Дело № 2а-1497/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2018 год город Севастополь Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Черкасовой С.Р., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности оказать государственную услугу, У С Т А Н О В И Л: Представитель административного истца обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 24 июля 2018 года № 7435/48-08/18 незаконным, обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставить государственную услугу по изменению адреса объекту адресации – жилому дому с кадастровым номером №. Иск мотивирован тем, что представитель истца обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов», а именно об устранении противоречий в адресе объекта – в нумерации и названии улицы жилого дома и земельного участка, расположенного под ним, по адресу: <адрес> вместо неверно указанного: г. Севастополь <адрес> и г. <адрес>. Однако Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя было отказано в присвоении указанному объекту адреса, основанием для такого отказа послужило то обстоятельство, что заявителями, имеющими право на получение указанной государственной услуги, являются физические и юридические лица, являющиеся собственниками объекта адресации, однако согласно полученным Департаментом сведениям, право собственности на объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером № не зарегистрировано. Кроме того, в предоставленных заявителем документов, отсутствует документ, представляющий собой план, чертеж, схему (раздел КП.1 кадастрового паспорта) земельного участка с кадастровым номером № с координатами характерных точек границ такого земельного участка, определенных в системе координат, используемой при ведении государственного кадастра недвижимости. Указывая, что данный отказ нарушает права собственника объекта недвижимого имущества, представитель административного истца просит признать его незаконным, возложить на Департамент архитектуры и градостроительства обязанность изменить адрес указанного объекта. Право собственности на земельный участок и жилой дом, на нем расположенный, возникло у административного истца в соответствии с ранее действующим законодательством. В настоящее время право собственности на жилой дом зарегистрировано за административным истцом, на земельный участок за административным истцом, в порядке, предусмотренном ныне действующим законодательством, право собственности не зарегистрировано, однако данное обстоятельство не является препятствием для реализации собственником недвижимого имущества права на присвоения указанным объектам адреса. Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на заявленных в иске требованиях, просила удовлетворить иск в полном объеме. Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считает иск необоснованным, полагает, что истцом выбран неверный способ восстановления нарушенных прав, поддержал позицию, высказанную в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела, в которых представитель ответчика указал, что специалистом Департамента проведена правовая оценка и достоверность прилагаемых к заявлению об изменении адреса объекта адресации документов, направлены межведомственные запросы в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом, согласно полученному Департаментом из Управления государственной регистрации пава и кадастра горда Севастополя ответу из Единого государственного реестра недвижимости, запрашиваемые сведения о зарегистрированных правах на жилой дом с кадастровым номером № отсутствуют. В результате проведенной правовой экспертизы полученных сведений, содержащихся в представленных заявителем документах и информации, полученной в результате межведомственного информационного взаимодействия Департамента с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственной регистрации прав на не движимое имущество на территории города Севастополя, установлено наличие основания для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги по подпункту 1 пункта 12 раздела II Административного регламента и подпункту 2 пункта 12 раздела II Административного регламента. Полагает, что Департаментом в полном объеме выполнены административные процедуры, указанные в административном регламенте по предоставлению государственных слуг. Кроме того, полагает, что требование истца об обязании Департамента изменить адрес указанному в иске объекту необоснованно, поскольку невозможно судебным решением подменить установленную законом процедуру. Также указал на то обстоятельство, что отказ в предоставлении государственной услуги не препятствует повторному обращению за получением государственной услуги после устранения причины, послужившей основанием для отказа. Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, проверив доводы административного иска, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. На основании договора купли–продажи жилого дома, заключенного 4 октября 1955 года между ФИО 1 и ФИО3, ФИО3 купила домовладение по адресу: <адрес>, расположенное на участке земли мерою в 600 кв.м. Указанный договор купли–продажи зарегистрирован в установленном ранее действовавшим законодательством порядке. 2 декабря 2015 года указанному домовладению присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровым паспортом, копия которого находится в материалах дела. Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за ФИО3 на основании договора купли-продажи от 04.10.1955 №б/н, как указано в графе «Сведения о правах» кадастрового паспорта. 17.03.1998 земельный участок площадью 617 кв.м по адрес: <адрес> поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской, находящейся в материалах дела. В графе «Правообладатель» указана ФИО3, дата регистрации права 16.05.2017. Согласно архивной выписке от 18.08.2017 №к/201 из решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся от 18.02.1964 №87 «О переименовании улиц», Ялтинское шоссе в Балаклавском районе названо улицей имени Андрея Крестовского. Поскольку в адресах объектов, принадлежащих истцу на праве собственности, имеется разночтение в наименовании улиц и номера дома, желая реализовать право на исправление указанных противоречий в обозначении адреса принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, административный истец ФИО3 обратилась с соответствующим заявлением в уполномоченный на присвоение адресов орган - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, которым ФИО3 разъяснена необходимость обратиться в любое отделение ГКУ «МФЦ». Решением Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 24.07.2018 №7435/48-08/18 административному истцу в предоставлении указанной государственной услуги. Отказ обоснован