ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1497/19 от 18.04.2019 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-1497/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Псков 18 апреля 2019 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Федорчук Ю.М.,

с участием:

представителя административного истца Григорьевой Н.А.,

представителей административных ответчиков Шелег И.В. и Нурутдинова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толокнова А.Б. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Псковской области и Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области о признании незаконными соответственно отказов от 14.03.2019 №2.12-15/02872 и от 15.03.2019 №2.7-11/03052 в изменении налоговой базы по земельному налогу, обязании произвести исчисление земельного налога за земельные участки за 2017 год с применением налоговой базы в размере установленной рыночной стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Толокнов А.Б. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Псковской области и Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области о признании незаконными соответственно отказов от 14.03.2019 №2.12-15/02872 и от 15.03.2019 №2.7-11/03052 в изменении налоговой базы по земельному налогу, обязании произвести исчисление земельного налога за земельные участки за 2017 год с применением налоговой базы в размере установленной рыночной стоимости земельных участков.

В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельных участков с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**. Постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 № 376 утвержден отчет об определении кадастровой стоимости от 21.10.2016 № 17-5/2016, которым была установлена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих Толокнову А.Б.: с КН №** – 418474,70 руб., с КН №** – 417849,80 руб., с КН №** – 626358,10 руб., с КН №** – 472007,80 руб., с КН №** – 545329,40 руб., с КН №** – 649479,40 руб., с КН №** – 630524,10 руб., с КН №** – 651145,80 руб., с КН №** – 516584,00 руб., с КН №** – 504294,30 руб., с КН №** – 524291,10 руб., с КН №** – 743006,10 руб., с КН №** – 712802,60 руб., с КН №** – 542621,50 руб., с КН №** – 532414,80 руб., с КН №** – 469716,50 руб., с КН №** – 66864300,00 руб., с КН №** – 62073400,00 руб. Согласно отчету об оценке ООО «ИКБ Экспертъ» от 12.07.2018 №223-18 рыночная стоимость земельных участков составляет: с КН №** - 69170 руб., с КН №** – 69067 руб., с КН №** – 103531 руб., с КН №** – 78018 руб., с КН №** – 90138 руб., с КН №** – 119762 руб., с КН №** – 116267 руб., с КН №** – 120070 руб., с КН №** – 95257 руб., с КН №** – 92991 руб., с КН №** – 96678 руб., с КН №** – 122812 руб., с КН №** – 117819 руб., с КН №** – 89690 руб., с КН №** – 88003 руб., с КН №** – 77640 руб., с КН №** – 9983100 руб., с КН №** – 10367420 руб. По заявлению истца решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области от 26.07.2018 установлено отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости более чем на 30%, кадастровая стоимость объектов недвижимости определена в размере их рыночной стоимости. Налоговое уведомление с указанием налоговой базы и суммы земельного налога было направлено Толокнову А.Б. 16.09.2018, соответственно с этого времени Толокнов А.Б. мог узнать подлежащую оплате сумму налога за 2017 год. С учётом особого мнения судьи Конституционного суда, изложенного в определении от 03.07.2014 № 1555-О, и постановлении от 28.02.2019 № 13-П Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 391 НК РФ, п. 3 ст. 5 НК РФ, Толокнов А.Б. полагает, что налоговая база по земельному налогу за 2017 год подлежит исчислению с применением налоговой базы в размере установленной отчетом об оценке ООО «ИКБ Экспертъ» от 12.07.2018 №223-18 рыночной стоимости. 14.02.2019 представителем административного истца были направлены заявления в УФНС и МИФНС России №5 по Псковской области, в которых было указано о необходимости произвести исчисление земельного налога за 2017 год с применением налоговой базы в размере установленной рыночной стоимости земельных участков, однако письмами ответчиков от 14.03.2019 №2.12-15/02872 и от 15.03.2019 №2.7-11/03052 в изменении налоговой базы по земельному налогу Толокнову А.Б. отказано. С данными отказами Толокнов А.Б. не согласен, и полагая нарушенными его права действиями ответчиков, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Административный истец Толокнов А.Б. в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя.

