ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1492/2017 от 18.12.2017 Белогорского районного суда (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года г. Белогорск

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего - Соколовского И.С.,

при секретаре - Поярковой Е.А.,

с участием административного истца - Цуркина А.А.,

представителя административного ответчика - Зареченской И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске административное дело по административному иску Цуркина Анатолия Анатольевича к Министерству внутренних дел по Республике Крым, о признании незаконными действий относительно невыдачи справки об отсутствии судимости, а также обязательстве совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Цуркин А.А. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым, о признании незаконными действий относительно невыдачи справки об отсутствии судимости, а также обязательстве совершить определенные действия.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Белогорским районным судом АР Крым вынесен приговор, которым он, Цуркин А.А., был признан виновным и осужден по п.5 ст.27, ч.2 ст.368 УК Украины к 5 годам лишения свободы с конфискацией всего лично принадлежащего имущества.

На основании ст.75 УК Украины Цуркин А.А. от отбывания наказания освобожден с испытанием и установлен испытательный срок три года.

В силу ст.76 УК Украины Цуркина А.А. обязали не выезжать за пределы Украины на постоянное место жительства без разрешения органа уголовно-исполнительной системы; периодически являться для регистрации в орган уголовно-исполнительной системы, сообщать органу уголовно-исполнительной системы об изменении места жительства. Мера пресечения подписка о невыезде Цуркину А.А. оставлена до вступления приговора в законную силу.

В указанном приговоре имеется отметка о том, что определением от ДД.ММ.ГГГГ коллегии судей судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда АР Крым приговор Белогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Цуркина А.А. изменен.

Действия Цуркина А.А. переквалифицированы с ч.5 ст.27, ч.2 ст.368 УК Украины на ч.5 ст.27, ч.1 ст.190 УК Украины, и назначено наказание в виде двух лет ограничения свободы.

На основании ст.75 УК Украины Цуркин А.А. от отбывания наказания освобожден с испытанием и ему установлен испытательный срок два года.

В силу ст.76 УК Украины Цуркина А.А. обязали не выезжать за пределы Украины на постоянное место жительства без разрешения органа уголовно-исполнительной системы; периодически являться для регистрации в орган уголовно-исполнительной системы, сообщать органу уголовно-исполнительной системы об изменении места жительства.

02.11.2009 г. судьей Белогорского районного суда АР Крым ФИО5 вынесено постановление, согласно которому Цуркин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определением коллегии судей судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, осужденный по ч.5 ст.27, ч.1 ст.190 УК Украины к 2 годам ограничения свободы с применением ст.75 УК Украины с испытанием на 2 года, от назначенного наказания освобожден.

Письмом за исх. МВД по Республике Крым не уполномочены при оформлении справки о наличии (отсутствии) судимости проводить анализ судимости на предмет ее погашения, в связи с отсутствием у МВД России законодательно обусловленной обязанности по проведению анализа выдаваемой из банков данных гражданам информации о факте судимости и уголовного преследования.

Считает незаконным действия МВД по Республике Крым относительно невыдачи ему справки об отсутствии у него судимости. Согласно ч.2 ст.86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания считается несудимым. Учитывая вышеизложенное, считает, что у него, в силу ч.2 ст.86 УК РФ отсутствует судимость, поэтому у МВД по Республике Крым не было законных оснований для отказа в выдаче ему соответствующей справки.

Вследствие невыдачи ему справки об отсутствии судимости административным ответчиком нарушены его права, свободы и законные интересы, так как до настоящего времени он не может нормально устроиться на работу, находится в состоянии неопределенности.

В судебное заседание административный истец Цуркин А.А. явился, административный иск поддержал, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Крым по доверенности – Зареченская И.А., иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Кроме того, в суд представила письменные возражения, согласно которых, информационный центр МВД по Республике Крым при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии судимости) руководствуется приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования». Согласно данным оперативно – справочного учета информационного центра МВД по Республике Крым в отношении Цуркина А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеется информация об осуждении Белогорским районным судом АР Крым ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.190 УК Украины на 2 года ограничения свободы. На основании ст.75 УК Украины освобожден от отбывания наказания с испытательным сроком 2 года. Постановлением Белогорского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст.408-1 УПК Украины освобожден от наказания, в связи с истечением испытательного срока.

