УИД 11RS0002-01-2020-002488-78 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 22 августа 2020 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,
с участием административного истца ФИО1,
прокурора Рыкова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1495/2020 по административному исковому заявлению Регионального отделения Всероссийской политической партии «ФИО2» в Республике Коми к Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты о защите избирательного права,
установил:
Административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты по отбору 69 подписей вместо 62; признании незаконным итогового протокола проверки представленных подписных листов рабочей группой Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей; признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты от 11.08.2020 № 35/189 об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ФИО2" в Республике Коми; исключении из числа недействительных подписей подписи избирателей: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8; обязании избирательной комиссии повторно рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «ФИО2» в Республике Коми.
В обоснование требований административного иска истец указал об отказе ему в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета МО ГО «Воркута», выборы в который назначены на 13.09.2020, поскольку при проверке 09.08.2020 подписных листов, были признаны недействительными 17 подписей из числа проверенных. Несогласие с принятым решением административный истец обосновывает нарушением процедуры проверки в той части, что количество отобранных для проверки подписей превысило допустимое на 7 подписей, то есть проверены были более 20% подписей, установленных ч.4 ст.37 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ. Кроме того, подписи избирателей ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 могли быть учтены в качестве достоверных, поскольку допущенные ими неточности позволяли определить их как избирателей, установить их место жительства и принадлежность к избирательному округу, в том числе путем предоставления ими заявлений в избирательную комиссию, опроса избирателей
В отзыве на исковое заявление Территориальная избирательная комиссия г.Воркуты в удовлетворении административного иска просит отказать, указывает о том, что подписи для проверки отобраны посредством случайной выборки, 17 из них признаны недействительными в связи с наличием ошибок: в месте жительства, паспортных данных, дате рождения, фамилии отчестве, либо при отсутствии сведений о лице по результатам проверки; недостоверными подписи не признавались. Материалы проверки подписных листов были переданы в Территориальную избирательную комиссию, которая приняла решение об отказе в регистрации списка кандидатов.
В судебном заседании представитель административного истца требования иска поддержал.
Прокурор в судебном заседании заявил об отсутствии оснований для признания решения об отказе в регистрации списка кандидатов незаконным.
Территориальная избирательная комиссия г.Воркуты (заявившая о рассмотрении спора без участия представителя), Избирательная комиссия Республики Коми о судебном разбирательстве извещены, представителя в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу ст.1 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ
ст. 31 "О выборах и референдумах в Республике Коми" законодательство Республики Коми о выборах и референдумах основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иных федеральных законах и состоит из Конституции Республики Коми, настоящего Закона, иных законов Республики Коми и иных нормативных правовых актов о выборах и референдумах, принимаемых в Республике Коми.
В соответствии с ч.1 ст.18 Устава муниципального образования городского округа "Воркута" (принят Советом МО городского округа "Воркута" 27.02.2006) муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета городского округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании с применением смешанной избирательной системы: двенадцать депутатов Совета городского округа избираются по единому избирательному округу, включающему всю территорию муниципального образования, по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов и двенадцать депутатов Совета городского округа избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
Согласно п.3 ст.31 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ
выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по единому избирательному округу может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 22 июня 2020 г. N 763 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа "Воркута" шестого созыва на 13 сентября 2020 года.
22.06.2020 Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты от 23.07.2020 № 25/101 утверждена процедура проведения случайной выборки подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" шестого созыва, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «ФИО2 в Республике Коми. Согласно Приложению № 2 число подписей избирателей, необходимые для регистрации списка кандидатов - 310, подлежащие проверке – 62. Расчет необходимого количества подписей избирателей произведен в соответствии с п.1-8 ст.36 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ.
В соответствии с Актом случайной выборки от 03.08.2020 для проверки отобраны листы с подписями избирателей: 11,62, 52, 68, 49, 50, 29, 60, 45,9, 31, 28, 43, 64, 15.
Избирательной комиссией проверена достоверность сведений об избирателях, проставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов от 09.08.2020 из 341 подписи посредством случайной выборки отобраны для проверки 68 подписей, 17 из которых признаны недействительными.
Подписи избирателей ФИО9, ФИО4, ФИО8, ФИО6 признаны недействительными с связи с ошибкой в месте жительства; подписи ФИО10, ФИО5 - в паспортных данных; установлена ошибка в фамилии ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17; ошибка в отчестве ФИО7, ФИО18 В отношении избирателя ФИО19 установлена ошибка в дате рождения, а в отношении ФИО20 сведения отсутствуют.
Основанием для вывода о признании подписей недействительными послужил пп. "в" п.6.4 ст.36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" - о недействительности подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты от 11.08.2020 № 35/189 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Региональным отделением Всероссийской политической партии "ФИО2" в Республике Коми по единому избирательному округу. Решение принято со ссылкой на пп. "в-1" п.25 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме": при наличии 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Согласно ч. 1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
Срок подачи заявления, предусмотренный ч.4 ст.240 КАС РФ административным истцом соблюден.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, предусмотрена Приложением 8 (п.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, следовательно, необходимость указания перечисленной информации в полном объеме при ее наличии - требование закона, выполнение которого зависеть от усмотрения участников избирательного процесса не может, обязательно для исполнения всеми кандидатами. Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с п.11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов,
Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 постановления от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который также содержит разъяснение о том, что в подписном листе может не содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населённом пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
В пункте 5 статьи 38 Закона N 67-ФЗ Федеральный законодатель прямо указал, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В судебном заседании обозревались подписные листы, результаты проверки и итогового протокола Проверки подписных листов.
