ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1494/17 от 13.12.2017 Тукаевского районного суда (Республика Татарстан)

по делу № 2а-1494/2017

Решение

именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года город Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан

в составе судьи Такаевой Н.Г.,

с участием представителя административного истца по доверенности Михалева О.В.. представителя административного ответчика Мингалимова А.А.,

при секретаре Нуриахметовой Л.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузнецова М.Г. к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан разрешенного использования земельного участка и обязании устранить нарушение прав истца, путем установления вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства», о признании постановление руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района за от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

установил:

Кузнецов М.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан разрешенного использования земельного участка и обязании устранить нарушение прав истца, путем установления вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства».

В обосновании административного искового заявления указано, что административный истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером , на основании договора аренды -н от ДД.ММ.ГГГГ года. Арендные платежи производятся своевременно, задолженности не имеется.

В досудебном порядке истец обратился к ответчику с заявлением об установлении вида разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Ответчик отказал в удовлетворении заявления со ссылкой, что земельный участок относится к улично- дорожной сети.

Истец не согласен с данным отказом, так как сведения о характеристиках объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства.

Административный ответчик необоснованно отказал в изменении вида разрешенного использования, так как именно на основание его акта производилось изменение вида с установленного договором аренды «для размещения подъездной дороги» на вид « для ведения личного подсобного хозяйства».

Таким образом, имеется соответствующее решение об установлении вида «для ведения личного подсобного хозяйства»,но отказано в изменении вида на схожий по Классификатору.

Истец полагает, что отказ и бездействие ответчика нарушают его законные права и интересы по освоению земельного участка.

В дополнительном исковом заявлении истец просит суд признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Михалев О.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в них. Суду показал, что дополнений к договору аренды земельного участка его доверитель не подписывал.

Представитель административного ответчика Мингалимов А.А. исковые требования не признал в полном объеме и суду показал, что дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка с истцом не заключался, с заявлением о внесении изменений в договор аренды истец не обращался.

На Генеральном плане населенного пункта, документах территориального планирования спорный земельный участок обозначен как подъездные пути.

В 2016 году исполком провел публичные слушания и привел в соответствии вид разрешенного использования земельного участка.

В 2017 году повторно, при утверждении нового Генерального плана населенного пункта установлен вид разрешенного использования земельного участка «для размещения подъездной дороги».

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено использование земель по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельным кодексом Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу пункта 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Пунктами 1, 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальные зоны в составе земель населенных пунктов включают в себя среди прочего и жилые зоны, которые предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам.

В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с частями 1 - 4, 6, 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из материалов дела следует, что Кузнецов М.Г. является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> из земель населенных пунктов, для размещения подъездной дороги, на основании договора аренды земельного участка -н от ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Имеет разрешенное использование –для размещения подъездной дороги.

На основании заявления Кузнецова М.Г. ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан принято постановление , согласно которого изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка с ранее используемой «для размещения подъездной дороги» на « для ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии с Генеральным планом Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне улично-дорожной сети.

На основании Генерального плана и публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан принято постановление , согласно которого уточнен и приведен в соответствии с документами территориального планирования Малошильнинского сельского поселения Тукаевского муниципального района вид разрешенного использования спорного земельного участка на «для размещения подъездной дороги».

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов М.Г. обратился с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка на "для индивидуального жилищного строительства».

Ответом за исходящим номером от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано, со ссылкой на карту функциональных зон поселения в составе Генерального плана Малошильининского сельского поселения, согласно которого данный земельный участок отнесен к улично-дорожной сети в жилой застройке поселка Белоус.

Суд считает данный отказ обоснованным, требования истца не подлежащими удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении заявления Кузнецова М.Г. об оспаривании данного отказа в изменении разрешенного вида использования земельного участка, и признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд исходит из правомерности действий органа муниципального образования.

При этом суд исходит из того, что испрашиваемый истцом вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" не предусмотрен Генеральным планом Малошильнинского сельского поселения.

В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

На основании части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Постановлением главы Тукаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении публичных слушаний в Малошильнинском сельском поселении по проекту генерального плана, определены сроки проведения публичных слушаний в населенных пунктах поселения.

Проект генерального плана Малошильнинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ согласован с премьер-министром Республики Татарстан А.В. Песошиным; ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах Малошильнинского сельского поселения были проведены публичные слушания по генеральному плану поселения, по результатам слушаний составлены протоколы.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Исполком утвердил проект генерального плана и направил его на утверждение в Совет Тукаевского муниципального района, Совет Тукаевского муниципального района решением от ДД.ММ.ГГГГ утвердил генеральный план, одновременно отменив генеральный план Малошильнинского сельского поселения, утвержденный решением Совета Малошильнинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ со всеми изменениями.

К числу документов территориального планирования относятся схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Одним из видов документации по планировке территории является проект планировки территории (статья 41.4 данного Кодекса).

Из приведенных положений следует, что собственники земельных участков, входящих в состав земель, отнесенных к землям населенных пунктов, вправе самостоятельно, по своему усмотрению, использовать принадлежащие им земельные участки без дополнительных согласований и разрешений. Однако данное использование не может являться произвольным ввиду того, что любое использование земельного участка осуществляется в строгом соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой установленную Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки, одним из элементов которого является проведение публичных слушаний.

Принимая во внимание, что представленные документы, связанные с зонированием территории расположения земельного участка, принадлежащего административному ответчику, и утвержденные с учетом результатов проведенных публичных слушаний, не предусматривают предоставление данного участка под индивидуальное жилищное строительство, учитывая, что исполкомом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан фактически не согласовано изменение вида разрешенного использования земельного участка административного истца, постановление от ДД.ММ.ГГГГ за принято на основании публичных слушаний и утвержденного Генерального плана Малошильнинского сельского поселения суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Боле того, дополнительного соглашения к договору аренды, на основании которого истец владеет и пользуется земельным участком между сторонами не подписано, изменения в договор аренды не внесены. Согласно данного договора вид разрешенного использования земельного участка для размещения подъездной дороги.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Кузнецова М.Г. к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании устранить нарушение прав истца, путем установления вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства», о признании постановление руководителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района за от ДД.ММ.ГГГГ незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан путем подачи апелляционной жалобы через Тукаевский районный суд Республики Татарстан.

Судья подпись Н.Г. Такаева