ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1493/2022 от 13.07.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1493/2022

УИД 69RS0040-02-2022-004047-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2022 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Стёпиной М.В.,

при секретаре Гиленковой И.А.,

с участием представителя истца прокурора Тверской области Голодковой А.А., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» Кнышева М.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству Транспорта Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию остановочных пунктов пос. Рябеево, возложении обязанности в течении 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочных пунктов в пос. Рябеево, а именно: установить остановочные и посадочные площадки (правая сторона по ходу движения из г. Твери); установить посадочные площадки высотой 20 см над остановочной (по левой стороне); оборудовать тротуар или пешеходную дорожку в населенном пункте на дороге; сделать навес (с правой стороны); установить скамью или урну для мусора (с правой стороны); установить стационарное электрическое освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе (с обеих сторон),

установил:

Прокурор Тверской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Транспорта Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию остановочных пунктов пос. Рябеево, возложении обязанности в течении 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочных пунктов в пос. Рябеево, а именно: установить остановочные и посадочные площадки (правая сторона по ходу движения из г. Твери); установить посадочные площадки высотой 20 см над остановочной (по левой стороне); оборудовать тротуар или пешеходную дорожку в населенном пункте на дороге; сделать навес (с правой стороны); установить скамью или урну для мусора (с правой стороны); установить стационарное электрическое освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе (с обеих сторон).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой области проведена проверка по обращению Михалевской И.И., в ходе которой выявлены нарушения исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.

В ходе проверки установлено, что на 6 км автомобильной дороги Тверь - Рябеево - Красново - Прудище в границах населенного пункта Рябеево имеются остановочные пункты по обеим сторонам автомобильной дороги. В нарушение вышеуказанных требований закона на остановочных пунктах отсутствуют: остановочная и посадочная площадки (правая сторона по ходу движения из г. Твери), посадочная площадка высотой 20 см над остановочной (левая сторона), тротуар или пешеходная дорожка в населенном пункте на дороге IV категории (обе стороны); навес (правая сторона); скамья и урна для мусора (правая сторона); стационарное электрическое освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе (обе стороны).

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, в который включена автомобильная дорога Тверской области 2 класса «Тверь - Рябеево - Красново - Прудище» протяженностью 6,9 км, идентификационный номер 28 ОП М3 28Н- 0494.

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 № 1514 «О закреплении имущества на праве оперативного управления» Дирекция ТДФ осуществляет функции по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области, в том числе автомобильной дороги Тверь - Рябеево - Красново - Прудище в Калининском районе Тверской области.

Ненадлежащее состояние остановочных пунктов в пос. Рябеево в течении длительного периода, свидетельствует о невыполнении вышеуказанных требований законодательства и нарушает права граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.

По результатам проведенной проверки прокуратурой Тверской области в Дирекцию ТДФ 09.11.2021 внесено представление.

30.11.2021 Дирекцией ТДФ направлено в адрес Министерства письмо с просьбой о включении данного объекта в государственную программу Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области на 2020-2028 годы» для обеспечения финансирования затрат по разработке проектно-сметной документации и последующего выполнения строительно-монтажных работ.

Вместе с тем до настоящего времени нарушения законодательства не устранены.

Исходя из полномочий каждого из ответчиков, Министерством не осуществлены надлежащим образом управление, координация, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области, включая организацию работ по содержанию автомобильных дорог, а Дирекцией ТДФ - непосредственно организация работ по содержанию автомобильных дорог.

Министерство и Дирекция ТДФ в пределах предоставленной каждому из них компетенции, ответственные за ненадлежащее состояние автомобильной дороги Тверь - Рябеево - Красново - Прудище и ее конструктивных элементов, не обеспечили надлежащего ее состояния, что свидетельствует об их незаконном бездействии.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 27.06.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Тверской области.

В судебном заседании представитель административного истца – Голодкова А.А., действующая на основании доверенности поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - ГКУ «Дирекция ТДФ» – Кнышев М.В. возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 68-73).

В судебное заседание представитель административного ответчика - Министерства транспорта Тверской области, представитель заинтересованного лица – Правительства Тверской области не явились, будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела слушанием не просили.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст.46) в соответствии с положением ст.8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Буквальное толкование указанных норм права определяет, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что участником дорожного движения может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, не представляется возможным, в связи с чем, прокурор Лесного района Тверской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно статье 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в состав автомобильных дорог включаются элементы их благоустройства, к числу которых относятся и остановочные пункты.

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу части 5 статьи 6 Закона № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Тверской области от 10.02.2009 № 30-па утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, в который включена автомобильная дорога Тверской области 2 класса «Тверь - Рябеево - Красново - Прудище» протяженностью 6,9 км, идентификационный номер 28 ОП М3 28Н- 0494.

