ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1494/2023 от 10.10.2023 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-1494/2023

УИД 19RS0002-01-2023-001720-96

Р Е Ш E H И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2023 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,

при секретаре Сафроновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Музуровой Т.Ю. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании действий незаконными,

с участием административного истца Музуровой Т.Ю., ее представителя Музурова В.Б., представителя административных соответчиков и заинтересованного лица МВД России Кымысовой Т.Ю., представителя административного ответчика ОМВД России по г. Черногорску Баштакова А.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Музурова Т.Ю., уточнив наименование ответчика, обратилась в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску (далее - ОМВД России по г. Черногорску) о признании незаконными действий по направлению постановления от 22 февраля 2023 года в отношении Музуровой Т.Ю. для принудительного исполнения.

Требования мотивированы тем, что 22 февраля 2023 года Музурова Т.Ю. была привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 12.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) с назначением наказания виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 13 марта 2023 года административный истец на основании части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ в установленный 20-дневный срок уплатила штраф в размере половины суммы наложенного административного штраф. 24 июня 2023 года истцу через портал государственный и муниципальных услуг поступило уведомление о наложении судебным приставом-исполнителем запрета на совершение регистрационных действий с автомобилем. Основанием для возбуждения исполнительного производства стало направленное ОГИБДД ОМВД России по г. Черногорску постановление от 22 февраля 2023 года. Административный истец полагал, что ОМВД России по г. Черногорску не вправе было направлять постановление от 22 февраля 2023 года для принудительного исполнения, в связи с оплатой штрафа в установленный законом срок и размере, в связи с чем являются незаконными.

Определением судьи от 30 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена судебный пристав-исполнитель Абаканского городского отделения судебных приставов № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (далее – УФССП России по Республике Хакасия) Пузырева О.С.

Протокольным определением суда от 17 августа 2023 го к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное казначейство.

Протокольным определением суда от 18 сентября 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Хакасия, в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) и УФССП России по Республике Хакасия.

В судебном заседании административный истец Музурова Т.Ю. и ее представитель Музуров В.Б., действующий на основании устного ходатайства, поддержали заявленные требования по приведенными в административном иске основаниям. Дополнительно пояснили, что в Абаканское городское отделение судебных приставов № 1 УФССП России по Республике Хакасия с заявлением о прекращении исполнительного производства не обращались. Также административный истец не обращался в ГИБДД ОМВД России по г. Черногорску по вопросу отзыва постановления.

Представитель административных соответчиков и заинтересованного лица МВД России Кымысова Т.Ю., действующая на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласилась, представила письменные возражения. Дополнительно пояснила, что между Федеральной службой судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации налажен электронный документооборот и все документы, в том числе постановления об административных правонарушениях направляются для принудительного исполнения в электронном виде. Постановление по делу об административном правонарушении от 22 февраля 2023 года в отношении Музуровой Т.Ю. не было обжаловано и вступило в законную силу. Поскольку в отношении Музуровой Т.Ю. у административного органа отсутствовали сведения об оплате штрафа, то постановления обоснованно направлено в службу судебных приставов для принудительного исполнения. В части даты направления постановления от 22 февраля 2023 года для принудительного исполнения указала, что ФИС ГИБДД-М направляет постановления в автоматическом режиме после истечения срока для добровольной оплаты при отсутствии сведений об оплате. В данном случае постановление было направлено до 19 июня 2023 года, более точной даты сообщить не может, в связи с отсутствием сведений в ФИС ГИБДД-М. Несмотря на имеющиеся в настоящее время сведения об исполнении постановления, ГИБДД ОМВД России по г. Черногорску не может отозвать с исполнения постановление, так как это не предусмотрено нормативными актами и отсутствует такая возможность в ФИС ГИБДД-М. Весь документооборот со службой судебных приставов ведется в электронном виде, в связи с чем отсутствует возможность отозвать постановление посредством письменного запроса.

Представитель административного ответчика ОМВД России по г. Черногорску Баштаков А.В., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в органах ГИБДД Российской Федерации установлена Федеральная информационная система «ГИБДД-М» (далее – ФИС ГИБДД-М, в которую вносятся сведения о привлечении к административной ответственности. Данная система в автоматическом режиме запрашивается из системы органов Федерального казначейства сведения об оплате штрафа. В случае, если сведения об оплате штрафа отсутствуют, то ФИС ГИБДД-М в автоматическом режиме направляет постановление для принудительного исполнения в службу судебных приставов. Согласно сведениям ФИС ГИБДД-М сведения об оплате штрафа (этап 73) из органов Казначейства поступили только 19 июня 2023 года, в связи с чем постановление от 22 февраля 2023 года обоснованно направлено для принудительного исполнения. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

В судебное заседание заинтересованные лица не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (https://chernogorsky.hak.sudrf.ru).

