ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1491/2022 от 11.08.2022 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подлинник

Дело № 2 а-1491\2022 год

11 августа 2022 года город Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Н.В., при секретаре Бронниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцева Геннадия Юрьевича к ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области, заинтересованному лицу Управлению Росреестра по Тверской области о понуждении к предоставлению информации,

у с т а н о в и л:

Зайцев Г.Ю. обратился с административными исковыми требованиями к ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области, заинтересованному лицу Управлению Росреестра по Тверской области о понуждении к предоставлению информации (л.д. 4).

Заявленные административные исковые требования Зайцева Г.Ю. мотивированы тем, что он 06.07.2022 года обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением «о предоставлении информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>». Данное заявление было переадресовано Управлением Росреестра по Тверской области в адрес административного ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области, который истребованную информацию административному истцу не предоставил, нарушив конституционное право административного истца на свободное получение информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>. В связи с изложенным административный истец просит обязать административного ответчика предоставить истцу информацию о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, в связи с чем, предъявлен данный административный иск (л.д. 4).

В судебном заседании административный истец Зайцев Г.Ю. поддержал заявленные административные исковые требования, просил суд удовлетворить их, пояснив, что административным ответчиком ему предоставлен ответ на его заявление от 06.07.2022 года, датированный 14.07.2022 года за № 22-10485\01-25, содержание которого его не удовлетворяет, так как истребованная информация ему не предоставлена.

В судебном заседании и представитель административного ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области Тепцова Т.Н. не признала заявленные административные исковые требования Зайцева Г.Ю., просила суд отказать в их удовлетворении, поддержав представленный данным административным ответчиком письменный отзыв (л.д. 40-42), согласно которому, полномочия, которыми наделено ФГБУ ФКП «Росреестра», установлены Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.07.2021 года № П\0327 «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельных полномочий органа регистрации прав и оказания отдельных государственных услуг», а также ст. 3.1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в число которых не входит государственный кадастровый учет и государственная регистрация объектов недвижимости. Согласно ст. 3.1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в полномочия административного ответчика входит предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируется ст. 42 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также нормами Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 08.04.2021 года № П\0149 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН» (далее по тексту Порядок). Сведения из ЕГРН в виде копии документов предоставляются согласно формам документов, утвержденным Приказом Росреестра № п\329 от 04.09.2020 года «Об утверждении форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН, и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН». В соответствии с Главой Ш указанного выше Порядка определен порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений из ЕГРН, состав и порядок заполнения таких запросов. Форма бланка запроса утверждена в Приложении № 1 к Порядку. Общедоступная информация об объектах недвижимости в режиме online размещена на официальном сайте Росреестра в сети Интернет. Запрос о предоставлении сведений из ЕГРН представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в многофункциональный центр; в виде бумажного документа путем его отправки по почте в орган регистрации прав заполненного бланка запроса; в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра, официальном сайте ФГБУ ФКП «Росреестра» в сети Интернет или Едином портале государственных услуг; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов. Согласно п. 34 Порядка на основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН. В соответствии со ст. 63 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, носит платный характер, кроме категорий заявителей, обладающих правом безвозмездного предоставления сведений (ч. 1 ст. 63 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.05.2020 года № П\0144. Согласно п. 73 Порядка запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав. Таким образом, для получения сведений ЕГРН административному истцу было рекомендовано обратиться любым из выше перечисленных способов в орган регистрации прав с запросом о предоставлении сведений, оформленным в соответствии с действующим законодательством, в ответе административного ответчика в адрес Зайцева Г.Ю. № 22-10485\01-25 от 14.07.2022 года (л.д. 38-39). По изложенным основаниям представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении заявленного административного иска.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица, привлеченного судом к участию в деле, Управления Росреестра по Тверской области, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не известил, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в судебное заседание, не представил. Данное заинтересованное лицо также не представило письменных возражений по существу заявленных административных исковых требований и доказательств, их подтверждающих, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

В соответствии с ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ст. 9 ст. 226 КАС РФ и ч. 10 ст. 226 КАС РФ – на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и принявших оспариваемые решения, либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Ст. 219 КАС РФ установлено, что данное административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку административным истцом по данному административному иску оспаривается бездействие административного ответчика по предоставлению ответа на заявление административного истца Зайцева Г.Ю. от 06.07.2022 года (л.д. 29), суд приходит к выводу о том, что данный административный иск подан в суд в установленный ст. 219 КАС РФ срок 01.08.2022 года (л.д. 4).

Судом установлено, что Зайцев Г.Ю. 06.07.2022 года обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением «о предоставлении информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>» (л.д. 29).