В силу ч.5 ст.6 названного Федерального закона к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено участниками процесса, что собственником автомобильной дороги 2 класса «Тверь - Рябеево - Красново - Прудище», является Тверская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.

В силу п.6 ст.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 12 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1)осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;

1.1)установление порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;

2)разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

3)принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

3.1)принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования;

3.2)установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

3.3)установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

4)определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;

5)утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения;

6)осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

7)определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

8)установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

9)использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10)информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения;

11)утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели;

12)осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области в силу п.1 Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 №74-пп, является Министерство транспорта Тверской области, которое на территории Тверской области осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.

Согласно п.5 названного Положения данное Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

Основные задачи Министерства приведены в пункте 7 Положения. К ним, в частности относятся: разработка и реализация государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей Тверской области в услугах транспорта, дорожного хозяйства; формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства; осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления, контроля (надзора) деятельности по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного комплекса, дорожного хозяйства (пункты а-в).

К функциям, осуществляемым данным Министерством в соответствии с возложенными на него задачами, перечисленным в п.8 Положения, в частности, относятся:

-разработка государственных программ Тверской области в курируемых сферах государственного управления; концепций и программ социально-экономического развития транспортного комплекса, дорожного хозяйства на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;

- предложения по участию в федеральных государственных программах;

- функции главного администратора доходов областного бюджета Тверской области;

- проведение комплексного анализа функционирования и разработку прогнозов развития транспортного комплекса, дорожного хозяйства;

- координация деятельности подведомственных Министерству государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области, действующих в сферах транспорта, дорожного хозяйства, контролирует выполнение возложенных на них функций;

- принятие участия в подготовке технических заданий на проектирование объектов и проектной документации по объектам в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области и государственных программ Тверской области в соответствии с отраслевыми стандартами доступности и качества услуг;

- разработка и реализация государственной политики Тверской области в сфере организации транспортного обслуживания населения;

- участие в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

разработка для внесения в Правительство Тверской области:

- перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;

- критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;

- основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;

- нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области и правила расчета размера ассигнований областного бюджета Тверской области на указанные цели;

- порядка содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;

- порядка ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;

- порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области;

- предложений по повышению пропускной способности и благоустройству автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и сооружений на них;

- предложений по повышению безопасности дорожного движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса;

осуществление:

- планирования дорожной деятельности и разработку мероприятий государственных программ Тверской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и осуществления дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценки их транспортно-эксплуатационного состояния, государственных программ Тверской области;

- координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам осуществления ими государственных полномочий Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса;

Из п.9 Положения следует, что Министерство транспорта Тверской области наделено, в частности, следующими правами:

а) вносить в Правительство Тверской области проекты правовых актов и другие документы по вопросам, относящимся к курируемым Министерством сферам государственного управления;

е) привлекать в пределах своей компетенции организации и специалистов для изучения и решения проблем в сфере транспорта, дорожного хозяйства;

ж) заслушивать руководителей подведомственных Министерству организаций транспорта, дорожного хозяйства по вопросам их деятельности;

з) получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти Тверской области материалы, необходимые для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство;

и) осуществлять в пределах имеющихся полномочий контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего деятельность транспортного комплекса.

Согласно разделу 1 Положения Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительнораспорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности. Осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области, является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области и правила расчета размера ассигнований областного бюджета Тверской области на указанные цели. Таким образом обязанность по обеспечению соответствия дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Министерство в силу положений вышеуказанного законодательства осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств Тверской области на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных учреждений и организаций.

В соответствии с пунктом 12 приложения к постановлению Правительства Тверской области от 06.05.2017 № 122-пп «О подведомственности государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области исполнительным органам государственной власти Тверской области» подведомственно государственное казенное учреждение «Дирекция территориального дорожного фонда» (далее - Дирекция ТДФ).

Дирекция ТДФ в силу пункта 1 постановления администрации Тверской области от 24.12.2008 № 492-па «О наделении государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" отдельными управленческими функциями в сфере дорожной деятельности» и его Устава наделено функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении данных дорог.

В пункте 2.3 Устава Дирекции ТДФ приведены специальные управленческие, организационные, контрольные и другие виды деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В частности, согласно подпункту 2.3.8 Устава обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам Тверской области в соответствии с целевым финансированием и заключаемыми договорами подряда по содержанию автомобильных дорог Тверской области, реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 № 1514 «О закреплении имущества на праве оперативного управления» Дирекция ТДФ осуществляет функции по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области, в том числе автомобильной дороги Тверь - Рябеево - Красново - Прудище в Калининском районе Тверской области.