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованных лиц, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения административного дела.

Выслушав административного истца, его представителя, представителей административных ответчиков, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и материалы исполнительного производства, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия, решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, 22 февраля 2023 года Музурова Т.Ю. была привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 12.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Постановление от 22 февраля 2023 года не было обжаловано и вступило в законную силу 24 марта 2023 года, штраф подлежал оплате с учетом требований части 1 статьи 32.2 КоАП РФ до 24 мая 2023 года.

13 марта 2023 года Музурова Т.Ю. произвела оплату штрафа в размере 15 000 руб., указав УИН 18811801121010001140.

Согласно сведениям ПАО Сбербанк 13 марта 2023 года сведения о платеже внесены в Государственную информационную система о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП).

Из пояснений административных ответчиков, судом установлено, что постановление от 22 февраля 2023 года было направлено в Абаканское городское отделение судебных приставов № 1 УФССП России по Республике Хакасия в период с 25 мая 2023 года по 18 июня 2023 года с использованием электронных каналов связи в электронном виде в автоматическом режиме через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).

22 июня 2023 года судебным приставом-исполнителем Абаканского городского отделения судебных приставов № 1 УФССП России по Республике Хакасия Пузыревой О.С. на основании поступившего из ОГИБДД ОМВД России по г. Черногорску постановления от 22 февраля 2023 года № *** было возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении Музуровой Т.Ю., предмет исполнения – административный штраф в размере 30 000 руб., остаток задолженности по исполнительному производству на момент его возбуждения – 30 000 руб.

22 июня 2023 года судебным приставом-исполнителем Абаканского городского отделения судебных приставов № 1 УФССП России по Республике Хакасия Пузыревой О.С. учтен платежный документ о погашении долга на сумму 15 000 руб.

23 июня 2023 года судебным приставом-исполнителем Абаканского городского отделения судебных приставов № 1 УФССП России по Республике Хакасия Пузыревой О.С. наложен запрет на регистрационные действия на принадлежавший Музуровой Т.Ю. автомобиль ШКОДА РАПИД, государственный регистрационный номер ***.

Обращаясь в суд с административным иском Музурова Т.Ю. указывала, что оснований для направления постановления по делу об административном правонарушении от 22 февраля 2023 года для принудительного исполнения не имелось, так как ей оплачен штраф в размере половины от назначенного наказания в установленный законом 20-дневный срок, в связи с чем считала действия ОМВД России по г. Черногорску по направлению названного постановления незаконными.

Согласно части 2 статьи 31.2 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5.1 КоАП РФ).

Частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, частями 2 и 4 статьи 12.7, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, статьей 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Из приведенной правовой нормы следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности по части 3 статьи 12.7 КоАП РФ может не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа уплатить административный штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Руководствуясь данной нормой Музурова Т.Ю. произвела оплату наложенного штрафа в размере половины, то есть 15 000 руб. в пределах 20 дней.

Приказ МВД России от 5 февраля 2016 года № 60 введено в эксплуатацию с 1 августа 2016 года специальное программное обеспечение федеральной информационной системы Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М) на базе инфраструктуры единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД МВД России).

Названным приказом также утверждена Инструкция по эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции (далее также Инструкция).

Пунктом 4 названной Инструкции предусмотрено, что система функционирует на федеральном уровне.

ФИС ГИБДД-М состоит, в том числе из подсистемы «Административные правонарушения» - предназначена для учета административных правонарушений, по которым сотрудники Госавтоинспекции уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении, и автоматизации процесса производства по ним, а также информационного обеспечения оказания подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по предоставлению сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения (пункт 5.3 Инструкции).

В подсистеме «Административные правонарушения» содержатся сведения о:

Совершенных административных правонарушениях (дата, время и место совершения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, этап производства, номер и дата документа (протокола об административном правонарушении или постановления по делу об административном правонарушении), вид административного наказания, размер административного штрафа, срок, на который назначено административное наказание, транспортное средство (марка, государственный регистрационный знак, серия и номер свидетельства о регистрации (при наличии).

Лицах, совершивших административные правонарушения (для физических лиц: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания, серия и номер водительского удостоверения (при наличии); для юридических лиц: наименование организации, ОГРН, адрес юридического лица (юридический адрес) (пункт 13 Инструкции).

Приказом Минюста России № 216, МВД России № 689 от 18 октября 2018 года утверждено Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов (далее - Положение о взаимодействии).

