ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-148/2022 от 25.04.2022 Белинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-148/2022

58RS0003-01-2022-000333-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белинский 25.04.2022

Белинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Кисткина В.А.,

с участием старшего помощника прокурора Белинского района Пензенской области Булаева Н.С.,

при секретаре Ромакиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Белинского районного суда Пензенской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Белинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке проектной документации по благоустройству территории в части организации освещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белинского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Белинского района Пензенской области проведена проверка исполнения администрацией Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области законодательства в сфере безопасности дорожного движения и ЖКХ, в ходе которой было установлено, что решением Комитета местного самоуправления Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области от 17.10.2017 № 277-102/2 утверждены Правила благоустройства территории Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области (далее - Правила), являющиеся обязательными к исполнению для органов местного самоуправления поселения (п. 1.3 Правил), и в соответствии с п. 2.20 которых улицы и дороги в границах населенных пунктов населения должны освещаться в темное время. Исходя из положений пп. 4 п. 1.1, пп. 14 п. 1.4 Правил порядок организации благоустройства территории поселения включает в том числе организацию освещения улиц, и в частности размещение элементов освещения – осветительных приборов наружного освещения, установленных на улицах, площадках, на специально предназначенных для такого освещения опорах, стенах, перекрытиях зданий и сооружений, ограждениях мостов, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений и в иных местах общественного пользования. Мероприятия по благоустройству территорий на основании пп.3.5, 3.6, 3.7 Правил включают в себя мероприятия по созданию элементов освещения и работы по их восстановлению. Согласно п.1.7 Правил выполнение работ по содержанию территории поселения осуществляется в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами. Содержание и благоустройство, а также текущий и капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения и объектов обеспечения безопасности уличного движения на основании п.3.42, п. 3.43, п. 3.45 Правил осуществляются юридическими или физическими лицами, с которыми заключен договор на их обслуживание (содержание), а случае отсутствия договора на обслуживание (содержание) – собственниками автомобильных дорог. При этом деятельность по благоустройству территорий в соответствии с п. 1.5 и п. 1.6 Правил осуществляется на основании проектной документации по благоустройству, которая включает в себя совокупность документов, содержащих материалы в текстовой и графической форме, и определяет проектные решения по благоустройству территории поселения. Состав данной документации определяется администрацией, в зависимости от того, к какому объекту благоустройства он относится. Таким образом, из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что организация освещения улиц в границах населенных пунктов является обязанностью органов местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. При этом вопросы, связанные с исполнением указанной обязанности должны разрешаться в соответствии с проектной документацией по благоустройству территории поселения, которая в свою очередь должны быть разработана с учетом действующих правил, стандартов и норм. Проверкой установлено, что администрацией Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области длительное время, а именно с 17.10.2017 (с момента утверждения Правил) по настоящее время вышеуказанная проектная документация по благоустройству территории в части касающейся организации освещения улиц д.Канищево Белинского района Пензенской области не разработана. В результате бездействия администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области в вопросе разработки проектной документации по благоустройству территории в части, касающейся организации освещения территории д. Канищево Белинского района Пензенской области, на территории указанного поселения не обеспечено освещение улиц в соответствии с установленными требованиями закона, что в свою очередь создает угрозу безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения, и может повлечь нарушение гарантированных ст.ст. 20, 41 Конституции РФ права каждого на жизнь, охрану здоровья. Кроме того, указанные обстоятельства препятствуют реализации предусмотренного ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» принципа соблюдения приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Согласно данным администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области на территории Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области проживает около 1 300 человек. Круг данных лиц конкретно не определен, поскольку численность населения данного муниципального образования может изменяться, как вследствие естественной убыли (прироста) населения, миграции, так и вследствие других объективных причин. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей д. Канищево Белинского района Пензенской области. Просит признать незаконным бездействие администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся неисполнении обязанности по разработке проектной документации по благоустройству территории в части организации освещения территории д. Канищево Белинского района Пензенской области и обязать администрацию Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области разработать проектную документацию по благоустройству территории в части организации освещения территории д. Канищево Белинского района Пензенской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Белинского района Пензенской области Булаев Н.С. поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - администрация Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора Белинского района Пензенской области Булаева Н.С., исследовав материалы дела, пришёл к следующему.