Представитель административного истца Григорьева Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Псковской области Шелег И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что п. 1.1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется с даты начала применения налогообложения, являющегося предметом оспаривания. Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен порядок применения изменённой в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесённым в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019. Доводы административного истца относительно применения данной нормы в новой редакции являются ошибочными. Согласно п.1 ст. 391 НК РФ в редакции от 30.11.2016 в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В п. 4 ст. 5 НК РФ указано, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. В данном случае Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ, который регулирует правоотношения с 2019, по сравнению с ранее действующей редакцией не содержит указанные условия.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области Нурутдинов В.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что п.3 ст.5 НК РФ, на который ссылается представитель административного истца, касается налоговой ответственности. В данном случае целесообразно учитывать п.4 ст. 5 НК РФ, который отражает изменения в законодательстве, и в которой указано, что закон имеет обратную силу, если это прямо предусмотрено законом. Пункт 1.1 ст. 391 НК РФ введён Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в п.6 ст. 3 данного закона указано, что действие данного пункта распространяется на правоотношения возникшие после 01.01.2019. Пункт 1.1 ст. 391 НК РФ определяет, что если кадастровая стоимость приравнена к рыночной, то она начинает использоваться с момента её установления, согласно НК РФ не более чем на три периода. Поскольку основания для изменения кадастровой стоимости возникли у административного истца в 2018 году, то данный пункт не имеет распространение на данные правоотношения, поскольку правоотношения, возникшие в 2018 году, регулировались старой редакцией ст. 391 НК РФ, в которой было указано, что если кадастровая стоимость приравнивается к рыночной, то она применяется в целях налогообложения только с начала налогового периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В данном случае это было сделано в 2018 году, ввиду чего отсутствуют основания пересчёта налоговой базы за 2017 год. Права административного истца не нарушены в связи с установлением кадастровой стоимости в первоначальном виде.

Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Псковской области и Администрации Псковской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. В предыдущем судебном заседании представитель Администрации Псковской области Васильева О.Г. полагала иск удовлетворению не подлежащим по аналогичным основаниям, изложенным представителями административных ответчиков.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск удовлетворению не подлежащим по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Толокнов А.Б. является собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения: с КН №**, площадью 2009 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 47), с КН №**, площадью 2006 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 53), с КН №**, площадью 3007 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 52), с КН №**, площадью 2266 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 49), с КН №**, площадью 2618 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 56), с КН №**, площадью 3118 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 62), с КН №**, площадью 3027 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 59), с КН №**, площадью 3126 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 58), с КН №**, площадью 2480 кв.м., расположенного по адресу: П. область, П. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 54), с КН №**, площадью 2421 кв.м., расположенного по адресу: Псковская область, Опочецкий район, СП «Звонская волость», примыкает к юго-западной границе ориентира д. Куденково (л.д. 48), с КН 60:12:0160105:212, площадью 2517 кв.м., расположенного по адресуП. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 50), с КН №**, площадью 3567 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 61), с КН №**, площадью 3422 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 57), с КН №**, площадью 2605 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 60), с КН №**, площадью 2556 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «Звонская волость», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 63), с КН №**, площадью 2255 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», примыкает к юго-западной границе ориентира д. К. (л.д. 55), с КН №**, площадью 321 000 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», участок находится примерно в 10 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Щ. (л.д. 51), с №**, площадью 298 000 кв.м., расположенного по адресу: П. область, О. район, СП «З.», участок находится примерно в 10 м по направлению на юго-восток от ориентира д. Щ. (л.д. 64).

На основании ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога, регулируются положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Как следует из пункта 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 ст. 391 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 334-ФЗ, от 15.04.2019 N 63-ФЗ), налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Пунктом 4 данной нормы (в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 04.10.2014 N 284-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ) предусмотрено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Исчисление земельного налога осуществляется налоговым органом на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктом 4 ст. 85 НК РФ.

Согласно ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования) (статьи 24.12, 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании ч.1 ст. 11 ФЗ от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основании Закона области от 19 февраля 2002 г. N 174 "О системе органов исполнительной власти Псковской области", 27.01.2016 Администрацией Псковской области принято Распоряжение N 19-р "О проведении в 2016 году на территории Псковской области государственной кадастровой оценки земель", которое было опубликовано 05.02.2016 в газете "Псковская правда", выпуск N 5.

Постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 N 376 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Псковской области.

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" http://pravo.pskov.ru/, 23.11.2016, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2016, "Псковская правда", N 47, 25.11.2016.