В соответствии с пунктом 2 Положения о взаимодействии в целях организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации их территориальные органы организуют обмен информацией в соответствии с настоящим Положением.

Обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Подпунктом 5 пункта 4 Положения о взаимодействии предусмотрено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы направляют судебным приставам-исполнителям вторые экземпляры постановлений о наложении административных штрафов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, названным Положением о взаимодействии предусмотрено направление постановлений по делам об административных правонарушениях судебным приставам-исполнителям в электронном виде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года № 697 утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее – Положение о СМЭВ).

Названным постановлением также установлено, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

является государственным заказчиком и оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

осуществляет координацию деятельности по подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия;

обеспечивает эксплуатацию единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

устанавливает технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее - технические требования).

Подпунктом «а» пункта 3 Положения о СМЭВ предусмотрено, что целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Согласно статье 21 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг (часть 1).

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 6 части 3).

Положениями статьи 21.3 названного Федерального закона предусмотрено, что Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации, необходимой для уплаты платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, информации об уплате физическими и юридическими лицами указанных платежей, а также информации, необходимой для осуществления исполнительного производства в случае неуплаты в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации и иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1).

Создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство (часть 2).

Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (часть 3).

Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств направлять в режиме реального времени не позднее одного часа после приема к исполнению соответствующего распоряжения информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, а при наличии в распоряжении о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в режиме реального времени запрашивать при его приеме к исполнению информацию, необходимую для уплаты указанных денежных средств и иных платежей, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (часть 4).

Государственные и муниципальные учреждения незамедлительно не позднее дня осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, а при ее начислении после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем начисления, обязаны направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (часть 5).

В развитие статьи 21.3 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приказом Казначейства России от 12 мая 2017 года № 11н утвержден Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее – Порядок ведения ГИС ГМП).

Пунктом 2.2 Порядка ведения ГИС ГМП установлено, что участниками ГИС ГМП (далее - Участники) являются:

государственные (муниципальные) учреждения;

администраторы доходов бюджета;

главные администраторы доходов бюджета;

органы государственной власти, обязанность которых направлять информацию в ГИС ГМП установлена федеральными законами, их территориальные органы (далее - уполномоченные органы);

операторы по переводу денежных средств;

банковские платежные агенты;

банковские платежные субагенты;

операторы по приему платежей, платежные субагенты (далее при совместном упоминании - платежные агенты);

организации федеральной почтовой связи (далее - организации почтовой связи);

органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации);

местные администрации;

оператор единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), операторы региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций), оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности (далее при совместном упоминании - операторы порталов);

многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры);

органы государственной власти (органы местного самоуправления), обладающие правом получать информацию, об уплате денежных средств, при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и (или) выполнении государственных (муниципальных) функций, и не осуществляющие администрирование платежей, их территориальные органы (далее - иные уполномоченные органы);

органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП государственных (муниципальных) учреждений и (или) администраторов доходов бюджета, и (или) финансовых органов, и (или) местных администраций, и (или) многофункциональных центров, и (или) иных уполномоченных органов;

оператор государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», обеспечивающий информационное взаимодействие с ГИС ГМП федеральных государственных учреждений и (или) администраторов доходов федерального бюджета, и (или) территориальных органов (подразделений) федеральных органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов (далее - главные администраторы доходов бюджетов), и казенных учреждений, наделенных указанными главными администраторами доходов бюджетов полномочиями главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (далее - оператор системы «Электронный бюджет»);

оператор федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, обеспечивающий информационное взаимодействие с ГИС ГМП органов, осуществляющих в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»

оператор Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», обеспечивающий информационное взаимодействие с ГИС ГМП судов и мировых судей (далее - оператор ГАС «Правосудие»).

На основании пункта 2.3 Порядка ведения ГИС ГМП, участники могут осуществлять в ГИС ГМП следующие полномочия:

государственные (муниципальные) учреждения, администраторы доходов бюджета, главные администраторы доходов бюджета, уполномоченные органы - полномочия администратора начислений (далее - администраторы начислений);

главные администраторы доходов бюджета, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) учреждений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП государственных (муниципальных) учреждений и (или) администраторов доходов бюджета, уполномоченные органы, оператор системы «Электронный бюджет» - полномочия главного администратора начислений (далее - главные администраторы начислений);

операторы по переводу денежных средств, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты, платежные агенты, организации почтовой связи, территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, местные администрации, а также государственные (муниципальные) учреждения и многофункциональные центры, осуществляющие прием в кассу от плательщиков наличных денежных средств (далее - учреждения, осуществляющие прием от плательщиков наличных денежных средств), - полномочия администратора платежей (далее - администраторы платежей);

