-000158-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Седельниково Омской области 25 мая 2021 года
Седельниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Рубцовой Т.И.,
при секретаре Плехановой О.С.,
с участием старшего помощника прокурора Седельниковского района Омской области Яковлева А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-148/2021 по административному иску прокурора Седельниковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рагозинского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению доступа должностных лиц администрации сельского поселения к закрытой части портала ФГИС «Единый реестр проверок», обязании устранить нарушения,
установил:
Прокурор Седельниковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Рагозинского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступа должностных лиц администрации Рагозинского сельского поселения как органа муниципального контроля к закрытой части портала Федеральной государственной информационной систему «Единый реестр проверок» в целях обеспечения внесения сведений согласно Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415, обязании устранить выявленные нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля путем принятия организационно-распорядительных мер, предусматривающих обеспечение доступа должностных лиц администрации Рагозинского сельского поселения к закрытой части портала Федеральной государственной информационной систему «Единый реестр проверок» в целях обеспечения внесения сведений согласно Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Седельниковского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. В соответствии с ч. ч.1, 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок (далее - ФГИС ЕРП). Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. №415. Согласно Порядку внесения информации в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.11.2016 № 303, размещение информации о проверках в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» осуществляется в соответствии с Регламентом подключения и интеграции ФГИС ЕРП. Пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются, в том числе, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля. В соответствии с п. 4.1 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП посредством Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Все категории пользователей закрытой части портала ФГИС ЕРП предварительно должны иметь подтвержденные учетные записи должностного лица для прохождения процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации в ФГИС ЕРП.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации поселения, являющейся органом муниципального контроля, доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП в установленном порядке не получен, что влечет невозможность внесения сведений о проверках в единый реестр проверок и нарушает право хозяйствующих субъектов на получение полной и достоверной информации. Прокуратурой района по факту допущенных нарушений законодательства 29.03.2021 г. вносилось представление, однако, необходимых и достаточных мер к устранению допущенных нарушения законодательства не принято. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией поселения как органом муниципального контроля возложенных в силу закона обязанностей, влекущем нарушение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Яковлев А.Д. исковые требования поддержал по тем же доводам.
Представитель административного ответчика глава Рагозинского сельского поселения ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.
В п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 415, предусмотрено, что единый реестр проверок включает в себя в отношении проверок, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящих Правил, - информацию о составе и сроках внесения в единый реестр проверок информации о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 указанного Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений согласно приложению № 1.
Согласно Порядку внесения информации в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.11.2016 № 303, размещение информации о проверках в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» осуществляется в соответствии с Регламентом подключения и интеграции ФГИС ЕРП.
В Регламенте подключения и интеграции ФГИС ЕРП, размещенном на сайте proverki.gov.ru, указано, что пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются, в том числе, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля. В соответствии с п. 4.1 указанного Регламента доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП посредством Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Все категории пользователей закрытой части портала ФГИС ЕРП предварительно должны иметь подтвержденные учетные записи должностного лица для прохождения процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации в ФГИС ЕРП. В силу п. 4.2 Регламента для получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП должны быть выполнены следующие обязательные требования: орган, подающий запрос оператору ФГИС ЕРП, должен быть зарегистрирован в соответствующем регистре, определено ответственное лицо по организации взаимодействия с ФГИС ЕРП, указанное должностное лицо должно иметь учетную запись в ЕСИА с правом администрирования профиля. Согласно п. 4.3 Регламента доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется оператором ФГИС ЕРП на основании официального запроса органа местного самоуправления оператору ФГИС ЕРП в соответствии с шаблоном запроса (Приложение № 1).
29.03.2021 г. прокурором Седельниковского района главе Рагозинского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля (л.д. 11-18). Из ответа администрации сельского поселения на представление от 26.04.2021 г. видно, что представление рассмотрено, ведется работа по прохождению процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации на портале ФГИС ЕРП (л.д. 19).
Вместе с тем доказательств того, что в настоящее время административным ответчиком в установленном законодательством порядке обеспечен доступ должностных лиц Администрации Рагозинского сельского поселения к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит административные исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования прокурора Седельниковского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Рагозинского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступа должностных лиц Администрации Рагозинского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области как органа муниципального контроля к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» в целях обеспечения внесения сведений согласно Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415.
Обязать Администрацию Рагозинского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области устранить нарушения путем принятия организационно-распорядительных мер, предусматривающих обеспечение доступа должностных лиц Администрации Рагозинского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области как органа муниципального контроля к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок» в целях обеспечения внесения сведений согласно Правилам формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Администрации Рагозинского сельского поселения Седельниковского муниципального района Омской области необходимо сообщить об исполнении решения суда в Седельниковский районный суд Омской области и прокурору Седельниковского района Омской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Т.И. Рубцова
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2021 года.
Председательствующий Т.И. Рубцова