В соответствии с п.74.9 Административного регламента в графе «Дополнительная информация» указываются имеющиеся в учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории бывшего СССР и иных государств. Должностные лица Информационного центра МВД по Республике Крым не уполномочены при оформлении справки о наличии либо отсутствии судимости проводить анализ на предмет ее погашения, в связи с отсутствием у МВД России, законодательно установленной обязанности по проведению анализа выдаваемой из банков данных гражданам информации о факте судимости и уголовного преследования. В связи с чем, несмотря на факт погашения или снятия судимости, вся информация указывается в справке.

Выслушав административного истца Цуркина А.А., представителя административного ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Крым по доверенности – Зареченскую И.А., их доводы и возражения, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защита нарушенных или спариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Судом установлено, что согласно копии приговора Белогорского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Цуркин А.А. признан виновным и осужден по ч.5 ст.27, ч.2 ст.368 УК Украины и ему назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с конфискацией лично принадлежащего имущества. На основании ст.75 УК Украины Цуркина А.А. от отбывания наказания освободить с испытанием, установив испытательный срок три года. В силу ст.76 УК Украины обязать Цуркина А.А. не выезжать за пределы Украины на постоянное местожительства без разрешения органа уголовно-исполнительной системы; периодически являться для регистрации в орган уголовно-исполнительной системы, сообщать органу уголовно-исполнительной системы об изменении места жительства. Мера пресечения подписка о невыезде Цуркину А.А. оставлена до вступления приговора в законную силу. Определением от ДД.ММ.ГГГГ коллегии судей судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда АР Крым приговор Белогорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Цуркина А.А. изменен. Действия Цуркина А.А. переквалифицированы с ч.5 ст.27, ч.2 ст.368 УК Украины на ч.5 ст.27, ч.1 ст.190 УК Украины, и назначено наказание в виде двух лет ограничения свободы. На основании ст.75 УК Украины Цуркин А.А. от отбывания наказания освобожден с испытанием и ему установлен испытательный срок два года. В силу ст.76 УК Украины на Цуркина А.А. возложена обязанность не выезжать за пределы Украины на постоянное проживание без разрешения органа уголовно-исполнительной системы; периодически являться для регистрации в орган уголовно-исполнительной системы, сообщать органу уголовно-исполнительной системы об изменении места жительства (л.д.6-10).

В соответствии с копией постановления Белогорского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу Цуркин А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., который определением коллегии судей судебной палаты по уголовным делам Апелляционного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, осужден по ч.5 ст.27, ч.1 ст.190 УК Украины к 2 годам ограничения свободы с применением ст.75 УК Украины с испытанием на 2 года, от назначенного наказания освобожден, в связи с истечением испытательного срока. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Согласно копий сообщений ИЦ МВД по <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, Цуркину А.А. сообщено, что согласно данным оперативно – справочного учета информационного центра МВД по <адрес>, в отношении Цуркина А.А. имеется информация об осуждении Белогорским районным судом АР Крым ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст.190 УК Украины на 2 года ограничения свободы. На основании ст.75 УК Украины освобожден от отбывания наказания с испытательным сроком 2 года. Постановлением Белогорского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст.408-1 УПК Украины, освобожден от наказания в связи с истечением испытательного срока. В соответствии с требованиями приказа МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (приложение к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ) были внесены изменения, а именно – п.74.9 «В графе «Дополнительная информация» указываются имеющиеся в учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории СССР и иных государств». Таким образом, при получении справки будет указано, что судимостей на территории Российской Федерации Вы не имеете, а в дополнительной информации указан факт осуждения Вас на территории АР Крым. Несмотря на факт погашения либо снятия судимости, вся информация указывается в справке. Должностные лица ИЦ МВД по Республике Крым не уполномочены при оформлении справки о наличии (отсутствии) судимости, проводить анализ судимости на предмет ее погашения, в связи с отсутствием у МВД России, законодательно установленной обязанности по проведению анализа выдаваемой из банков данных гражданам информации о факте судимости и уголовного преследования.