В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В связи с чем органом регистрации прав и кадастрового учета 15.12.2016 в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Толокнову А.Б.,: с КН №** – 418474,70 руб., с КН №** – 417849,80 руб., с КН №** – 626358,10 руб., с КН №** – 472007,80 руб., с КН №** – 545329,40 руб., с КН №** – 649479,40 руб., с КН №** – 630524,10 руб., с КН №** – 651145,80 руб., с КН №** – 516584,00 руб., с КН №** – 504294,30 руб., с КН №** – 524291,10 руб., с КН №** – 743006,10 руб., с КН №** – 712802,60 руб., с КН №** – 542621,50 руб., с КН №** – 532414,80 руб., с КН №** – 469716,50 руб., с КН №** – 66864300,00 руб., с КН №** – 62073400,00 руб.

Таким образом, по состоянию на 01.01.2017 действовала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 N 376, и внесенная в ЕГРН.

Согласно отчету об оценке ООО «ИКБ Экспертъ» от 12.07.2018 № 223-18, изготовленному по заказу Толокнова А.Б., рыночная стоимость принадлежащих ему земельных участков составляет: с КН №** - 69170 руб., с КН №** – 69067 руб., с КН №** – 103531 руб., с КН №** – 78018 руб., с КН №** – 90138 руб., с КН №** – 119762 руб., с КН №** – 116267 руб., с КН №** – 120070 руб., с КН №** – 95257 руб., с КН №** – 92991 руб., с КН №** – 96678 руб., с КН №** – 122812 руб., с КН №** – 117819 руб., с КН №** – 89690 руб., с КН №** – 88003 руб., с КН №** – 77640 руб., с КН №** – 9983100 руб., с КН №** – 10367420 руб.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров (результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результате определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объект недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административный истец воспользовался вышеуказанным правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Управления Росреестра по Псковской области от 26.10.2012 № П/487 в Псковской области при Управлении Росреестра по Псковской области от 26.07.2018 №228, определена кадастровая стоимость объектов с КН №** - 69170 руб., с КН №** – 69067 руб., с КН №** – 103531 руб., с КН №** – 78018 руб., с КН №** – 90138 руб., с КН №** – 119762 руб., с КН №** – 116267 руб., с КН №** – 120070 руб., с КН №** – 95257 руб., с КН №** – 92991 руб., с КН №** – 96678 руб., с КН №** – 122812 руб., с КН №** – 117819 руб., с КН №** – 89690 руб., с КН №** – 88003 руб., с КН №** – 77640 руб., с КН №** – 9983100 руб., с КН №** – 10367420 руб. (л.д. 35-40).

Согласно абзацу 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Как следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.01.2019 в отношении объектов недвижимости с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №** с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №** в ЕГРН 29.09.2018 внесены сведения о кадастровой стоимости указанных объектов на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Управления Росреестра по Псковской области от 26.10.2012 № П/487 в Псковской области при Управлении Росреестра по Псковской области от 26.07.2018 № 228.

Толокнову А.Б. направлено уведомление № 71958109 от 19.08.2018 об оплате земельного налога за 2017 год, исходя из налоговой базы, установленной 15.12.2016 на основании Постановления Администрации Псковской области от 22.11.2016 N 376 (л.д. 32-34).

14.02.2019 представитель Толокнова А.Б. по доверенности - Григорьева Н.А. обратилась в Управление Федеральной налоговой службы России по Псковской области и Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области с заявлением, в котором просила Межрайонную ИФНС России №5 по Псковской области произвести исчисление земельного налога за принадлежащие истцу земельные участки с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №**, с КН №** за 2017 год, определив налоговую базу в размере установленной рыночной стоимости, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания, т.е. с 2017 года (л.д. 19-25).

В ответе Управления Федеральной налоговой службы России по Псковской области от 14.03.2019 №2.12-15/02872 указано, что по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области № 228, вынесенному 26.07.2018, налоговый орган может пересчитать земельный налог только за 2018 год, соответственно, Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области правомерно исчислен земельный налог Толокнову А.Б. за 2017 год и пересчету не подлежит (л.д. 27-28).

