63RS0№-26 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 01 июня 2021 года Ленинский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Суркова В.П., при секретаре Кулачкиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1496/2021 по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что для оформления разрешения на использование земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, он обратился к административному ответчику с заявлением по установленной форме с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной кадастровым инженером, с координатами характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра) Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1307 в предоставлении земельного участка отказано. Основанием для отказа послужило непредставление документов, предусмотренных п.55 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка и условий размещения объектов, виды которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», а именно схемы предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории выполненной в соответствии с установленными требованиями. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая свои права нарушенными, просил признать незаконным указанное распоряжение. Решением Ленинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО1 оставлен без удовлетворения. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения. Определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в районный суд. Решением Ленинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО1 удовлетворён. Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1307 признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы ФИО1 На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3389 о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении к участию в деле привлечены ФИО2 (сособственник нежилого помещения) и ООО УК «Приволжское ПЖРУ» (организация, обслуживающая и эксплуатирующая общее имущество многоквартирного <адрес>). В судебном заседании при новом рассмотрении представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просил их удовлетворить. ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просила удовлетворить заявленные ФИО1 требования. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Представитель ООО УК «Приволжское ПЖРУ» оставил разрешение вопроса по существу дела на усмотрение суда. Иные участники процесса, привлечённые к участию в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой, по 1/2 доле каждому, принадлежит нежилое помещение общей площадью 570,3 кв. м по адресу: <адрес>, промышленный район, Метеоцентр, <адрес>. Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о выдаче разрешение на использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения элементов благоустройства территории, в том числе, малых архитектурных форм, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений на 5 лет. К заявлению он приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1307 ФИО1 отказано в выдаче испрашиваемого разрешения, поскольку, в силу пп.«а», «в» п.58 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённых постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (заявителем не представлены (представлены не в полном объёме) документы, предусмотренные п.55 указанного постановления, предполагаемая цель использования земель или земельных участков под размещение объекта нарушает установленные федеральным законодательством ограничения по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.)). В соответствии с положениями ст.39.33, 39.36 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: проведение инженерных изысканий; капитальный или текущий ремонт линейного объекта; строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; осуществление геологического изучения недр; осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ; возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства). Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ. В перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённым постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года №1300, входят, в частности, элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (п.4 Перечня). Порядок и условия размещения объектов, включённых в указанный перечень, на территории Самарской области утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 года №595, которым предусмотрено 2 процедуры размещения таких объектов: по результатам аукциона и без проведения аукциона. Согласно п.5 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, без проведения аукциона и взимания платы размещаются следующие объекты: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории; пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений; линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки; защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, при наличии у заявителя лицензии на пользование недрами на близлежащем земельном участке; линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения; пруды-испарители; отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; пункты охраны правопорядка и стационарные посты дорожнопатрульной службы, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; пункты весового контроля автомобилей, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов; нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, в том числе на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (теневые навесы, аэрарии, солярии, кабинки для переодевания, душевые кабинки, туалеты, питьевые фонтанчики и другое оборудование, в том числе для санитарной очистки территории, медицинские пункты первой помощи, площадки или поляны для пикников, танцевальные, спортивные и детские игровые площадки и городки), для размещения которых не требуется разрешения на строительство; объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; спортивные и детские площадки; площадки для дрессировки собак, площадки для выгула собак, а также голубятни. Размещение этих объектов осуществляется в порядке, предусмотренном п.55-65 названных Порядка и условий. Согласно п.55 Порядка и условий в целях размещения перечисленных объектов без проведения аукциона заявитель представляет в уполномоченный орган следующие документы: 1) заявление о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в котором должны быть указаны: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом; наименование, место нахождения, организационно-правовая форма, сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом; сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем; фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя; почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя; предполагаемая цель (цели) использования земель или земельного участка; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; срок использования земель или земельного участка, не превышающий 5 лет; реквизиты правового акта об утверждении проекта планировки и (или) проекта межевания территории в случае размещения линейного сооружения (линейного объекта) и (или) сооружения, технологически необходимого для использования линейного сооружения (линейного объекта), предполагающего строительство такого объекта (таких объектов) в соответствии с п.4 ч.1 ст.3.1 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», за исключением случаев, установленных Правительством РФ, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; реквизиты выданного заявителю разрешения на строительство объекта капитального строительства в случае размещения обеспечивающих