Автомобильная дорога «Тверь - Рябеево - Красново - Прудище» протяженностью 6,9 км, является автомобильной дорогой 2 класса (28 ОП М3 28Н- 0494).

В соответствии с пунктами 5.3.3 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007«Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.

Так, в соответствии с пунктом 5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 остановочный пункт в пределах населенных пунктов должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман" на дорогах; боковая разделительная полоса; переходно-скоростные полосы; тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Согласно пункту 5.3.3.10 ГОСТ Р52766-2007 посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами.

Согласно имеющимся материалам дела установлено, что 14.12.2021 года между ГКУ «Дирекция ТДФ» и АО «Рамешковское дорожное ремонтно-строительное управление» был заключен государственный контракт № 8/2022, согласно п. 1.1. которого подрядчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском и Конаковском муниципальных районах, Рамешковском муниципальном округе (Приложение № 1 к Техническому заданию) в соответствии с требованиями, указанными в п.1.8, настоящего Контракта, требованиями нормативных документов (Приложение № 2 к Техническому заданию), а заказчик принял на себя обязательства принять и оплатить работы в объемах, выполненных в соответствии с условиями контракта.

Цена контракта составила на сумму 289 029 538,00 рублей.

Срок выполнения работ установлен с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года.

Согласно Приложению № 1 к Государственному контракту № 8/2022 от 14.12.2021года подрядчик обязан обеспечить круглосуточное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по обслуживаемым им участкам дорог; обеспечить качественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями нормативной документации (Приложение №2 к Техническому заданию); обеспечить выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, по распоряжениям (предписаниям) заказчика в установленные заказчиком сроки и предоставлять заказчику в течение 3 рабочих дней отчет об их исполнении с приложением фотоматериалов; обеспечить наличие и выход на обслуживаемые автомобильные дороги специализированной дорожно-эксплуатационной техники в исправном и работоспособном состоянии для обеспечения содержания автомобильных дорог; при возникновении ситуаций, угрожающих безопасности дорожного движения, обязан внести временные ограничения или прекращение движения путем установки соответствующих знаков или иными техническими средствами организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями.

В перечень обслуживаемых участков входит в том числе дорога 2-го класса «Тверь - Рябеево - Красново - Прудище», идентификационный номер 28 ОП М3 28Н- 0494, протяженностью 6,9 км.

При выполнении работ, предусмотренных контактом, должны соблюдаться в том числе требования ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В ходе проведения проверки установлено, что на 6 км автомобильной дороги Тверь - Рябеево - Красново - Прудище в границах населенного пункта Рябеево имеются остановочные пункты по обеим сторонам автомобильной дороги. В нарушение вышеуказанных требований закона, в том числе требования ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на остановочных пунктах отсутствуют: остановочная и посадочная площадки (правая сторона по ходу движения из г. Твери), посадочная площадка высотой 20 см над остановочной (левая сторона), тротуар или пешеходная дорожка в населенном пункте на дороге IV категории (обе стороны); навес (правая сторона); скамья и урна для мусора (правая сторона); стационарное электрическое освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе (обе стороны).

По данному факту 09.11.2021 года административным истцом в адрес директора ГКУ «Дирикция ТДФ» было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 74-пп утверждено Положение о Министерстве транспорта Тверской области, в соответствии с п. 1 которого Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.

Согласно п.п. 3-5 Положения Министерство транспорта Тверской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, смету, имущество, являющееся государственной собственностью Тверской области и закрепленное за ним на праве оперативного управления, счет, печать с изображением герба Тверской области и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки со своим наименованием. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется из средств областного бюджета Тверской области. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

П.п. 7, 8 Положения определяются основные задачи и функции Министерства транспорта, к которым, в частности, относятся разработка и реализация государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства, направленной на максимальное удовлетворение спроса населения и потребностей Тверской области в услугах транспорта, дорожного хозяйства; обеспечение организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

В соответствии с возложенными на Министерство транспорта основными задачами оно осуществляет определенные функции, к которым, в частности относятся: планирование дорожной деятельности и разработку мероприятий государственных программ Тверской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и осуществления дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценки их транспортно-эксплуатационного состояния, государственных программ Тверской области; координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам осуществления ими государственных полномочий Тверской области по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тверской области 3 класса; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области; выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области тяжеловесного транспортного средства и крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута такого транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Тверской области, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований Тверской области (муниципальных районов, городских округов Тверской области), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Тверской области и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.

