ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1490/2022 от 15.09.2022 Свободненского городского суда (Амурская область)

УИД 28RS0017-01-2022-002327-52

№2а-1490/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Крошка С.И.,

при секретаре судебного заседания Горбуновой К.А.,

с участием прокурора Истомина М. П.,

с участием представителя ответчика Ивковой С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора космодрома «Восточный» в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании незаконным бездействия Администрации ЗАТО Циолковский, возложении обязанности передать комплекс муниципального теплосетевого хозяйства.

у с т а н о в и л:

Прокурор космодрома «Восточный» обратился с административным исковым заявлением к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области, где просил суд признать незаконным бездействие администрации ЗАТО Циолковский выразившееся в непринятии мер, направленных на передачу комплекса муниципального теплосетевого хозяйства по концессионному соглашению.

Так же заявил требование обязать администрацию ЗАТО Циолковский, в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу, передать комплекс муниципального теплосетевого хозяйства, одним из предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», способом.

В обоснование заявленным требованиям истец указал на то, что прокуратурой космодрома «Восточный» проведен анализ исполнения федерального законодательства, по результатам которого установлено следующее.

Между администрацией ЗАТО Циолковский и ООО «Аполлон» 21.10.2021 заключен договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области со сроком действия до 30.09.2022 (далее - Договор).

В силу положений Договора Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное возмездное владение и пользование совокупности основных средств (здания, сооружения, движимое имущество), необходимых для осуществления деятельности по организации теплоснабжения на территории муниципального образования ЗАТО Циолковский, указанное в Приложении № 1 к Договору.

В число переданных ООО «Аполлон» на праве аренды объектов находится единственная эксплуатируемая муниципальная котельная ГП № 201. являющаяся источником теплоснабжения для всех жилых домов и объекты социальной инфраструктуры г. Циолковский.

В силу п. 5.2.8 Договора арендатор обязан использовать Имущество по его целевому назначению.

В соответствии с условиями п. 5.2.12 Договора аренды Арендатор обязан эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены настоящим Договором, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг в также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения.

Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Вместе с тем, находящиеся в муниципальной собственности котельная ГП- 201 и инженерные сети, являющиеся единым комплексом теплосетевого хозяйства, эксплуатируются ресурсоснабжающей организацией ООО «Аполлон» в рамках договора аренды, при этом срок эксплуатации указанного имущества превышает пять лет. Рассматриваемые объекты теплоснабжения должны быть переданы администрацией ЗАТО Циолковский на основании концессионного соглашения.

Передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения срок эксплуатации которых превышает пять лет по договору аренды противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законном, вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества - котельной и тепловых сетей, в частности - к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения.

Действующим законодательством предусмотрены как конкурентные (путем проведения конкурса), так и неконкурентные способы передачи имущества по концессионному соглашению.

Однако, поскольку срок действия договора аренды с ООО «Аполлон истекает 30.09.2022 установленные законодателем предельные сроки реализации промежуточных мероприятий, предшествующих заключению концессионного соглашения (30 дней - срок подачи заявок при передаче имущества путем проведения конкурса, 45 дней - при рассмотрении предложения потенциального инвестора) не позволяют заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплосетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО Циолковский до истечения срока действия названного указанного договора аренды.

При этом, по информации администрации ЗАТО Циолковский вопрос определения ресурсоснабжающей организации после истечения срока действия договора аренды до настоящего времени не решен. По состоянию на 05.09.2021 проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплосетевого хозяйства не инициировано, на предложение потенциального инвестора ООО «Аполлон» о заключении концессионного соглашения администрацией дан отказ.

Представитель административного истца помощник прокурора космодрома «Восточный» Амурской области Истомин М.П., поддержал доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика, Ивкова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования в части признания незаконным бездействие администрации ЗАТО Циолковский выразившееся в непринятии мер, направленных на передачу комплекса муниципального теплосетевого хозяйства по концессионному соглашению, не признала. Суду пояснила, что ответчиком принимались соответствующие меры, однако в силу объективных обстоятельств они к желаемому результату не привели.

Представитель заинтересованного лица ООО "Аполлон", в судебное заседание не явился, направив в адрес суда свой письменный отзыв.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между администрацией ЗАТО Циолковский и ООО «Аполлон» 21.10.2021 заключен договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области со сроком действия до 30.09.2022 (далее - Договор).

В силу положений Договора Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное возмездное владение и пользование совокупности основных средств (здания, сооружения, движимое имущество), необходимых для осуществления деятельности по организации теплоснабжения на территории муниципального образования ЗАТО Циолковский, указанное в Приложении № 1 к Договору.

В число переданных ООО «Аполлон» на праве аренды объектов находится единственная эксплуатируемая муниципальная котельная ГП № 201. являющаяся источником теплоснабжения для всех жилых домов и объекты социальной инфраструктуры г. Циолковский.

