Санкт-Петербург
Дело № 2а-1499/2022 20.06.2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Батогова А.В.,
при секретаре Астаховой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС № 7 по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженности по обязательным платежам в общей сумме 5 872.27 руб., из них: пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в размере 6.29 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2018, 2019гг. в размере 5857.00 руб., пени в размере 8.98 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался судом, от получения корреспонденции уклонился (08.06.2022 согласно ШПИ (РПО) 20085272564119 направлено извещение и копия определения, 14.06.2022 неудачная попытка вручения, 18.06.2022 возвращено из-за истечения срока хранения.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается:
Первично Межрайонная ИФНС России №7 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, Инспекция) обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей (задолженности по страховым взносами пени) с ФИО1 (далее - административный ответчик, плательщик).
Вынесенный 29.10.2021г. судебный приказ по делу №2а-409/2021-8 отменен определением мирового судьи судебного участка № 8 Санкт-Петербурга от 25.11.2021г. по принесенным возражениям налогоплательщика, поступившим относительно исполнения судебного приказа.
В течение шести месяцев после отмены судебного приказа и получения копии определения истец обратился в суд с настоящим иском, в связи с чем суд полагает, что срок на подачу настоящего иска не пропущен, мировым судьёй не выносилось определение об отказе в выдаче приказа в связи с пропуском срока.
Исходя из публичного характера налоговых правоотношений, проверка соблюдения срока обращения с требованиями о взыскании налоговых платежей и санкций, относится к обязанности мирового судьи при разрешении вопроса о вынесении судебного приказа.
В рассматриваемом деле мировой судья судебного участка не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа в порядке ст. 123.4 КАС РФ и отказу в восстановлении срока. Факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении возможно пропущенного инспекцией срока обращения с таким заявлением, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Отмена судебного приказа не изменяет и не отменяет обязанность по уплате налога. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в государственную казну (Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 №1440-О).
Требование своевременной и полной уплаты налогов отражает не только частные, но и публичные интересы. Неуплата налогов влечет негативные последствия в виде дефицита бюджета – денежных средств, предназначенными для финансового обеспечения задач и функция государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Реализация конституционной обязанности платить законно установленные налоги предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в государственную казну.
Статьей 44 НК РФ установлен перечень оснований прекращения обязанности по уплате обязательного платежа, который включает: его уплату, смерть (признание умершим) физического лица в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога с наличием объекта налогообложения (п.1. ст. 38 НК РФ).
У налогоплательщика имеется недоимка по транспортному налогу, задолженность по пени по транспортному налогу и налогу на имущество. Недоимка по налогу на профессиональный доход и задолженность по пени по указанному налогу погашена налогоплательщиком.
Согласно сведениям, поступившим истцу в соответствии с п.11 ст. 85 НК РФ из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, налогоплательщик, в том числе в 2018, 2019 гг. являлся собственником следующего имущества:
Сведения об объектах собственности физического лица (транспорт)
Дата регистрации факта владения на объект собств-ти | Дата снятия с регистрации факта владения на объект собств-ти | Гос.рег.знак | Вид объекта собств-ти по СНТС | Марка/модель ТС | Год выпуска | Мощность двигателя | Номер кузова | |
№ | Легковой автомобиль | Тойота Prius А | № | |||||
№ | Легковой автомобиль | Honda Freed Spike | № | |||||
№ | Легковой автомобиль | Тойота ФИО2 | № | |||||
ФИД лица | № | Легковой автомобиль | Тойота Sienta | № | ||||
№ | Легковой автомобиль | Хонда ФИО3 | № |
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам. Порядок, сроки уплаты налога, налоговые ставки, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком установлены гл. 28 НК РФ «Транспортный налог», Законом Санкт-Петербурга от 04.11.2002г. №487-53 «О транспортном налоге».
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения-автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Уплата налога в соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Местом нахождения транспортного средства в соответствии с п.5 ст. 83 НК РФ признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которым зарегистрировано транспортное средство.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели,- как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Согласно ст. 52, п.3 ст. 363 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым органом за 2019 г. по сроку уплаты 01.12.2020 г. начислен транспортный налог в сумме 4 633.00 руб., сформировано налоговое уведомление № 65778689 от 01.09.2020г.
Судом произведён расчет транспортного налога за 2019 г.:
Налоговый период (год) | Налоговая база | Налоговая ставка (руб) | Кол-во месяцев владения в году/12 | Сумма исчисленного налога (руб) |
Хонда ФИО3, №, ОКТМО 40305000, код ИФНС 7839 | ||||
Тойота Prius A, №, ОКТМО 40305000, код ИФНС 7839 | ||||
Хонда ФИО3, №, ОКТМО 40305000, код ИФНС 7839 | ||||
Тойота Sienta, №, ОКТМО 40305000, код ИФНС 7839 | ||||
Итого сумма налога к уплате с учетом переплаты: 4633,00 руб.