операторы по переводу денежных средств, обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП иных операторов по переводу денежных средств и (или) банковских платежных агентов (субагентов), и (или) платежных агентов, органы государственной власти (органы местного самоуправления), обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП финансовых органов и (или) местных администраций, и (или) учреждений, осуществляющих прием от плательщиков наличных денежных средств, оператор системы «Электронный бюджет», органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, уполномоченные многофункциональные центры, обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП многофункциональных центров, - полномочия главного администратора платежей (далее - главные администраторы платежей);

операторы порталов, многофункциональные центры, иные уполномоченные органы - полномочия администратора запросов (далее - администраторы запросов);

органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления), обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП многофункциональных центров и (или) иных уполномоченных органов, уполномоченные многофункциональные центры, обеспечивающие информационное взаимодействие с ГИС ГМП многофункциональных центров, иные уполномоченные органы, оператор системы «Электронный бюджет», оператор ФГИС ЕГР, оператор ГАС «Правосудие» - полномочия главного администратора запросов (далее - главные администраторы запросов).

Администратор начислений, администратор платежей и администратор запросов, осуществляющие самостоятельное информационное взаимодействие с ГИС ГМП, а также главный администратор начислений, главный администратор платежей и главный администратор запросов являются Участниками прямого взаимодействия с ГИС ГМП (далее - Участники прямого взаимодействия) (пункт 2.6 Порядка ведения ГИС ГМП).

На основании пункта 3.1 Порядка ведения ГИС ГМП перечень информации, необходимой для уплаты денежных средств, включает в себя информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, и необходимую для учета поступлений платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, установленную в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2015, N 1, ст. 8).

Перечень информации, необходимой для осуществления исполнительного производства, включает в себя информацию, предусмотренную частью 1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2021, N 52, ст. 8976) (далее - информация об исполнительном производстве) (пункт 3.3 Порядка ведения ГИС ГМП).

В силу пункта 4.1 Порядка ведения ГИС ГМП участник предоставляет в ГИС ГМП в форме электронного документа:

информацию, необходимую для уплаты денежных средств - путем направления извещения о начислении;

информацию об исполнительном производстве - путем направления извещения об уточнении начисления;

информацию об уплате денежных средств - путем направления извещения о приеме к исполнению распоряжения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 стать 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 160.1 БК РФ).

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 995 утвержден Порядок осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с приложением к названному постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 995 доходы бюджетов от штрафов, установленных за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства, закреплены за федеральными органами государственной власти - МВД России, Минобороны России, МЧС России, ФТС России, Росгвардией и Ространснадзором.

Приказ МВД России от 18 декабря 2019 года № 955 «Об осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» утвержден Перечень территориальных органов МВД России и федеральных казенных учреждений системы МВД России, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

В названном перечне в качестве администратора доходов поименовано Министерство внутренних дел по Республике Хакасия.

Из представленного в материалы дела скриншота из ФИС ГИБДД-М усматривается, что сведения об уплате штрафа по постановлению от 22 февраля 2023 года в отношении Музуровой Т.Ю. были получены из ГИС ГМП 19 июня 2023 года (этап 73), статус исполнения постановления – «исполнено», дата исполнения – 13 марта 2023 года.

Согласно полученному ответу Федерального казначейства посредствам СМЭВ от 19 июля 2023 года получателем штрафа по УИН 18811801121010001140 указано МВД Хакасии.

Из ответа Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 28 июля 2023 года на запрос суда следует, что денежные средства по платежному документу от 14 марта 2023 года *** на сумму 15 000 руб. плательщик Музурова Т.Ю., поступили на счет *** Управления и классифицировались на КБК 18811601121010001140 «Административные штрафы, установленные главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области дорожного движения, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений (штрафы за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства)» по администратору поступлений в бюджет: «Министерство внутренних дел по Республике Хакасия» (далее - МВД по РХ). В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 198н, 16 марта 2023 года 08:42:10 в адрес МВД по РХ была направлена Выписка из лицевого счета от 16 марта 2023 года *** с информацией о зачислении на лицевой счет вышеуказанной суммы. Факт оплаты в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах подтвержден извещением о приеме к исполнению распоряжения с датой загрузки в систему 13 марта 2023 года 17:23:53 с наименованием получателя МВД Хакасии (пошлина/штрафы/ГИБДД/Миграц).