В результате исследования письменных материалов установлено, что в отношении избирателя ФИО9 в подписном листе 9 отсутствуют сведения о номере корпуса дома в адресе проживания; в отношении избирателей - ФИО4 (лист 15), ФИО8 (лист 29) – также отсутствует литера при указании номера дома; избирателем ФИО6 указан иной номер квартиры.
Избирателями ФИО10 (лист 15), ФИО5 (лист 64) указаны неверные данные паспорта; а ФИО19 (лист 31) – дата рождения.
Установлены ошибки в фамилиях избирателей ФИО11 (лист 29), ФИО12 (лист 45), ФИО13 (лист 45), ФИО14 (лист 49), ФИО15 (лист 50), ФИО16 (лист 62), ФИО17 (лист 68); ошибка в отчестве ФИО7 (лист 49); фамилии, имени, отчестве ФИО18 (лист 28). А избиратель ФИО20 (лист 31) не установлена вовсе.
Подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, признаются недействительными.
Согласно п.8 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. № 128/986-6) подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт «в» пункта 64 статьи 38 Федерального закона) признается недействительной только при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к проверке подписных листов.
В соответствии с п.7 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов… не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. Вместе с тем к определению наличия исправления, особенно в дате внесения подписи, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, в этом случае подпись признается недействительной на основании его заключения.
В данном случае, административный истец полагает о наличии описок, случайных незначительных ошибок, вызванных помимо прочего состоянием усталости и невнимательности избирателей, которые не влияют на установление личности избирателя, его места жительства, определения принадлежности его места жительства к избирательному округу, и могут быть устранены путем предоставления ими заявления, и его опроса.
Следует отметить, что в результате проверки подписи избирателей не признавались недостоверными, в соответствии с п.6.3 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку в соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Поскольку вопрос о достоверности подписей ТИК г.Воркуты не ставился, основания для проведения комплекса мероприятий, о которых указывает административный истец, для проверки достоверности подписей отсутствовали.
Помимо изложенных выше требований о заполнении подписных листов избирателями, и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 мая 2012 года №658-О, выразил определенную правовую позицию, согласно которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов.
Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
При этом Закон (п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) исключает подписные листы с подписями избирателей из числа документов, в которые кандидат вправе вносить уточнения и дополнения не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Суд находит ошибочным утверждения административного истца, что неправильное написание фамилии, имени или отчества избирателя, паспортных данных, может расцениваться как случайная ошибка или описка, поскольку эти сведения относятся к персональным данным и должны отражаться в подписных листах в соответствии с документом, удостоверяющим личность. А в адресах проживания искажены те данные, которые составляют их неотъемлемую часть, и не могут быть отнесены к фактически отсутствующей информации.
Следовательно, подписи избирателей, подвергшиеся проверке, признаны избирательной комиссией недействительными обоснованно.
В силу п.3 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
В соответствии с ч.4 ст.37 Закона Республики Коми от 27.09.2010 N 88-РЗ, п.6 Порядка проведения случайной выборки подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов…, утвержденного постановлением ТИК г.Воркуты 23.07.2020 № 25/101, в случае если количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума превышает 300, проверке подлежит 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого из кандидатов, каждого списка кандидатов по избирательному округу.
В данном случае количество избирателей, зарегистрированных в едином избирательном округе, составляет 62009 человек, необходимое количество подписей избирателей для выдвижения соответствует 310. Следовательно, на проверку должно было быть отобрано 20% подписей, необходимых для регистрации, а не от общего числа представленных, что составляет 62 подписей.
Однако превышение количества подписей, отобранных для проверки, еще не свидетельствует о незаконности решения ТИК г.Воркуты от 11.08.2020 № 35/189, так как регистрация списка кандидатов в депутаты без проверки подписей избирателей невозможна.
С учетом исключения фактической разницы между количеством отобранных для проверки и количеством соответствующим 20% от числа требуемых подписей избирателей, количество оставшихся недействительных подписей значительно превышает 5% барьер допустимого числа таких подписей.
Следует отметить, что сама по себе возможность отбора для проверки большего числа подписей соответствует требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не отменяет и не изменяет подходов федерального законодателя к проверке подписей избирателей, и в данном случае это обстоятельство не повлекло нарушений избирательных прав административного истца.
При таком положении, при отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, предусмотренных ч.1 ст.244 КАС РФ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «ФИО2» в Республике Коми, является законным и не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Региональному отделению Всероссийской политической партии «ФИО2» в Республике Коми к ТИК г.Воркуты о признании незаконными действий Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты по отбору 69 подписей вместо 62; признании незаконным итогового протокола проверки представленных подписных листов рабочей группой Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей; признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты от 11.08.2020 № 35/189 об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "ФИО2" в Республике Коми; исключении из числа недействительных подписи избирателей: ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8; обязании избирательной комиссии повторно рассмотреть вопрос о регистрации списка кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва по единому избирательному округу, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии «ФИО2» в Республике Коми, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение в мотивированной форме изготовлено 22.08.2020.
Председательствующий Солодилова Е.Ю.