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик зарегистрирован в информационном ресурсе личный кабинет налогоплательщика, информационном ресурсе, размещенном на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Согласно п. 2 ст.11.2. НК РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом согласно п.23 раздела 5 Приказа ФНС России от 22.08.2017г. № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
В соответствии с п. 6 раздела указанного Приказа ФНС России в личном кабинете налогоплательщика размещаются, в том числе:
- сведения о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога;
- сведения о состоянии расчетов с бюджетом по налогам;
- документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней).
Налоговое уведомление № 65778689 от 01.09.2020г. было размещено в интернет-сервисе ФНС «Личный кабинет налогоплательщика» во вкладках «Начислено» и «Документы налогоплательщика». Получено 30.09.2019г. в 06:37.
В связи с тем, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога в установленные законодательством сроки, в соответствии со статьей 75 НК РФ Инспекцией были начислены пени, направлено требование об уплате налога и пени № 32003 от 10.12.2020г.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (Постановление от 17.12.1996 №20-П, определение от 08.02.2007 №381-ОП).
Согласно п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствие с п. 6 ст. 69 НКРФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Требование № 32003 от 10.12.2020г. размещено в личном кабинете налогоплательщика, оставлено без исполнения (задолженность по транспортному налогу и пени).
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Судом произведен расчет сумм пени, включенной в требование по уплате №32003 от 10.12.2020 г.:
Дата записи | Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Кол-во дней просрочки уплаты налога | Операция в КРСБ | Сумма операции по налогу | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Начислено пени | Сальдо по пени | Сумма пени, вошедшей в требование |
начислено налога по расчету | -4633,00 | -5,25 | |||||||||
расчет пени | -5,25 | ||||||||||
для включения в требования №32003 от 10.12.2020 | |||||||||||
Итого пени в требование №32003 от 10.12.2020 |
Налоговым органом за 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019г. начислен транспортный налог в сумме 5 424.00 руб., сформированное налоговое уведомление № 67788152 от 23.08.2019г. было размещено в интернет-сервисе ФНС «Личный кабинет налогоплательщика». Получено 30.09.2019г. в 06:37.
Судом произведён расчет транспортного налога за 2018 г:
Налоговый период (год) | Налоговая база | Налоговая ставка (руб) | Кол-во месяцев владения в году/12 | Сумма исчисленного налога (руб) |
Тойота ФИО2, №, ОКТМО 40305000, код ИФНС 7839 | ||||
Хонда ФИО4, №, ОКТМО 40305000, код ИФНС 7839 | ||||
Тойота Prius A, №, ОКТМО 40305000, код ИФНС 7839 | ||||
Итого сумма налога к уплате с учетом переплаты: 5424,00 руб.
В связи с тем, что налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога в установленные законодательством сроки, в соответствии со статьей 75 НК РФ Инспекцией были начислены пени, направлено требование № 38784 от 24.12.2019г. об уплате транспортного налога в сумме 5 424.00 руб. и пени в сумме 24,32 руб. Требование размещено в личном кабинете налогоплательщика.
Налогоплательщиком 30.12.2019г. произведена частичная оплата недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 3 312.00 руб. (номер документа источника: 119952, основание платежа: задолженность). Недоимка по транспортному налогу составляла 2112.00 руб.
В связи с недостоверными данными, поступившими из органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, о снятии с регистрационного учета автомобиля ТОЙОТА ФИО2 (гос. рег. знак №) был сделан перерасчет налога в сторону уменьшения за указанный автомобиль в сумме 1332.00 руб., и исчислен (восстановлен) налог за 3 месяца владения автомобилем в сумме 444.00 руб., в результате образовавшаяся сумма переплаты зачтена в счет погашения недоимки. Таким образом, недоимка по транспортному налогу за 2018г. составляет 1 224.00 руб. (780.00 руб. + 444.44 руб.).
Недоимка по транспортному налогу за 2018г. в общей сумме 1 224.00 руб. (780.00 руб. + 444.44 руб.) отражена в требованиях: по требованию № 38784 от 24.12.2019г. актуальная сумма недоимки по транспортному налогу составляет 780.00 руб. (2112.00 руб. – 1332.00 руб.), пени – 0.00 руб. (после перерасчета и частичной оплаты в сумме 13.67 руб.); в требовании №17005 от 29.06.2020г. отражена сумма недоимки по транспортному налогу в размере 444.44 руб. и пени, исчисленные на указанную сумму недоимки, с 13.05.2020г. по 28.06.2020г. (пени на сумму недоимки начислены только с 13.05.2020г., а не с 03.12.2019г.).