тем, что на основании пункта 2 раздела I Административного регламента заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются физические или юридические лица, являющиеся собственниками объекта адресации, на основании пункта 2 раздела I Административного регламента, заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются физические или юридические лица, являющиеся собственниками объекта адресации, либо обладающие одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования. Однако согласно сведениям, предоставленным Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.07.2018 № 91/001/018/2018-10719, сведения о зарегистрированных правах на здание с кадастровым номером 91:03:001015:985, отсутствуют. Согласно пункту 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 3 апреля 2015 г. № 270-ПП «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов в городе Севастополе» присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляет Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, именуемый в дальнейшем уполномоченный орган, с использованием федеральной информационной адресной системы. Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченным органом по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Пунктом 27 Правил предусмотрено, что заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненно наследуемого владения; право постоянного (бессрочного) пользования. С заявлением вправе обратиться представители заявителя, действующие в силу полномочий, основанных на оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке доверенности, на указании федерального закона либо на акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (далее - представитель заявителя) (пункт 29 Правил). Согласно пункту 31 Правил заявление представляется заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым уполномоченным органом в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии; Заявление представляется в уполномоченный орган или многофункциональный центр по месту нахождения объекта адресации. В силу пункта 32 Правил заявление подписывается заявителем либо представителем заявителя. При представлении заявления представителем заявителя к такому заявлению прилагается доверенность, выданная представителю заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Аналогичные положения содержались и в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация права в силу положений Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является единственным доказательством наличия зарегистрированного права. Вместе с тем, согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. С учетом того, что город Севастополь стал субъектом РФ 18.03.2014, Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» начал распространятся на объекты, расположенные в Севастополе с 18.03.2014. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, поскольку право собственности на указанные объекты недвижимости – дом и земельный участок, возникло у ФИО3 до 18 марта 2014 года, то есть до введения в действие на территории города Севастополя законодательства Российской Федерации, у нее имеются предусмотренные законом основания для обращения в уполномоченный орган с заявлением об идентификации адресов объектов адресации, находящимся в ее собственности объектов недвижимого имущества. В силу части второй статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Частью 1 статьи 84 КАС РФ предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Из представленных суду представителем Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя материалов по обращению ФИО3 об идентификации адреса объекта адресации усматривается, что ФИО3 03 июля 2018 года через своего представителя обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлением об идентификации адреса здания, расположенного по адресу <адрес> в связи с регистрацией. Согласно приложенным к указанному заявлению сведениям Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектах недвижимости от 05.07.2018, жилой дом расположен по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью 74,6 кв.м, данные о кадастровых номерах объектов недвижимости, в пределах которых расположен указанный объект недвижимости, отсутствуют. Также отсутствуют указанные ведения и в отношении объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. Кроме того, согласно сведениям публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адрес: <адрес>, со статусом «ранее учтенный», изменения сведения в ГКН были внесены 13.09.2018, при этом заявление ФИО3, которое явилось основанием для вынесения оспариваемого решения, в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя подано 03.07.2018, на основании чего можно сделать вывод о невозможности учитывать указанные сведения об объекте недвижимости как актуальные при принятии уполномоченным органом решения об оказании государственной услуги. Принимая во внимание, что судом установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у административного ответчика оснований для принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Присвоение, изменение (идентификация) и аннулирования адресов» от 24.07.2018 года № 7435/48-08/18, суд приходит к выводу о законности принятого ответчиком решения об отказе в предоставлении указанной государственной услуги. Суд соглашается с позицией представителя ответчика о том, что истцом выбран неверный способ защиты и восстановления нарушенных прав. Из представленных сторонами доказательств при наличии разночтений в адресах объектах адресации, что явилось основанием для вынесения оспариваемого решения с учетом соблюдения процедуры Административного регламента по предоставлению государственной услуги и норм действующего законодательства, усматривается невозможность реализации истцом своих прав посредством обращения с указанным выше заявлением в уполномоченный орган. Согласно пункту 1 части 1 статьи 262, статьям 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов. В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (статья 267 ГПК РФ). Таким образом, из приведенных выше положений федерального закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду. При таких обстоятельствах истец, ввиду отсутствия спора о праве на объекты недвижимости и наличия разночтений в адресах объектов, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке особо производства с целью установления юридического факта соответствия адреса. Учитывая вышеизложенное, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности отказать государственную услугу оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья И.А. Анашкина Решение в окончательной форме составлено 31.10.2018 года |