ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/2022 от 21.06.2022 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-148/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Лапиной О.А.,

при секретаре судебного заседания Кротовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тоншаевского района Нижегородской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Тоншаевского района Нижегородской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что проведенной прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проверкой исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, установлены факты размещения в сети Интернет по электронному адресу: <данные изъяты> размещена информация о продаже дипломов, аттестатов и других документов, подтверждающих наличие образования у гражданина. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование.

Прокуратура Тоншаевского района Нижегородской области просит признать информацию, содержащуюся в сети Интернет на сайте: <данные изъяты> в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца помощник прокурора Тоншаевского района Нижегородской области Колчин С.В. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили письменную позицию по иску.

Дело рассмотрено судом в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу.

Суд, выслушав явившегося лица, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст. 2, 9, ч. 1, 6 ст. 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории РФ использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ в области связи, данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов РФ.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Исходя из смысла закона, злоупотребление свободой массовой информации – использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.

Положениями ст.27 ранее действующего до 01.09.2013 года Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации выдает образовательное учреждение или научная организация в соответствии с лицензией.

В настоящее время положениями ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.

При этом в ч.16 указанной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также – необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, а также ст. 324 УК РФ за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.

Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

Из анализа приведенных выше положений Закона Нижегородской области следует, что размещение герба Нижегородской области на сайтах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указанных в законе, не допускается.

Статьей 9.4 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка использования Герба области.

В этой связи ограничение доступа к информации требуется для защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов предпринимателей, юридических и других лиц, а также для предупреждения нарушений установленного порядка обращения официальных документов.

В целях защиты неопределенного круга лиц, Российской Федерации, основ конституционного строя, нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений посредством ограничения доступа к такой информации Роскомнадзором в установленном порядке требуется признание информации запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В Реестр включаются:

- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункт 2 ч.5 ст.15.1 указанного выше Федерального закона предусматривает, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно абз. 4-7 подп. «а» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:

- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;

- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;

- информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»;

- информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сайт <данные изъяты> не внесен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Поскольку информация, размещенная на сайте <данные изъяты>, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в судебном порядке в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу <данные изъяты>/указанной в нем информации нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг, затрагивает интересы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Тоншаевского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещённую в сети «Интернет» на интернет-странице по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия судом решения.

Судья: (подпись) Лапина О.А.

Копия верна: судья Лапина О.А.