В силу п. 5.2.8 Договора арендатор обязан использовать Имущество по его целевому назначению.

В соответствии с условиями п. 5.2.12 Договора аренды Арендатор обязан эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены настоящим Договором, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения, обеспечивать при осуществлении деятельности с использованием данных объектов возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг в также подключать потребителей к данным объектам и (или) новым объектам теплоснабжения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-Ф3 в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федеральное закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон о теплоснабжении).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиях, органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения свою обязательств.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные части сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-Ф установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное эн соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество движимое имущество, технологически связанные между собой предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренного концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок установленный этим соглашением, права владения и пользования объекте концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением некоторых случае предусмотренных статьей 37 Федерального закона № 115-ФЗ, по инициативе лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Закона и отвечающих требования предусмотренным ч. 4.11 ст. 37 этого же Закона.

В силу положений ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 115-ФЗ сроки представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения проведении конкурса или со дня направления такого сообщения лицам соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 37 Федерального закона № 115-ФЗ лиц выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения приложением проекта к концессионного соглашения, включающего в се существенные условия, предусмотренные ст. 10 указанного Федерально закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

После поступления указанного предложения орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления такого предложения рассматривает его и принимает одно из решений, перечисленных в ч. 4.4 ст. 37 Федерального закона № 115-ФЗ.

В силу ч. 4.7 чт. 37 Федерального закона № 115-ФЗ в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на специально предназначенном для этого официальном сайте, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым ч. 4.1 той же статьи Федерального закона № 115-ФЗ к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

По смыслу ч. 4.9 ст. 37 Федерального закона № 115-ФЗ заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном указанным Федеральным законом, в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на упомянутом официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Федеральным законом № 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым ч. 4.1 ст. 37 этого же Закона к инициатору заключения концессионного соглашения.

В силу ч. 4.10 ст. 37 Федерального Закона №115-ФЗ в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым указанным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым ч. 4.1 указанной статьи, и в случае, если в ценовых зонах теплоснабжения инициатором заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, выступает единая теплоснабжающая организация с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса и в порядке, установленном указанным федеральным законом.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, в сфере таких концессионных отношений и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом числе местного самоуправления формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Как установлено судом, находящиеся в муниципальной собственности котельная ГП- 201 и инженерные сети, являющиеся единым комплексом теплосетевого хозяйства, эксплуатируются ресурсоснабжающей организацией ООО «Аполлон» в рамках договора аренды, при этом срок эксплуатации указанного имущества превышает пять лет. Рассматриваемые объекты теплоснабжения должны быть переданы администрацией ЗАТО Циолковский на основании концессионного соглашения.

Срок действия договора аренды с ООО «Аполлон» истекает 30.09.2022 установленные законодателем предельные сроки реализации промежуточных мероприятий, предшествующих заключению концессионного соглашения (30 дней - срок подачи заявок при передаче имущества путем проведения конкурса, 45 дней - при рассмотрении предложения потенциального инвестора) не позволяют заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплосетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО Циолковский до истечения срока действия названного указанного договора аренды.

Администрацией ЗАТО Циолковский вопрос определения ресурсоснабжающей организации после истечения срока действия договора аренды до настоящего времени не решен.

По состоянию на 05.09.2021 проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплосетевого хозяйства не инициировано, на предложение потенциального инвестора ООО «Аполлон» о заключении концессионного соглашения администрацией дан отказ.

При установленных обстоятельствах, у суда имеются правовые основания полагать об обоснованности административного иска, предъявленного прокурором к Администрации ЗАТО Циолковский, так как бездействие ответчика затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, поскольку отсутствие организации эксплуатирующей муниципальное имущество теплоснабжения может привести к срыву предстоящего отопительного сезона, нарушению бесперебойного качественного теплоснабжения, как необходимого условия жизнедеятельное населения, невозможности оперативного устранения технологических сбоев объектах коммунальной инфраструктуры, приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей ЗАТО Циолковский, создаст опасное для их жизни и здоровья.

Таким образом, административный иск прокурора космодрома «Восточный» в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании незаконным бездействия Администрации ЗАТО Циолковский, возложении обязанности передать комплекс муниципального теплосетевого хозяйства, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск прокурора космодрома «Восточный» в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области о признании незаконным бездействия Администрации ЗАТО Циолковский, возложении обязанности передать комплекс муниципального теплосетевого хозяйства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ЗАТО Циолковский выразившееся в непринятии мер, направленных на передачу комплекса муниципального теплосетевого хозяйства по концессионному соглашению.

Обязать администрацию ЗАТО Циолковский, в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу, передать комплекс муниципального теплосетевого хозяйства, одним из предусмотренным Федеральным законом от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», способом.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 сентября 2022 года.

Судья Свободненского

городского суда С. И. Крошка