ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1494/2016 от 04.02.2016 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.02.2016 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,

при секретаре Петренко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1494/2016 (ранее присвоенный номер 2а-15508/2015) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области к ФИО2 о взыскании налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области обратилась в Автозаводский районный суд г.Тольятти с административным иском к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 6500 рублей и пени в размере 237 рублей 74 копейки, указав при этом на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была представлена в Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год. Согласно представленной декларации, сумма налога, подлежащая уплате, составила 6500 рублей.

В нарушение ст. 45 НК РФ ФИО2 не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем, МРИ ФНС России № 2 по Самарской области направила в адрес налогоплательщика требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно погасить недоимку по НДФЛ и пени. Административным ответчиком указанное требование оставлено без исполнения.

Поскольку налог и пени не были уплачены налогоплательщиком, МИФНС России № 2 по Самарской области обратилась с соответствующим административным иском в суд.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Поскольку в данном случае заявленная сумма ко взысканию составляет 6737 рублей 74 копейки, в адрес административного ответчика была направлена копия определения о подготовке к рассмотрению административного дела, в котором указано в соответствии с ч. 2 ст. 292 КАС РФ на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и установлен десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика поступило заявление, в соответствии с которым он возражает против рассмотрения дела в упрощенном (письменном) производстве (л.д.18), в связи с чем рассмотрение настоящего дела было назначено по общим правилам административного судопроизводства.

Представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), в судебное заседание явилась. Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила следующее. Сумма дохода – это неустойка, полученная административным ответчиком от ООО «Регламент». Административный ответчик декларацию предоставила сама. После проведения камеральной проверки было установлено, что нарушений при составлении декларации нет и данная сумма подлежит взысканию. В ходе дальнейшей переписки с налоговым органом ФИО2 указала, что неустойка не является доходом, в связи с чем она не является плательщиком на доходы физических лиц. Однако, действующим налоговым законодательством предусмотрен перечень доходов, которые не подлежат налогообложению, неустойка в данном перечне отсутствует. По данному поводу имеется соответствующее определение ВС РФ, принятое более поздней датой, чем определение, на которое ссылается административный ответчик.

Административный ответчикФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала в полном объеме, дополнительно пояснила следующее. Изначально она, действительно, заполнила и подала в налоговый орган соответствующую декларацию о полученных доходах, так как ей об этом сказали в налоговой инспекции. Между тем, позже она проконсультировалась у юриста, где ей разъяснили, что она не обязана платить НДФЛ, так как неустойка не является доходом, а является мерой ответственности, о чем имеется судебная практика. В определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ неустойки не подлежат налогообложению как доход физических лиц. Поскольку после этого практика изменилась и разъяснения ВС РФ стали противоположными, то она полагает, что неустойка подлежит налогообложению только после ДД.ММ.ГГГГ. Так как она неустойку получила до этого, когда практика была иной, то у нее отсутствует обязанность оплачивать НДФЛ.

Суд, выслушав доводы представителя административного истца, возражения административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Такая процессуальная обязанность, по мнению суда, была исполнена.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по делам о взыскании обязательных платежей и санкций являются следующие:

- соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом,

- имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

При этом суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Ст.57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно ст.13 НК РФ одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.

Согласно п.4 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с ч.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Частью 2 ст.228 НК РФ установлено, что физические лица, которыми был получен в отчетном периоде доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

На основании ч.3 ст.228, ст.216 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ч.4 ст.228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Часть 1 ст. 48 НК РФ предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Согласно п.4 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

В соответствии с п.5 ст.226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Если при вынесении решения суды не производят разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, организация - налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода. При этом налоговый агент обязан в соответствии с п.5 ст.226 НК РФ, сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога в порядке, установленном данной нормой.

В этом случае исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц с указанных доходов физическое лицо - получатель дохода осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст.228, 229 НК РФ. Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина РФ от 2 ноября 2015 г. N 03-04-05/62860.

В рассматриваемом случае налоговым агентом - ООО «Регламент» в инспекцию была представлена информация о перечислении ФИО2 денежных средств по мировому соглашению, утвержденному судом, в связи с чем, инспекция обратилась к ответчику с просьбой подать декларацию о доходах за 2014 год.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в Межрайонную ИФНС России №2 по Самарской области была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2014 год. Согласно декларации сумма налога, подлежащая уплате, составила 6500 рублей.

Следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2014 год в размере 6500 рублей.

На основании ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В свою очередь, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Истцом к материалам дела была приобщена копия списка внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО2 направлялось налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

П.1 ст.210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно ст.41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

С учетом изложенного освобождаются от налогообложения возмещаемые в соответствии с Законом потребителю изготовителем (исполнителем, продавцом) суммы реального ущерба, если они возникли в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя.

Суммы возмещения организацией штрафов за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с Законом, неустойки в пункте 3 статьи 217 Кодекса не предусмотрены, и, следовательно, такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (Письмо Минфина РФ от 8 мая 2014 года № 03-04- 05/21912).

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 года утвержден "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

В пункте седьмом указанного Обзора рассмотрен вопрос о налогообложении налогом на доходы физических лиц сумм неустойки и штрафа, выплаченных в связи с нарушением прав потребителей.

В частности, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер и их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.

Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.

Производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения.

Доводы административного ответчика о том, что поскольку поименованный обзор судебной практики был утвержден Президиумом ВС РФ 21.10.2015 года, то налогообложению подлежат лишь доходы в виде неустойки, полученные после указанной даты, являются несостоятельными, так как Обзор Президиума ВС РФ не является нормативно-правовым актом, а имеет силу руководящих разъяснений, поэтому на него не распространяются положения о действии закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Ссылка ответчика на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу является необоснованной, поскольку в силу ст.61 ГПК РФ данный судебный акт для данного дела преюдициального значения не имеет, действующее российское законодательство прецедентным не является.

Таким образом, с ФИО2 подлежит взысканию недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2015 год в размере 6500 рублей.

Кроме того, согласно ст.75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

Согласно расчету, предоставленному истцом, сумма пени, подлежащая уплате ответчиком, рассчитана исходя из сумм недоимки на налог на доходы физических лиц, и составляет 237 рублей 74 копейки.

Поскольку обязанность, предусмотренная налоговым законодательством, в части оплаты транспортного налога ФИО6 своевременно не исполнена, с нее подлежит взысканию сумма пени в указанном размере.

Так как административный истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 19, 31, 38, 44, 45, 48, 52, 57, 75, 362, 363, 357 НК РФ, ст.ст. 1, 175-180, 286-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области к ФИО2 о взыскании налога и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области сумму недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов в размере 6500 рублей, пени в размере 237 рублей 74 копейки, а всего взыскать 6737 рублей 74 копейки.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.02.2016 года.

Судья Ю.В. Тарасюк