Согласно копии сообщения ИЦ МВД по Республике Крым за от ДД.ММ.ГГГГ, Цуркину А.А. повторно сообщено, что согласно данным оперативно – справочного учета информационного центра МВД по Республике Крым, в отношении Цуркина А.А. имеется информация об осуждении Белогорским районным судом АР Крым ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст.190 УК Украины на 2 года ограничения свободы. На основании ст.75 УК Украины освобожден от отбывания наказания с испытательным сроком 2 года. Постановлением Белогорского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст.408-1 УПК Украины, освобожден от наказания в связи с истечением испытательного срока. Должностные лица ИЦ МВД по Республике Крым не уполномочены при оформлении справки о наличии (отсутствии) судимости, проводить анализ судимости на предмет ее погашения, в связи с отсутствием у МВД России, законодательно установленной обязанности по проведению анализа выдаваемой из банков данных гражданам информации о факте судимости и уголовного преследования (л.д.12,13).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ) деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, отнесена к государственной услуге.

Подпунктом 4 пункта 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), закреплено, что предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел является одной из основных задач МВД России.

Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, в том числе о лицах, подвергшихся уголовному преследованию, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, формирование и ведение таких данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством в области персональных данных (часть 1 статьи 4, части 1 - 3, 7 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон №3-ФЗ).

Федеральный закон №152-ФЗ в части 2 статьи 4 закрепляет право государственных органов на основании и во исполнение федеральных законов принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.

В развитие приведенных норм федеральных законов подпунктами 11 и 65 пункта 11 Положения МВД России уполномочено создавать информационные системы, в том числе банки данных, обеспечивать их ведение и функционирование, достоверность, актуальность содержащейся в них информации, обеспечивать предоставление сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, федеральным органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также утверждать формы документов, используемых при предоставлении государственных услуг и выполнении государственных функций в сфере внутренних дел, утверждение которых нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к компетенции МВД России, а также требования к этим документам.

Полномочия МВД России по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок выдачи справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования и форму такой справки, установлены частью первой статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), относящей данную справку к документам, представляемым работодателю при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с названным кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В силу приведенной нормы ТК РФ такая справка выдается в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Аналогичное положение содержится в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подпункт "к" пункта 1 статьи 22.1 и подпункт «в» пункта 1 статьи 22.2 которого требуют при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представлять в регистрирующий орган справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних).

Другие нормативные правовые акты большей юридической силы, устанавливающие компетенцию МВД России на выдачу такой справки либо справки в иной форме и порядке, в настоящее время отсутствуют.

Деятельность МВД России по оказанию такой государственной услуги, как выдача справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов, результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона №210-ФЗ определено, что предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, МВД России на основании поименованного выше федерального закона и пункта 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утвердило Административный регламент.

Приказом в Административный регламент внесены изменения, исключающие осуществление должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, анализа судимости на предмет ее погашения в рамках предоставления государственной услуги по выдаче справок о судимости гражданам.

Данные изменения обусловлены обеспечением требований отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации, иного федерального закона, ограничивающих право на труд в связи с осуществлением определенного вида деятельности, к которой в соответствии с законодательством не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, а также отсутствием у МВД России законодательно установленной обязанности по проведению анализа выдаваемой из банка данных гражданам информации о факте судимости и уголовного преследования.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решениях от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ12-439, от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ12-519, от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ14-153, от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ14-365, от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ15-1051, от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ15-591 и от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ16-263, вопрос об отсутствии или наличии судимости, в том числе снятой и погашенной, ограничивающей право на труд, во всех случаях подлежит разрешению работодателем либо иным органом, принимающим решение о допуске указанных лиц, к трудовой или предпринимательской деятельности определенного вида. Последствия, связанные с наличием судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, реализуются в сфере осуществления профессиональной деятельности определенного вида в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.

Федеральным законом №3-ФЗ на полицию возложена обязанность предоставлять сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости только в двух случаях: по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума в отношении лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления (пункт 31 части 1 статьи 12); а также по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления (пункт 39 части 1 статьи 12).

Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Федеральный закон №3-ФЗ (часть 2 статьи 12 Федерального закона №3-ФЗ).

Подпунктом «б» пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» МВД России поручено обеспечить представление по запросам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий сведений о наличии у кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва имеющихся или имевшихся судимостей, то есть без учета информации о погашении судимости.

Таким образом, вышеуказанные нормы федеральных законов не возлагают на органы внутренних дел Российской Федерации обязанность выдавать гражданам справки какой-либо определенной формы о наличии (отсутствии) у них непогашенной или неснятой судимости, а лишь закрепляют обязательные требования, предъявляемые к кандидатам в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров и оценщиков, в медиаторы, в виде отсутствия судимости, отсутствия неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, отсутствия непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, а также ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, возлагаемые на осужденных за совершение преступления до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.