Судом установлено, что данное заявление 08.07.2022 года на основании ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» было направлено Управлением Росреестра по Тверской области в адрес административного ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области для рассмотрения в установленном порядке и подготовке ответа заявителю (л.д. 28).

Судом установлено, что на заявление Зайцева Г.Ю. 06.07.2022 года «о предоставлении информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>» (л.д. 29), административным ответчиком предоставлен ответ № 22-10485\01-25 от 14.07.2022 года (л.д. 38-39).

Ст. 3 КАС РФ определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Согласно ст. 38 КАС РФ, под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие)(ст. 220 КАС РФ). Таким образом, в административном исковом заявлении, поданном от своего имени, должны оспариваться только те решения или действии (бездействия), которые затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов, либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как установлено судом и изложено выше, заявление Зайцева Г.Ю. от 06.07.2022 года, поступившее в адрес административного ответчика из Управления Росререстра по Тверской области, было рассмотрено административным ответчиком в установленный законом срок, заявителю направлен мотивированный ответ по существу поставленного в заявлении вопроса. При этом несогласие Зайцева Г.Ю. с содержанием предоставленного ответа не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении данного заявления.

Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума ВС РФ № 36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с приведенными выше нормами закона и разъяснениями ВС РФ должностное лицо административного ответчика, к которому поступило обращение гражданина, обязано рассмотреть (разрешить) его по существу поставленных в нем вопросов и направить ответ заявителю, самостоятельно определяя порядок разрешения обращений. Принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия, бездействия.

Обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы, а несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о его незаконности.

Поскольку заявление административного истца от 06.07.2022 года было разрешено административным ответчиком в установленный законом срок, в установленном законом порядке, в пределах предоставленной административной ответчику компетенции, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным выше, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Зайцева Геннадия Юрьевича к ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области о понуждении к предоставлению информации об обстоятельствах регистрации права собственности на жилой дом <адрес> по заявлению Зайцева Геннадия Юрьевича от 6 июля 2022 года.

Решение в окончательной форме принято 11 августа 2022 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Леонтьева

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подлинник

Дело № 2 а-1491\2022 год

11 августа 2022 года город Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Н.В., при секретаре Бронниковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцева Геннадия Юрьевича к ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области, заинтересованному лицу Управлению Росреестра по Тверской области о понуждении к предоставлению информации,

у с т а н о в и л:

Зайцев Г.Ю. обратился с административными исковыми требованиями к ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области, заинтересованному лицу Управлению Росреестра по Тверской области о понуждении к предоставлению информации (л.д. 4).

Заявленные административные исковые требования Зайцева Г.Ю. мотивированы тем, что он 06.07.2022 года обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением «о предоставлении информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>». Данное заявление было переадресовано Управлением Росреестра по Тверской области в адрес административного ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области, который истребованную информацию административному истцу не предоставил, нарушив конституционное право административного истца на свободное получение информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>. В связи с изложенным административный истец просит обязать административного ответчика предоставить истцу информацию о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, в связи с чем, предъявлен данный административный иск (л.д. 4).

В судебном заседании административный истец Зайцев Г.Ю. поддержал заявленные административные исковые требования, просил суд удовлетворить их, пояснив, что административным ответчиком ему предоставлен ответ на его заявление от 06.07.2022 года, датированный 14.07.2022 года за № 22-10485\01-25, содержание которого его не удовлетворяет, так как истребованная информация ему не предоставлена.