Из ответа Минцифры России от 5 сентября 2023 года на запрос суда следует, что Минцифры России во исполнение пункта 6 части 3 статьи 21 Федерального закона от 27 сентября 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на ЕПГУ реализован функционал Единого информера начислений, который позволяет получать в личный кабинет ЕПГУ информацию обо всех начислениях, выставленных государственными органами и организациями в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), относящихся к доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Порядок направления ведомствами в ГИС ГМП информации о начислениях, в том числе об их аннулировании, определяется приказом Казначейства России от 12 мая 2017 года № 11н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах». Информация об оплате штрафа с уникальным идентификатором *** поступила в личный кабинет пользователя на ЕПГУ от ГИС ГМП 19 июня 2023 года в 16:00:45 по московскому времени. По данным из ГИС ГМП платеж был осуществлен через ПАО Сбербанк 13 марта 2023 года в 17:23:53 по московскому времени, но информация о платеже была направлена в ГИС ГМП с задержкой со стороны банка.

Из ответа Федерального казначейства от 30 августа 2023 года на запрос суда следует, что в Федеральное казначейство поступил судебный запрос Черногорского городского суда Республики Хакасия от 18 августа 2023 года № 2а-1494/2023 (прилагается), в ходе рассмотрения которого выявлен случай предоставления Министерством внутренних дел Российской Федерации в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) информации о начислении суммы, подлежащей оплате платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». По состоянию на 29 августа 2023 года в ГИС ГМП содержится информация о начислении административного штрафа от 22 февраля 2023 года с уникальным идентификатором начисления 18810019220000082257 на сумму 30 000 рублей, направленная МВД России 19 июня 2023 года.

Из ответа Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 18 сентября 2023 года на запрос суда следует, что извещения о начислении, в котором отражены дата и период времени начисления 22 февраля 2023 года 12:05:28, дата загрузки начисления в систему 19 июня 2023 года 16:00:45, и извещения о приеме к исполнению распоряжения, в котором отражены дата и период времени платежа 13 марта 2023 года 17:23:47, дата загрузки платежа в систему 13 марта 2023 года 17:23:53. Так же сообщаем, что в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя документы и информацию, подтверждающие внесение платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и должны использовать сведения, содержащиеся в ГИС ГМП.

Из представленной в материалы дела распечатку из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах усматривается, что извещение о начислении по постановлению от 22 февраля 2023 года были выгружены в ГИС ГМП администратором доходов – МВД по Республике Хакасия только 19 июня 2023 года.

Таким образом, судом установлено, что на момент направлении (с 25 мая по 18 июня 2023 года) ОГИБДД ОМВД России по г. Черногорску постановления по делу об административном правонарушении от 22 февраля 2023 года для принудительного исполнения в Абаканское городское отделение судебных приставов № 1 УФССП России по Республике Хакасия, в ГИС ГМП отсутствовали сведения (извещение) о начислении штрафа Музуровой Т.Ю.

Принимая во внимание, что направление постановления по делу об административном правонарушении вызвано несвоевременным отражением извещения о начислении со стороны МВД по Республике Хакасия, а не в результате действий (бездействия) ОМВД России по г. Черногорску, при этом административный истец не просил признать незаконными действия МВД по Республике Хакасия по несвоевременному направлению извещения о начислении штрафа, оснований для признания незаконными действий по направлению постановления от 22 февраля 2023 года в отношении Музуровой Т.Ю. для принудительного исполнения, не имеется и в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.

На основании пункта 1 части 1 статьи 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, в том числе в случае приостановления производства по административному делу в целях урегулирования спора, если до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

В соответствии со статьей 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле (часть 1).

В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда (часть 3).

По смыслу вышеприведенных норм процессуального права следует, что меры предварительной защиты применяются судом в целях недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя. Целью сохранения мер обеспечения после вынесения решения, которым исковые требования удовлетворены, также является обеспечение возможности исполнить состоявшееся решение. Таким образом, сохранение мер обеспечения после вынесения решения обуславливается исполнением решения.

Определением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 6 июля 2023 года по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде приостановления исполнительного производства ***-ИП от 22 июня 2023 года до разрешения по спора существу.

Учитывая результат рассмотрения настоящего административного дела, суд полагает, что необходимость в сохранении мер предварительной защиты отсутствует, обстоятельства, послужившие основанием для их принятия, отпали, в связи с чем меры предварительной защиты подлежат отмене по вступлению судебного акта в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Музуровой Т.Ю. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании действий незаконными - отказать.

Отменить принятые определением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 6 июля 2023 года, по административному делу № 2а-1494/2023 по административному исковому заявлению Музуровой Т.Ю. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску, Министерству внутренних дел по Республике Хакасия о признании действий незаконными, меры предварительной защиты в виде приостановления исполнительного производства ***-ИП от 22 июня 2023 года, по вступлении в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.П. Немков

Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2023 года

Судья С.П. Немков