Межрайонная ИФНС России №5 по Псковской области в письме от 15.03.2019 №2.7-11/03052 сообщила, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области № 228 от 26.07.2018 в Инспекцию поступили, и в соответствии с датой применения (01.01.2018) будут учтены при проведении расчета земельного налога за 2018 год. Основания для перерасчета земельного налога за 2017 год у Инспекции отсутствуют (л.д. 30).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд находит отказ Управления Федеральной налоговой службы России по Псковской области от 15.03.2019 №2.7-11/03052 и отказ Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области от 14.03.2019 №2.12-15/02872 в изменении налоговой базы по земельному налогу законными в силу следующего.

Согласно абзацу пятому статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В пункте 1 ст. 391 НК РФ указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Из анализа вышеперечисленных положений законодательства и разъяснений следует, что момент установления кадастровой стоимости равной ее рыночной стоимости связан с датой обращения налогоплательщика в комиссию по рассмотрению споров, а не с датой, по состоянию на которую устанавливается рыночная стоимость объекта недвижимости.

Федеральным законом №334-Ф3 от 03.08.2018 статья 391 НК РФ дополнена пунктом 1.1. В абзаце 1 данного пункта определено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Согласно абзацу 4 данного пункта, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В пункте 6 статьи 3 Федерального закона №334-Ф3 от 03.08.2018 определено, что положения новой редакции пункта 1.1 статьи 391 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019, т.е. основания для внесений в ЕГРН измененных сведений о кадастровой стоимости должны возникнуть после 01.01.2019.

Соответственно, кадастровая стоимость, измененная на основании решения комиссии или суда, принятых до 01.01.2019 и внесенная в ЕГРН до 01.01.2019, должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ (в редакции Закона N 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков – физических лиц может быть осуществлен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

В рассматриваемом случае, основания для внесения изменений в ЕГРН относительно кадастровой стоимости объекта возникли на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области №228 от 26.07.2018. Следовательно, установленная кадастровая стоимость объекта в размере его рыночной стоимости будет являться основанием для исчисления налога за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре, а именно в рассматриваемом случае с 01.01.2018 и не подлежит пересчету за 2017 год.

Доводы стороны истца о действии обратной силы закона несостоятельны, поскольку придание обратной силы Федеральным законом от 03.08.2018 №334-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах по общему правилу вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В данном случае пункт 2 статьи 2 Федерального закона №334-Ф3 от 03.08.2018, улучшающий положение налогоплательщиков, введен в действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу - с 01.01.2019 (пункт 3 статьи 3), а в пункте 6 статьи 3 Закона №334-Ф3 оговорены конкретные условия, при наличии которых начинается действие новой редакции закона, которые в данном случае отсутствуют.

Данные нормы в полной мере соответствуют статье 5 НК РФ, направлены на стабильность налоговых правоотношений, не свидетельствуют о неравном положении Толокнова А.Б. по сравнению с иными налогоплательщиками, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права налогоплательщика (определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 N 15-О).

Ссылка стороны административного истца на п. 3 ст. 5 НК РФ несостоятельна и применению к данному спору не подлежит, поскольку данные положения предусматривают обратную силу актов законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей.

Доводы представителя административного истца о том, что в 2017 году истец не мог узнать об определенной Постановлением Администрации Псковской области от 22.11.2016 N 376 кадастровой стоимости земельных участков являются необоснованными, поскольку данный нормативный правовой акт области в соответствии с Законом Псковской области от 12 декабря 2003 г. N 242-ОЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Устава и законов области, иных нормативных правовых актов области" был официально опубликован в газете "Псковская правда", размещен (опубликован) в сетевом издании "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru), на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности отказов Управления Федеральной налоговой службы России по Псковской области от 15.03.2019 №2.7-11/03052 и отказ Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области от 14.03.2019 №2.12-15/02872 в изменении налоговой базы по земельному налогу и отказывает Толокнову А.Б. в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Толокнова А.Б. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Псковской области и Межрайонной ИФНС России №5 по Псковской области о признании незаконными соответственно отказов от 14.03.2019 №2.12-15/02872 и от 15.03.2019 №2.7-11/03052 в изменении налоговой базы по земельному налогу, обязании произвести исчисление земельного налога за земельные участки за 2017 год с применением налоговой базы в размере установленной рыночной стоимости земельных участков отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Жбанова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2019 года.