В соответствии с п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», (далее – Закон Об автомобильных дорогах) к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в числе прочего, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

В силу п. 6 ст. 3 Закона Об автомобильных дорогах дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.12 ст. 3 Закона Об автомобильных дорогах содержанием автомобильной дороги признается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона Об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу требований п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», введенного в действие приказом Росстандарта от 23.07.2015 № 959-ст, на участках дорог в населенных пунктах должно быть установлено стационарное электрическое освещение.

Согласно п. 8 ст. 6 Закона Об автомобильных дорогах к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Решением Комитета местного самоуправления Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области от 17.10.2017 № 277-102/2 утверждены Правила благоустройства территорииБалкашинскогосельсовета Белинского района Пензенской области (далее – Правила), являющиеся обязательными к исполнению для органов местного самоуправления поселения (п.1.3 Правил), и в соответствии с п.2.20 которых улицы и дороги в границах населенных пунктов поселения должны освещаться в темное время.

Исходя из положений пп.4 п.1.1, пп.14 п.1.4 Правил порядок организации благоустройства территории поселения включает в том числе организацию освещения улиц, и в частности размещение элементов освещения – осветительных приборов наружного освещения, установленных на улицах, площадках, на специально предназначенных для такого освещения опорах, стенах, перекрытиях зданий и сооружений, ограждениях мостов, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений и в иных местах общественного пользования.

Мероприятия по благоустройству территорий на основании п.п.3.5, 3.6, 3.7 Правил включают в себя мероприятия по созданию элементов освещения и работы по их восстановлению.

Согласно п.1.7 Правил выполнение работ по содержанию территории поселения осуществляется в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами.

Содержание и благоустройство, а также текущий и капитальный ремонт дорог общего пользования местного значения и объектов обеспечения безопасности уличного движения на основании п.3.42, п.3.43, п.3.45 Правил осуществляются юридическими или физическими лицами, с которыми заключен договор на их обслуживание (содержание), а случае отсутствия договора на обслуживание (содержание) – собственниками автомобильных дорог.

При этом деятельность по благоустройству территорий в соответствии с п.1.5 и п.1.6 Правил осуществляется на основании проектной документации по благоустройству, которая включает в себя совокупность документов, содержащих материалы в текстовой и графической форме, и определяет проектные решения по благоустройству территории поселения. Состав данной документации определяется администрацией, в зависимости от того, к какому объекту благоустройства он относится.

Таким образом, из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что организация освещения улиц в границах населенных пунктов является обязанностью органов местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. При этом вопросы, связанные с исполнением указанной обязанности должны разрешаться в соответствии с проектной документацией по благоустройству территории поселения, которая в свою очередь должны быть разработана с учетом действующих правил, стандартов и норм.

Согласно ст.59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Поскольку доказательств, опровергающих указанные административным истцом обстоятельства, административным ответчиком суду не представлено, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми.

Из акта по результатам проведённой проверки от 23.03.2022, проведённой старшим помощником прокурора Белинского района Пензенской области Булаевым Н.С. следует, что администрацией Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области проектная документация по благоустройству территории в части касающейся организации освещения улиц д. Канищево Белинского района Пензенской области не разработана.

Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке проектной документации по благоустройству территории в части организации освещения территории д. Канищево Балкашинского сельского совета Белинского района Пензенской области, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории д. Канищево, поэтому обращение прокурора Белинского района Пензенской области в защиту прав граждан в силу ч.1 ст.39 КАС РФ является обоснованным, и его требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь требованиями п. 1 ч. 3 ст.227 КАС РФ, суд находит целесообразным установить срок для исполнения настоящего решения суда, обязывающего административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращается административный истец, - до 01.09.2022.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные административные исковые требования прокурора Белинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке проектной документации по благоустройству территории в части организации освещения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области, выразившееся неисполнении обязанности по разработке проектной документации по благоустройству территории в части организации освещения территории д. Канищево Белинского района Пензенской области.

Возложить на администрацию Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области обязанность разработать проектную документацию по благоустройству территории в части организации освещения территории д. Канищево Белинского района Пензенской области в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до 01.09.2022.

Администрации Балкашинского сельсовета Белинского района Пензенской области в течение одного месяца со дня исполнения решения суда сообщить сведения об исполнении данного решения в Белинский районный суд Пензенской области и прокуратуру Белинского района Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Белинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 25.04.2022.

Судья