Дело № 2а-1493/2020 12 февраля 2020 года
78RS0008-01-2019-006905-47 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Красногвардейский районный суд Санкт‑Петербурга в составе:
председательствующего судьи Смирновой Н.А.,
при секретаре Шмыглиной П.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Подвойского, 26» к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным предписание,
с участием представителей административного истца и ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Подвойского, 26» обратилось в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, в котором просит признать незаконным и отменить предписание административного ответчика № 09/1180-Р от 31.05.2019, обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В обоснование требований указал, что ТСЖ «Подвойского, 26» является объединением собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. 31.05.2019 Государственной жилищной инспекцией г. Санкт-Петербурга была проведена внеплановая выездная проверка по вышеуказанному адресу за соблюдением обязательных требований, установленных действующим законодательством. По результатам данной проверки ТСЖ «Подвойского, 26» было выдано предписание № 09/1180-Р от 31.05.2019, которым установлено, что тарифы на жилищные услуги, а также услуги «Диспетчеризация», «Охрана придомовой территории П24» не утверждены общим собранием собственников, административный ответчик ссылается на нарушение п. 8. ст. 156 ЖК Российской Федерации.
Однако, по мнению административного истца, в соответствии с указанным пунктом статьи 156 ЖК Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Статьей 144 ЖК Российской Федерации, главой 6 действующего Устава ТСЖ «Подвойского, 26» от 2013 года, органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, что также установлено.
10.02.2018 было проведено общее собрание членов ТСЖ в многоквартирном доме, что подтверждается протоколом № 01/12/2017 ОС членов ТСЖ. На повестку дня общего собрания был вынесен, в том числе, следующий вопрос: утверждение финансово-хозяйственного плана (далее - ФХП) на 2018 год. По результатам голосования было принято решение утвердить ФХП на 2018 год. ФХП (смета доходов и расходов) ТСЖ «Подвойского, 26» на 2018 год содержит в себе также тарифы за услуги диспетчеризации и охраны придомовой территории.
На основании вышеизложенного ТСЖ «Подвойского, 26» пришло к выводу о необоснованности предписания от 31.05.2019, в связи с чем 17.06.2019 в адрес ГЖИ было направлено письмо с требованием отменить предписание.
16.07.2019 административным истцом было получено письмо от ГЖИ № 08-15-11186/19-0-0 от 12.07.2019, в котором указывалось на техническую ошибку в предписании от 31.05.2019 с приложением исправленного предписания на устранение нарушений законодательства. Предписание, полученное 16.07.2019, содержит иное обоснование нарушения: ГЖИ указывает на нарушение п. 5, пп. В) п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
Таким образом, административный истец получил окончательный вариант предписания лишь 16.07.2019, то есть трехмесячный срок для подачи административного искового заявления, предусмотренный ст. 219 КАС, не пропущен.
В соответствии с оспариваемым предписанием, административный ответчик указывает на необходимость ТСЖ «Подвойского, 26» провести общее собрание собственников помещений в МКД по адресу: <адрес> с целью установить тарифы на жилищные услуги, а также на услуги «Диспетчеризация», «Охрана придомовой территории П24».
Административный истец указывает, что собственниками помещений МКД по данному адресу выбран способ управления домом - Товарищество собственников жилья. В соответствии со ст. 137 ЖК Российской Федерации Товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Также п. 6 ст. 155 ЖК Российской Федерации прямо устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. в п. 33 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Протоколом от 10.02.2018 утвержден финансово-хозяйственный план, обязательный для всех собственников МКД.
09.06.2019 было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений. На повестке дня были приняты решения также по следующим вопросам: принятие решения об использовании и благоустройстве общего имущества многоквартирного дома (земельного участка), в части гостевой стоянки, и согласовании, в соответствии с действующим законодательством, проекта благоустройства: установку шлагбаумов, будки охраны, металлического ограждения с воротами; принятие решения об источнике финансирования разработки и согласования проекта благоустройства придомовой территории, в части гостевой стоянки. Финансирование производить из средств, собранных по статье «Текущий ремонт». Произведенные улучшения включаются в состав общего имущества. Большинством голосов решения приняты в пользу использования и благоустройства общего имущества, финансирования за счет средств, собранных по статье «Текущий ремонт» и включения произведенных улучшений в состав общего имущества.
Таким образом, ТСЖ «Подвойского, 26» считает Предписание ГЖИ необоснованным.
Представитель административного истца Митина С.А. в судебное заседание явилась, требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Свайкина Т.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что требования заявлены не обоснованно и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.05.2019 на основании заявлений Максимовой В.В.от 15.05.2019, от 24.05.2019, от 27.05.2019 о нарушении прав потребителей в части предоставления жилищный услуг, Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга было вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ «Подвойского, 26». Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований (л.д. 73-75, 76-77, 90, 95-96).
30.05.2019 Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга уведомила представителя ТСЖ «Подвойского, 26» о проведении внеплановой проверки 31.05.2019 (л.д. 72).