Судом произведен расчет сумм пени, включенной в требование об уплате №17050 от 29.06.2020 г.:
Дата записи | Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Кол-во дней просрочки уплаты налога | Операция в КРСБ | Сумма операции по налогу | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Начислено пени | Сальдо по пени | Сумма пени, вошедшей в требование |
начислено налога по расчету | -444,00 | -3,73 | |||||||||
расчет пени | -3,26 | ||||||||||
изменение ставки ЦБ | -3,26 | ||||||||||
расчет пени | -3,73 | ||||||||||
Для включения в требование №17050 от 29.06.2020 | |||||||||||
Итого пени в требование №17050 от 29.06.2020 |
Согласно сведениям, поступившим истцу в соответствии с п.11 ст. 85 НК РФ в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, из органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлено, что налогоплательщик является собственником нижеуказанного имущества (код налогового органа 7839):
Вид объекта собственности по СНТС | Адрес объекта собств-ти по КЛАДР | Вид права по СКВПЗУ | Дата регистрации факта владения на объект собств-ти | Размер доли в праве | Номер регистрации права | Кадастровый номер объекта недвижимости | Площадь объекта недвижимости | Наименование единицы измерения площади |
Машино-место | , 1Н А | Общая долевая собственность | № | № | кв.м. |
Согласно ст. 402, 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в случае если субъектом РФ не принято такое решение, то исходя из их инвентаризационной стоимости).
В соответствии со ст. 408 НК сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ. Согласно п.5 ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Инспекцией (код налогового органа 7839) был исчислен налог на имущество за 2019 г. по сроку уплаты 01.12.2020г. Сформированное налоговое уведомление № 65778689 от 01.09.2020г. было размещено в интернет-сервисе ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».
Судом произведён расчет налога на имущество за 2019 г.:
Налоговый период (год) | Налоговая база (руб) | Доля в праве | Налоговая ставка (%) | Кол-во месяцев владения /12 | Сумма исчисленного налога (руб) | |
Иные строения, помещения и сооружения, №, ОКТМО 40306000, код ИФНС 7839,198095, | ||||||
КК | ||||||
Налог не был оплачен в установленные законодательством сроки. В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени. На основании ст. 69 НК РФ должнику направлено требование № 32003 от 10.12.2020г., (размещено в личном кабинете налогоплательщика).
Судом произведён расчет сумм пени, включенной в требование об уплате №32003 от 10.12.2020 г.:
Дата записи | Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Кол-во дней просрочки уплаты налога | Операция в КРСБ | Сумма операции по налогу | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Начислено пени | Сальдо по пени | Сумма пени, вошедшей в требование |
начислено налога по расчету | -1439,00 | -1,63 | |||||||||
расчет пени | -1,63 | ||||||||||
для включения в требование №32003 от 10.12.2020 | |||||||||||
Итого пени в требование №320003 от 10.12.2020 |
Инспекцией (код налогового органа 7839) был исчислен налог на имущество за 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019г. Сформированное налоговое уведомление № 67788152 от 23.08.2019г. было размещено в интернет-сервисе ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».
Судом произведён расчет налога на имущество за 2018 г.:
Налоговый период (год) | Налоговая база (руб) | Доля в праве | Налоговая ставка (%) | Кол-во месяцев владения/12 | Коэффициент к налоговому периоду | Сумма исчисленного налога (руб) | |
Иные строения, помещения и сооружения, №, ОКТМО 40306000, код ИФНС 7839,198095, | |||||||
КК | |||||||
Налог не был оплачен в установленные законодательством сроки. В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени. На основании ст. 69 НК РФ должнику направлено требование № 38784 от 24.12.2019г., (размещено в личном кабинете налогоплательщика).
Судом произведен расчет сумм пени, включенной в требование по уплате № 38784 от 24.12.2019 г.:
Дата записи | Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Кол-во дней просрочки уплаты налога | Операция в КРСБ | Сумма операции по налогу | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Начислено пени | Сальдо по пени | Сумма пени, вошедшей в требование |
начислено налога по расчету | -1040,00 | -4,66 | |||||||||
расчет пени | -2,93 | ||||||||||
изменение ставки ЦБ | -2,93 | ||||||||||
расчет пени | -4,66 | ||||||||||
для включения в требование №38784 от 24.12.2019 | |||||||||||
Итого пени в требование №38784 от 24.12.2019 |
Поскольку до настоящего времени требования об уплате налога и пени в полной мере не исполнены, налоговый орган воспользовался своим правом, предоставленным статьёй 48 НК РФ, принять к налогоплательщику принудительные меры взыскания задолженности.
Расчет иска проверен судом, ответчиком не оспорен.
На основании изложенного суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС № 7 по Санкт-Петербургу к ФИО1, , о взыскании обязательных платежей – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, , задолженность по обязательным платежам в общей сумме 5 872.27 руб., из них:
- Пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в размере 6.29 руб.
- Транспортный налог с физических лиц за 2018, 2019 гг. в размере 5857.00 руб., пени в размере 8.98 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: Батогов А.В.
Мотивированное решение изготовлено и оглашено в полном объёме 20.06.2022