РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 февраля 2022 года город Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Буданове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-34/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС по Тульской области) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя свои требования тем, что ФИО1, ИНН №, является плательщиком страховых взносов. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Ей был произведен расчет страховых взносов: размер ОПС на 2017 года п.п.1 п.1 ст.430 НК РФ – 4 465,98 рублей, которые надлежало уплатить в срок до 02.12.2018 года. Административным истцом налогоплательщиком было направлено требование №80915 по состоянию на 16.10.2019 года об уплате налога. Указанное требование не было исполнено в установленный законодательством срок и до настоящего времени сумма задолженности не погашена. Налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа в судебный участок №45 Узловского судебного района Тульской области и 25.03.2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а-724/2020, который определением от 06.05.2020 года был отменен в связи с поступлением возражений ФИО1 Также административный истец указал, что определение об отмене судебного приказа поступило в налоговый орган только 30.06.2021 года, в связи с чем административный истец не имел возможности в установленный срок обратиться в административным исковым заявлением о взыскании задолженности с ФИО1
На основании изложенного, просит восстановить срок для обращения с административным исковым заявлением, взыскать с ФИО1, ИНН №ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 4 465,98 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 03.07.2018 года по 15.10.2019 года в сумме 524,39 рублей.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования. В уточненном исковом заявлении административный истец указал, что 20.08.2018 года налогоплательщик ФИО1 представила уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год. В отношении данной декларации была проведена камеральная налоговая проверка: с 20.08.2018 года по 20.11.2018 года (3 месяца, п.2 ст.88 НК РФ), с 21.11.2018 года по 04.12.2018 года (10 рабочих дней для составления акта налоговой проверки, п.1 ст.100 НК РФ), 04.12.2018 года составлен акт налоговой проверки №, 04.12.2018 года по 10.12.2018 года (5 рабочих дней для направления акта налоговой проверки, п.5 ст.100 НК РФ) – акт направлен вместе с извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № (на 31.01.2019 года) 18.12.2018 года, считается полученным 25.12.2018 года (п.5 ст.100 НК РФ), с 25.12.2018 года по 25.01.2019 года (1 месяц для предоставления возражений на акт налоговой проверки, п.6 ст.100 НК РФ), с 26.01.2019 года 10 рабочих дней для рассмотрения материалов налоговой проверки (п.1 ст.101 НК РФ), 31.01.2019 года вынесено решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки № и решение № о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, с 01.02.2019 года по 04.03.2019 года проведение дополнительных мероприятий (1 месяц, п.1 ст.101 НК РФ), с 04.03.2019 года по 25.03.2019 года – 15 дней для составления дополнения к акту налоговой проверки (п.6.1 ст.101 НК РФ), 25.03.2019 года составлено дополнение к акту налоговой проверки №, с 26.03.2019 года по 01.04.2019 года – 5 рабочих дней для вручения дополнения к акту налоговой проверки (п.6.1 ст.191НК РФ), 01.04.2019 года – дополнение к акту налоговой проверки вместе с уведомление на предоставление возражений и ознакомление с материалами проверки направлено налогоплательщику, 08.04.2019 года считается полученным, с 08.04.2019 года по 22.04.2019 года - 15 дней для предоставления возражений на акт налоговой проверки (п.6.2 ст.101 НК РФ), с 23.04.2019 года по 13.05.2019 года – 10 дней для вынесения решения по налоговой проверке (п.1 ст.101 НК РФ), 06.05.2019 года вынесено решение №. В ходе проверки установлено, что сумму дохода за 2017 года составила 782 721,19 рублей, сумма налоговых вычетов 36 123,05 рублей. Согласно п.1 ст.430 НК РФ в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. Таким образом, размер страховых взносов на ОПС составит: (782 721,19 рублей – 36 123,05 рублей – 300 000 рублей) х 1% = 4 465,98 рублей. Управлением налогоплательщику было направлено требование № по состоянию на 16.10.2019 года об уплате налога. Указанное требование не было исполнено в установленный законодательством срок и до настоящего времени не исполнено. Налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа в судебный участок №45 Узловского судебного района Тульской области и 25.03.2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а-724/2020, который определением от 06.05.2020 года был отменен в связи с поступлением возражений ФИО1 Также административный истец указал, что определение об отмене судебного приказа поступило в налоговый орган только 30.06.2021 года, в связи с чем административный истец не имел возможности в установленный срок обратиться в административным исковым заявлением о взыскании задолженности с ФИО1
На основании изложенного, просит восстановить срок для обращения с административным исковым заявлением, взыскать с ФИО1, ИНН №ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 4 465,98 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 03.07.2018 года по 15.10.2019 года в сумме 524,39 рублей.