В решениях от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ12-439 и от ДД.ММ.ГГГГ № АПЛ12-519 Верховный Суд Российской Федерации указал, что получение информации о судимости в объеме, необходимом заявителю, реализуется на основании части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» путем устного или письменного обращения.

Содержание и объем информации, подлежащей внесению в справку о судимости, соответствуют целям обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение представления неполных сведений о судимости при трудоустройстве или занятии предпринимательской деятельностью в соответствующих сферах, и предусматривают включение в справку сведений об имевшейся у лица судимости для их последующей передачи работодателю или органу, принимающему решение о допуске к осуществлению предпринимательской или иной деятельности определенного вида.

При этом право гражданина на доступ к определенному виду деятельности обеспечено законодательно закрепленными гарантиями.

Так, части вторая и шестая статьи 64 ТК РФ не допускают какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав при заключении трудового договора в зависимости, в том числе от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Подпунктом 74.3 Административного регламента предусмотрено, что при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости в соответствующей графе справки о судимости указываются дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.

В соответствующих графах справки о судимости делается отметка «не имеется» только при отсутствии сведений о судимости (в том числе имевшейся ранее), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (подпункт 74.1 Административного регламента).

Согласно п.74.9 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» в графе «Дополнительная информация» указываются имеющиеся в учетах ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) и (или) о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории бывшего СССР и иных государств.

Федеральный закон №152-ФЗ предписывает, что при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами (часть 6 статьи 5, часть 3 статьи 10).

С учетом установленной законодательством Российской Федерации компетенции МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и уголовного преследования.

Обработка персональных данных заявителя по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, а в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенными ТК РФ, которым предусмотрено включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.

Оценку предоставляемых МВД России сведений, в том числе на предмет погашения судимости, осуществляют органы и организации, уполномоченные принимать решение о допуске к трудовой или иной деятельности, об ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Устранение преступности и наказуемости соответствующего деяния новым уголовным законом означает, с одной стороны, наличие самого деяния, ранее признававшегося преступлением, а с другой - отсутствие в таком деянии преступности и наказуемости по смыслу нового уголовного закона, что не допускает наступления предусмотренных действующим законодательством неблагоприятных последствий, связанных с ограничениями в сфере трудовых прав.

МВД России осуществляет обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению информации о судимости, в том числе за деяние, которое новым уголовным законом не признается преступлением, и не принимает решение о допуске к трудовой деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием данной судимости.

По смыслу статьи 86 УК РФ судимость погашается по истечении определенного срока в зависимости от тяжести преступления после отбытия или исполнения наказания, после освобождения от наказания, а при условном осуждении - по истечении испытательного срока.

По истечении указанных в части третьей статьи 86 УК РФ сроков, прошедших после отбытия наказания, судимость автоматически погашается, и для этого не требуется никаких специальных решений должностных лиц.

Особый порядок исчисления сроков погашения судимости определен при досрочном освобождении от отбывания наказания или в случае, когда неотбытая часть наказания была заменена более мягким наказанием. В подобной ситуации срок погашения судимости исчисляется из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного наказаний.

Из изложенного следует, что содержание и объем информации, подлежащей внесению в форму справки, соответствуют целям обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством Российской Федерации, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве или занятии предпринимательской деятельностью в соответствующих сферах, и предусматривают включение сведений как об имеющейся, так и об имевшейся судимости для их последующей передачи работодателю или органу, принимающему решение о допуске к осуществлению предпринимательской или иной деятельности определенного вида.

Внесение изменений в Приложение в части, касающейся исключения указания в справке даты и основания погашения судимости, обусловлено отсутствием у МВД России законодательно установленных полномочий по проведению анализа выдаваемой из банка данных информации о факте судимости и уголовного преследования.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства внутренних дел по Республике Крым в выдаче справки о судимости без внесения сведений об имевшейся ранее у Цуркина А.А. судимости, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, вынесен на основании норм действующего законодательства, уполномоченным лицом и в пределах его компетенции, связи с чем, оснований к признанию его незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Цуркина А.А. о признании незаконными действий относительно невыдачи справки об отсутствии судимости, а также обязательстве совершить определенные действия, подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Цуркина А.А. оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: И.С. Соколовский