В судебном заседании и представитель административного ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области Тепцова Т.Н. не признала заявленные административные исковые требования Зайцева Г.Ю., просила суд отказать в их удовлетворении, поддержав представленный данным административным ответчиком письменный отзыв (л.д. 40-42), согласно которому, полномочия, которыми наделено ФГБУ ФКП «Росреестра», установлены Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.07.2021 года № П\0327 «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельных полномочий органа регистрации прав и оказания отдельных государственных услуг», а также ст. 3.1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в число которых не входит государственный кадастровый учет и государственная регистрация объектов недвижимости. Согласно ст. 3.1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в полномочия административного ответчика входит предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируется ст. 42 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также нормами Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 08.04.2021 года № П\0149 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН» (далее по тексту Порядок). Сведения из ЕГРН в виде копии документов предоставляются согласно формам документов, утвержденным Приказом Росреестра № п\329 от 04.09.2020 года «Об утверждении форм выписок из ЕГРН, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения ЕГРН, и предоставляемых в электронном виде, а также об установлении иных видов предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН». В соответствии с Главой Ш указанного выше Порядка определен порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений из ЕГРН, состав и порядок заполнения таких запросов. Форма бланка запроса утверждена в Приложении № 1 к Порядку. Общедоступная информация об объектах недвижимости в режиме online размещена на официальном сайте Росреестра в сети Интернет. Запрос о предоставлении сведений из ЕГРН представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в многофункциональный центр; в виде бумажного документа путем его отправки по почте в орган регистрации прав заполненного бланка запроса; в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра, официальном сайте ФГБУ ФКП «Росреестра» в сети Интернет или Едином портале государственных услуг; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов. Согласно п. 34 Порядка на основании одного запроса о предоставлении сведений предоставляется один документ, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРН. В соответствии со ст. 63 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, носит платный характер, кроме категорий заявителей, обладающих правом безвозмездного предоставления сведений (ч. 1 ст. 63 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Порядок взимания и возврата платы за предоставление сведений утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 13.05.2020 года № П\0144. Согласно п. 73 Порядка запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав. Таким образом, для получения сведений ЕГРН административному истцу было рекомендовано обратиться любым из выше перечисленных способов в орган регистрации прав с запросом о предоставлении сведений, оформленным в соответствии с действующим законодательством, в ответе административного ответчика в адрес Зайцева Г.Ю. № 22-10485\01-25 от 14.07.2022 года (л.д. 38-39). По изложенным основаниям представитель административного ответчика просила отказать в удовлетворении заявленного административного иска.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица, привлеченного судом к участию в деле, Управления Росреестра по Тверской области, надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не известил, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в судебное заседание, не представил. Данное заинтересованное лицо также не представило письменных возражений по существу заявленных административных исковых требований и доказательств, их подтверждающих, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

В соответствии с ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ст. 9 ст. 226 КАС РФ и ч. 10 ст. 226 КАС РФ – на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и принявших оспариваемые решения, либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Ст. 219 КАС РФ установлено, что данное административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку административным истцом по данному административному иску оспаривается бездействие административного ответчика по предоставлению ответа на заявление административного истца Зайцева Г.Ю. от 06.07.2022 года (л.д. 29), суд приходит к выводу о том, что данный административный иск подан в суд в установленный ст. 219 КАС РФ срок 01.08.2022 года (л.д. 4).

Судом установлено, что Зайцев Г.Ю. 06.07.2022 года обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением «о предоставлении информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>» (л.д. 29).

Судом установлено, что данное заявление 08.07.2022 года на основании ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» было направлено Управлением Росреестра по Тверской области в адрес административного ответчика ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области для рассмотрения в установленном порядке и подготовке ответа заявителю (л.д. 28).

Судом установлено, что на заявление Зайцева Г.Ю. 06.07.2022 года «о предоставлении информации о том, при каких обстоятельствах было зарегистрировано право собственности на якобы индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>» (л.д. 29), административным ответчиком предоставлен ответ № 22-10485\01-25 от 14.07.2022 года (л.д. 38-39).

Ст. 3 КАС РФ определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Согласно ст. 38 КАС РФ, под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие)(ст. 220 КАС РФ). Таким образом, в административном исковом заявлении, поданном от своего имени, должны оспариваться только те решения или действии (бездействия), которые затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов, либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Как установлено судом и изложено выше, заявление Зайцева Г.Ю. от 06.07.2022 года, поступившее в адрес административного ответчика из Управления Росререстра по Тверской области, было рассмотрено административным ответчиком в установленный законом срок, заявителю направлен мотивированный ответ по существу поставленного в заявлении вопроса. При этом несогласие Зайцева Г.Ю. с содержанием предоставленного ответа не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении данного заявления.

Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума ВС РФ № 36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с приведенными выше нормами закона и разъяснениями ВС РФ должностное лицо административного ответчика, к которому поступило обращение гражданина, обязано рассмотреть (разрешить) его по существу поставленных в нем вопросов и направить ответ заявителю, самостоятельно определяя порядок разрешения обращений. Принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия, бездействия.

Обращение считается рассмотренным не только в случае удовлетворения содержащейся в нем просьбы, а несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о его незаконности.

Поскольку заявление административного истца от 06.07.2022 года было разрешено административным ответчиком в установленный законом срок, в установленном законом порядке, в пределах предоставленной административной ответчику компетенции, заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным выше, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Зайцева Геннадия Юрьевича к ФГБУ ФКП «Росреестра» в лице филиала по Тверской области о понуждении к предоставлению информации об обстоятельствах регистрации права собственности на жилой дом <адрес> по заявлению Зайцева Геннадия Юрьевича от 6 июля 2022 года.

Решение в окончательной форме принято 11 августа 2022 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Леонтьева

1версия для печатиДело № 2а-1491/2022 ~ М-1347/2022 (Решение)