объектов согласно п.4 ч.1 ст.3.1 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области», за исключением случаев, если при строительстве объекта капитального строительства получение разрешения на строительство не требуется; реквизиты выданного заявителю при наличии уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в случае размещения обеспечивающих объектов согласно п.3 ч.1 ст.3.1 Закона Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области»; реквизиты лицензии на пользование недрами в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя, заверенные заявителем; схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли, часть земельного участка или земельный участок, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости; схему границ планируемого к размещению линейного сооружения (линейного объекта) и (или) сооружения, технологически необходимого для использования линейного сооружения (линейного объекта), с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости); копии технических условий подключения объекта капитального строительства к соответствующим сетям инженерно-технического обеспечения в случае размещения линейного сооружения (линейного объекта) и (или) сооружения, технологически необходимого для использования линейного сооружения (линейного объекта), предполагающих строительство такого объекта (таких объектов), заверенные заявителем; копию соглашения (договора), заключенного заявителем с лицом, обладающим действующим разрешением в отношении использования той же земли или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, о порядке использования такой земли или земельного участка сторонами данного соглашения (договора) (в случае более ранней выдачи разрешения другому заявителю в отношении той же земли или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), заверенную заявителем; копию документа, подтверждающего наличие линейного сооружения (линейного объекта) и (или) сооружения, технологически необходимого для использования линейного сооружения (линейного объекта), при размещении кото- рого(ых) предполагается его (их) реконструкция, во владении заявителя, в том числе на балансе заявителя, являющегося организацией, заверенную заявителем. В соответствии с пп.1, 20 п.1 Постановления Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделён полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, а также по принятию решений по вопросу выдачи разрешений на использование земель или земельного участка без предоставления земельного участка и принятию иных решений, предусмотренных гл.V.6 Земельного кодекса РФ, за исключением решений, касающихся вопросов размещения рекламных конструкций. Таким образом, административный ответчик в силу закона уполномочен принять заявление заявителя и принять решение по существу данного заявления. Согласно оспариваемому распоряжению в соответствии с пп.«а» п.58 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если заявителем не представлены (представлены не в полном объёме) документы, предусмотренные п. 55 Порядка и условий. Также указано, что заявителем не представлена схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, выполненная в соответствии с требованиями, установленным Порядком и условиями. Между тем, материалами дела подтверждается, что заявителем вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ №СП-9/3389 представлена схема границ предполагаемых к использованию земель с указанием координат характерных точек границ территории. Схема приведена в списке приложений к заявлению и представлена также в суд ответчиком, наряду с документами, послужившими основанием для принятия оспариваемого распоряжения. Порядок и условия размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, содержат приложение, которым утверждены требования к схеме границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории. При этом ссылка на указанное приложению приведена в п.8 Порядка и условий, в котором изложены требования к заявлению о размещении объектов по результатам аукциона, однако в данном случае применению подлежала процедура размещения объектов без проведения аукциона, которая, как регулируется п.55-65 Порядка и условий, в которых отсутствуют отсылки на приложение. По существу, единственным требованием к схеме в рассматриваемой ситуации является указание координат характерных точек границ территории, которое заявителем исполнено. Также в оспариваемом распоряжении указано, что согласно пп.«в» п.58 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства РФ и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если предполагаемая цель использования земель или земельных участков под размещение объекта нарушает установленные федеральным законодательством ограничения по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.). В обоснование отказа также указано, что часть испрашиваемой территории является территорией общего пользования, расположена в границах красных линий (отделяющих <адрес>), что подтверждается представленной суду выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара. Между тем, приведённое ответчиком обоснование отказа, действующим законом не предусмотрено. Согласно пп. 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). В соответствии с положениями ст.85 Земельного кодекса РФ не допускается приватизация земельных участков в пределах территорий общего пользования. При этом закон не содержит запрета на предоставление таких земельных участков гражданам и юридическим лицам на любом ином праве, кроме права собственности. Более того, законодатель не устанавливает запрет на использование таких земельных участков без их предоставления и установления сервитута в порядке, предусмотренном гл.V.6 ЗК РФ. Представители МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление», осуществляющего эксплуатацию трамвайных путей, в непосредственной близости от которых расположена испрашиваемая истцом территория, ГКП <адрес> «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования <адрес>», осуществляющего содержание автомобильной дороги - <адрес> и ООО УК «Приволжское ПЖРУ», осуществляющего управление многоквартирным домом № по <адрес>, привлечённых к участию настоящем деле в качестве заинтересованных лиц, возражений против использования истцом испрашиваемой территории не заявили. Согласно разъяснениям, содержащимся в п.61 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» при недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения. При таких обстоятельствах суд не проверяет возможное наличие иных оснований для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения, в частности, наличие в заявлении указаний на объекты, не предусмотренные в п.5 Порядка и условий (заявитель указывает, что на испрашиваемой территории расположен принадлежащий ему объект недвижимости, что исключает возможность использования земельного участка без его предоставления в силу ст.39.20 ЗК РФ). Проверить указанные обстоятельства должен ответчик при рассмотрении заявления заявителя. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца, в связи с чем, они подлежат удовлетворению. В соответствии с положениями ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, РЕШИЛ: Административный иск ФИО1 - удовлетворить. Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <данные изъяты>. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения и принять законное решение по заявлению ФИО1 в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд города Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий /подпись/ Сурков В.П. Копия верна: судья |