УИД 11RS0001-01-2020-016521-33 Дело № 2а- 1497/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием старшего помощника прокурора Матвеевой С.А.,
представителя административного ответчика ФИО3, действующего на основании от 03.02.2020,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ
ФИО4 обратился с административным исковым заявлением к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании недействующим абзаца 2 пункта 2, пункта 1 приложения №1, приложения № 2 постановления главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29 октября 2008 № 10/4160 «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий, указав в обосновании требований, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2020 № 445 с 04.07.2020 вступили в силу Поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
В частности, вступили в силу поправки в статью 118 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Полагает, что Конституционный Суд Республики Коми с 04.07.2020 не является судом по смыслу ст. 118 Конституции Российской Федерации и не вправе осуществлять правосудие.
При таких обстоятельствах, названные положения оспариваемого правового акта органа местного самоуправления противоречат положениям пункта 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку устанавливают запрет на проведение публичных мероприятий на территории, прилегающей к объекту, не являющемуся судом.
В судебное заседание административный истец не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО3 с требованиями не согласился, заявив ходатайство о прекращении производства по делу в связи с фактическим обсуждением легитимности Конституционного Суда Республики Коми, что не является компетенцией суда общей юрисдикции и данный вопрос подлежит рассмотрению в порядке Конституционного судопроизводства. По существу указал, что Федеральным конституционным законом от 08.12.2020 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» из состава судов Российской Федерации исключаются конституционные (уставные) суды.
Статьей 5 Федерального конституционного закона № 7-ФКЗ установлен период вступления в силу данного изменения: с 01.01.2023 года.
Выслушав участника процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым прекратить производство по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 208 ч. 1, 6 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Частью 7 статьи 213 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
В силу ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности по реализации своих прав в соответствии со сложившимися традициями и порядком.
На обеспечении реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон, Закон № 54-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Частью 2 статьи 8 названного Федерального закона определены места, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, в частности к таким местам относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Согласно ч. 2.1 ст. 8 Закона, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Во исполнении п. 9 ст. 2 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", руководствуясь пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 16(1) Закона Республики Коми от 08.05.2007 N 43-РЗ "О некоторых вопросах в области градостроительной деятельности в Республике Коми", частями 1, 5, 6 статьи 2 Закона Республики Коми от 02.11.2018 N 94-РЗ "О порядке определения границ прилегающих территорий правилами благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Коми", статьями 28, 44 Устава МО ГО "Сыктывкар", пунктом 7.7 Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденных решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.10.2017 N 24/2017-330 постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 № 10/4160 определен на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" перечень мест (земельных участков), на территории которых проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещено, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению (пункт 1); установлены границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающие к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено: - территории, прилегающие к зданиям, занимаемым Конституционным Судом Республики Коми, Верховным судом Республики Коми, Арбитражным судом Республики Коми, Сыктывкарским городским судом Республики Коми, Эжвинским районным судом г. Сыктывкара согласно приложениям NN 2 - 6 к настоящему постановлению, мировыми судебными участками - согласно приложениям NN 7 - 8 к настоящему постановлению (пункт 2)
Приложением № 1 Перечня мест (земельных участков) на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий отнесен адрес: <...>, где располагается Конституционный Суд Республики Коми (пункт 1).
Приложением № 2 к постановлению определены границы территории, непосредственно прилегающие к зданию, в котором расположен Конституционный Суд Республики Коми с приведением картографической схемы границ территории.
Статьей 45 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
Аналогичные положения изложены в ст. 16(1) Закона Республики Коми от 08.05.2007 N 43-РЗ "О некоторых вопросах в области градостроительной деятельности в Республике Коми" согласно которой границы прилегающих территорий на основании федерального закона определяются органами местного самоуправления в Республике Коми в правилах благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом Республики Коми.
Согласно ст. 2 Закона Республики Коми от 02.11.2018 N 94-РЗ "О порядке определения границ прилегающих территорий правилами благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Коми" границы прилегающей территории определяются в отношении территории общего пользования, которая прилегает (то есть имеет общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, его площади, а также иных требований, установленных настоящей статьей.
Определение границ прилегающей территории осуществляется путем утверждения представительным органом местного самоуправления в Республике Коми схемы границ прилегающих территорий в составе правил благоустройства территории муниципального образования.
Утвержденные схемы границ прилегающих территорий в составе правил благоустройства территории муниципального образования публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 28.10.2017 N 24/2017-330 "Об утверждении Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (п. 7.7.) установлено, что границы прилегающей территории определяются проектами межевания территорий (документами по планировке территорий), необходимых для эксплуатации зданий, сооружений; а при отсутствии указанных данных - в соответствии с картой-схемой.
В соответствии с п. 7.1 Правил благоустройства, карты-схемы формирует администрация МО ГО «Сыктывкар».
Согласно ст. 43 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" глава городского округа - руководитель администрации издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа.
Глава городского округа - руководитель администрации издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
Решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 28.09.2010 N 34/09-597 "О печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар" газета "Панорама столицы" является печатным средством массовой информации органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар" для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования городского округа "Сыктывкар" официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования городского округа "Сыктывкар", о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Названное постановление главы администрации со всеми внесенными изменениями опубликовано в газете «Панорама столицы.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт – постановление главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 № 10/4160, опубликованное в печатном издании газета «Панорама Столицы», принят уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Таким основанием к оспариванию названных положений нормативно-правового акта является позиция административного истца об отсутствии в субъекте с 04.07.2020 как судебного органа Конституционного Суда Республики Коми.
Вместе с тем данный довод административного истца несостоятелен.
Законом республики Коми от 31.10.1994 N 7-РЗ "О Конституционном Суде Республики Коми" учрежден Конституционный Суд Республики Коми.
Законом Российской Федерации Ф о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" внесены в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года изменения и в том числе в часть 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации, согласно которой судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2020 N 445 "Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками" поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", вступают в силу 4 июля 2020 года.
Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Частью 2 названой нормы предусмотрено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Часть 4 ст. 4 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ к судам субъектов Российской Федерации относит конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом от 08.12.2020 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" конституционные (уставные суды) исключены из судебной системы Российской Федерации, при этом названное изменение, в силу статьи 5 этого же Закона вступает в силу с 01 января 2023 года. До 01 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются.
Рассмотрение дел, принятых конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации к производству до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня, с которого в соответствии с законами субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются, но не позднее 1 января 2023 года.
В силу ч. 2 ст. 17 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, вопрос об упразднении Конституционного Суда Республики Коми может быть урегулирован лишь нормативным правовым актом на уровне закона Республики Коми в сроки, установленные Федеральным Конституционным законом № 7-ФКЗ.
На период рассмотрения настоящего дела такого закона законодательным органом Республик коми не принято, что следует из информации председателя Государственного Совета Республики Коми от 18.12.2020.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемые положения нормативно-правого акта соответствует Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не противоречат иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие судом решения об отказе ФИО4 в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. 226-227, 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО4 ФИО2 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании недействующим абзаца 2 пункта 2, пункта 1 приложения №1, приложения № 2 постановления главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29 октября 2008 № 10/4160 «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 22 января 2021 года.
Судья А.П. Леконцев