Представитель административного истца Управления ФНС России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 45 НК РФ закреплено, что, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 423 Кодекса расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Статьей 432 Кодекса установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, производится ими самостоятельно.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 419 НК РФ ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов и была обязана ежегодно оплачивать их в установленные законом сроки.
В соответствии с п.1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
В силу п.5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
В силу п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федераций.
В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
16.10.2019 года ФИО1 направлено требование № о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка по задолженности по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) (далее – страховые взносы на ОПС) по сроку уплаты 02.07.2018 года в сумме 4 465,98 рублей и пени на страховые взносы на ОПС в сумме 524,39 рублей. Указанное требование должно быть исполнено в срок до 29.11.2019 года.
Разрешая заявленные требования, судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года подала заявление о прекращении деятельности в качестве предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ деятельность ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя прекращена и регистрирующим органом в ЕГРИП внесена соответствующая запись.
Расчет задолженности по страховым взносам и пени судом проверен, сомнения не вызывает, административным ответчиком не оспорен.
Однако в указанный срок требование ФИО1 исполнено не было. Следовательно, у административного истца возникло право в порядке ст. 48 НК РФ обратиться в суд по вопросу принудительного взыскания недоимки, пеней и штрафа. Срок такого обращения составляет 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования, то есть в данном случае с учетом положений п. 2 ст. 48 НК РФ до 29.05.2020 года включительно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, указанная задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.
В соответствии с положениями ч. 3 п. 1 ст. 44, п. 3 ч. 3 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора и считается исполненной налогоплательщиком, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи, наличных денежных средств, для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно подп. 9, подп. 14 п.1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суду иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 45 Узловского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа 25.03.2020 года, то есть до истечения указанного срока, в связи с чем мировым судьей того же числа выдан судебный приказ. Определением мирового судьи от 06.05.2020 года судебный приказ отменен ввиду поступления возражений должника.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения с административным иском истекал 06.11.2020 года. С административным иском УФНС России по Тульской области обратилось в Узловский городской суд 06.11.2021 года (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть срок подачи иска пропущен.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока подачи административного искового заявления, пропущенного в связи с тем, что копия определения об отмене судебного приказа №2а-724/2020 от 23.05.2020 года была получена только 30.06.2021 года.
В соответствии с абз. 3 ч.2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Разрешая заявленное требование, судом исследовано гражданское дело №2а-724/2020 по заявлению МИФНС России №9 по Тульской области о вынесении судебного приказа о взыскании налога и пени с ФИО1
Из материалов дела усматривается, что 06.05.2020 года мировым судьей судебного участка №45 Узловского судебного района Тульской области вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-724/2020.
В связи с реорганизацией Управление Федеральной налоговой службы является правопреемником МИФНС России №9 по Тульской области.
Согласно ч.3 ст.123.7 КАС РФ копии определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не позднее трех дней после дня его вынесения. В соответствии с указанной нормой копия определения подлежала отправке взыскателю и должнику не позднее 09.05.2020 года. При этом в материалах дела сведений об отправке копии определения в установленный законом срок либо вручении лично под роспись представителю взыскателя не имеется. Копия определения направлена взыскателю 18.06.2021 года и получена им 30.06.2021 года.
Таким образом, у административного истца объективно отсутствовала возможность подать исковое заявление в установленный законом срок, в связи с чем этот срок подлежит восстановлению.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с указанной нормой с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Узловский район подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
восстановить Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области срок для подачи административного искового заявления к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ИНН №ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 4 465,98 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 03.07.2018 года по 15.10.2019 года в сумме 524,39 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Узловский район государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.М. Сафронова