Дирекция ТДФ в силу пункта 1 постановления администрации Тверской области от 24.12.2008 № 492-па «О наделении государственного учреждения "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" отдельными управленческими функциями в сфере дорожной деятельности» и его Устава наделено функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также государственного заказчика по дорожной деятельности в отношении данных дорог.

ГКУ «Дирекция ТДФ» в соответствии с п. 1.2 Устава является бюджетным учреждением, наделенным функциями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области.

Предметом деятельности ГКУ «Дирекция ТДФ» является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог Тверской области. П. 2.3 устава установлены функции в сфере дорожной деятельности.

В пункте 2.3 Устава Дирекции ТДФ приведены специальные управленческие, организационные, контрольные и другие виды деятельности в отношении автомобильных дорог Тверской области. В частности, согласно подпункту 2.3.8 Устава обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспорта по автомобильным дорогам Тверской области в соответствии с целевым финансированием и заключаемыми договорами подряда по содержанию автомобильных дорог Тверской области, реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортноэксплуатационного состояния автомобильных дорог Тверской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 04.06.2010 № 1514 «О закреплении имущества на праве оперативного управления» Дирекция ТДФ осуществляет функции по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области, в том числе автомобильной дороги Тверь - Рябеево - Красново - Прудище в Калининском районе Тверской области.

Ненадлежащее состояние остановочных пунктов в пос. Рябеево в течении длительного периода, свидетельствует о невыполнении вышеуказанных требований законодательства и нарушает права граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.

ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых из средств, выделяемых в рамках дорожного фонда, и в рамках компетенции государственного заказчика осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в сфере управления автомобильными дорогами Тверской области и дорожной деятельности, заключает государственные контракты на осуществление дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.3.1 Устава ГКУ «Дирекция ТДФ» выполняет функции государственного заказчика по реализации программ в сфере дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета, федерального бюджета и других источников. С целью реализации закрепленных полномочий, ГКУ «Дирекция ТДФ» заключает государственные контракты по результатам проведенных торгов. Однако для проведения ремонта автодороги необходимо, чтобы собственник принял решение о проведении ремонта и заложил деньги в бюджет области на данный ремонт. ГКУ «Дирекция ТДФ» не уполномочено на принятие самостоятельного решения о проведении ремонта объектов и выделении денег из бюджета.

Заключение государственных контрактов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под выделенные собственником на конкретный объект денежные средства.

В связи с изложенным, исходя из полномочий каждого из ответчиков, Министерством не осуществлены надлежащим образом управление, координация, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области, включая организацию работ по содержанию автомобильных дорог, а Дирекцией ТДФ - непосредственно организация работ по содержанию автомобильных дорог, у суда имеются законные основания для возложения обязанности на Министерство транспорта Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в пределах предоставленных каждому из них полномочий в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочных пунктов в пос. Рябеево, а именно: установить остановочные и посадочные площадки (правая сторона по ходу движения из г. Твери); установить посадочные площадки высотой 20 см над остановочной (по левой стороне); оборудовать тротуар или пешеходную дорожку в населенном пункте на дороге; сделать навес (с правой стороны); установить скамью или урну для мусора (с правой стороны); установить стационарное электрическое освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе (с обеих сторон).

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом положений ч. 2 ст. 178 КАС РФ, поскольку для выполнения административными ответчиками установленных судом обязанностей необходимо соблюдение определенной процедуры, суд считает необходимым установить срок его исполнения –течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.226-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству Транспорта Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ремонту и содержанию остановочных пунктов пос. Рябеево, возложении обязанности в течении 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочных пунктов в пос. Рябеево, а именно: установить остановочные и посадочные площадки (правая сторона по ходу движения из г. Твери); установить посадочные площадки высотой 20 см над остановочной (по левой стороне); оборудовать тротуар или пешеходную дорожку в населенном пункте на дороге; сделать навес (с правой стороны); установить скамью или урну для мусора (с правой стороны); установить стационарное электрическое освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе (с обеих сторон) – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта Тверской области, Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области», выразившееся в непринятии достаточных мер по надлежащему ремонту и содержанию остановочных пунктов пос. Рябеево.

Возложить на Министерство транспорта Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» в пределах предоставленных каждому из них полномочий в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 остановочных пунктов в пос. Рябеево, а именно: установить остановочные и посадочные площадки (правая сторона по ходу движения из г. Твери); установить посадочные площадки высотой 20 см над остановочной (по левой стороне); оборудовать тротуар или пешеходную дорожку в населенном пункте на дороге; сделать навес (с правой стороны); установить скамью или урну для мусора (с правой стороны); установить стационарное электрическое освещение на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе (с обеих сторон).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Стёпина

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 19 июля 2022 года.

Дело № 2а-1493/2022

УИД 69RS0040-02-2022-004047-67