Согласно акту, в ходе проверки Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 31.05.2019 в отношении ТСЖ «Подвойского, 26» установлено, что в смете доходов и расходов на 2018 года не предусмотрены услуги «Охрана придомовой территории П24», «Диспетчеризация» и их оплата, протокол общего собрания собственников помещений в указанном доме о принятии данных услуг и тарифов отсутствует (л.д. 63-65).
31.05.2019 ТСЖ «Подвойского, 26» Государственной жилищной инспекцией было выдано предписание № 09/1180-Р с требованием устранить выявленные нарушения в части установления тарифов на жилищные услуги, а также услуги «Диспетчеризация», «Охрана придомовой территории П24» без утверждения общего собрания собственников в срок до 04.11.2019 (л.д. 9-10).
14.06.2019 ТСЖ «Подвойского, 26» в адрес административного ответчика было направлено письмо с возражениями относительно указанного предписания (л.д. 14-16).
Из письма заместителя начальника государственной Жилиной инспекции Санкт-Петербурга от 12.07.2019 следует, что в указанном предписании допущена техническая ошибка в части указания обязательных требований и нормативно-правовых актов, административному истцу направлено исправленное предписание (л.д. 11-13).
Протоколом общего собрания членов ТСЖ в многоквартирном доме от 10.02.2018, проведенного по инициативе ТСЖ «Подвойского, 26», утверждена смета доходов-расходов (финансово-хозяйственный план) ТСЖ «Подвойского, 26» на 2018 год, в котором определены расходы по статье «Диспетчеризация» и «Охрана придомовой территории П24» (л.д. 17-26).
В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.06.2019, проведенного по инициативе собственников ТСЖ «Подвойского, 26», на котором были приняты решения об использовании и благоустройстве общего имущества многоквартирного дома (земельного участка), в части гостевой стоянки, и согласовании, в соответствии с действующим законодательством, проекта благоустройства: установку шлагбаумов, будки охраны, металлического ограждения с воротами; принятие решения об источнике финансирования разработки и согласования проекта благоустройства придомовой территории, в части гостевой стоянки. Финансирование производить из средств, собранных по статье «Текущий ремонт» (л.д. 27-34).
Согласно пункту 2 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года № 1849, основными задачами регионального государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге (далее - органы власти), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В рамках возложенных задач Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга осуществляет организацию и проведение проверок выполнения органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Согласно пояснениям административного ответчика, по результатам проверки, проведенной по заявлению собственника жилья в отношении ТСЖ «Подвойского, 26» было установлено, что сметой доходов-расходов ТСЖ «Подвойского, 26» на 2018 год были определены расходы по статье «Диспетчеризация» и «Охрана придомовой территории П24», однако перечень услуг и тарифов общим собранием собственников помещений дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Подвойского, д. 24, корп. 3 лит.А не утверждался.
Статья 144 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Согласно подпункту 2 и 3 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 33 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся его членами, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со статьей 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляет правление товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (п. п. 4 п. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом б статьи 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 установлено, что товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив.
Согласно п.в ст.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе: разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном дом.
В соответствии с п.17 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Довод административного истца об имеющихся у ТСЖ полномочиях определять размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, на основании п.8 ст. 156 ЖК российской Федерации, суд читает не состоятельными, поскольку определение размера ежемесячного взноса и платы за жилое помещение не освобождает административного истца от обязанности представить их для утверждения собственникам жилых помещений.
Вопреки утверждениям административного истца, сметой доходов-расходов ТСЖ «Подвойского, 26» на 2018 год, утвержденной протоколом общего собрания членов ТСЖ в многоквартирном доме от 10.02.2018, определены расходы по статье «Диспетчеризация» и «Охрана придомовой территории П24», однако перечень услуг и тарифов общим собранием собственников помещений дома по адресу: <адрес> не утверждался.
Также собранием собственников помещений в многоквартирном доме от 09.06.2019 не решены вопросы по установления тарифов на жилищные услуги, а также услуги «Диспетчеризация», «Охрана придомовой территории П24»
Из содержания статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить обществу. Предписание выдано по результатам документарной проверки, проведенной на основании распоряжения о проведении плановой документарной проверки соблюдения жилищного законодательства.
Оценивая изложенное, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при проведении внеплановой проверки ТСЖ «Подвойского, 26» ГЖИ Санкт-Петербурга не допущено грубых нарушений, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, поскольку основанием для проведения проверки являлось заявление собственника жилого помещения Максимовой В.В., что является обстоятельством, приведенным вч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущим обязательную проверку деятельности юридических лиц и лиц без образования юридического лица, проведение проверки оформлено надлежащим образом, с вынесением соответствующего распоряжения, документы, истребованные контролирующим органом, соответствовали задачам и целям проведения проверки.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, поскольку ГЖИ Санкт-Петербурга действовала в рамках своих полномочий, судом не установлено нарушения прав административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья /подпись/
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2020 года